Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-600/2023 ~ М-678/2023 от 06.07.2023

К делу № 2-600/2023

УИД № 23RS0026-01-2023-000970-04

    Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ст-ца Кущевская Краснодарского края     20 октября 2023 года

Кущевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                    Коробкова И.С.,

с участием заместителя прокурора

Кущевского района                            Фоменко Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи                             Юшковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Кущевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа им. А.О.Д. муниципального образования Кущевский район Краснодарского края о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Кущевского района Гудимов Г.А., в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МАОУ СОШ им. А.О.Д. муниципального образования Кущевский район Краснодарского края о возложении обязанности издать приказ о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в суть «Интернет» и разместить его на официальном сайте образовательного учреждения.

В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Кущевского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, о противодействии экстремистской деятельности, а также национального проекта «Образование» в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательном учреждении школе им. А.О.Д. муниципального образования Кущевский район, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства.

Как установлено в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки официального сайта МАОУ СОШ , размещенного по адресу: <данные изъяты>, сайт образовательного учреждения не в полной мере отвечает Требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденным приказом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831.

Так, на главной странице сайта отсутствует подраздел «Документы», а также отсутствует Приказ о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», с дальнейшим получением согласия родителей (законных представителей) обучающихся о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательной организации либо предоставления администрации образовательной организации права на время учебного процесса забрать устройство(-а) обучающегося.

Отсутствие в МАОУ СОШ приказа о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», а также не размещение его на официальном сайте образовательного учреждения, нарушает права обучающихся и дает предпосылки нарушения законодательства о защите детей от информации, в том числе экстремистской направленности, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред их здоровью и развитию.

Таким образом, должностными лицами МАОУ СОШ в полном объеме не реализованы мероприятия, предусмотренные в рамках национального проекта «Образование», что приводит к невозможности реализовать установленные этим проектом показатели, что в последующем отражается на окончательном этапе его реализации - неисполнение заложенных Указом Президента РФ целей.

С учетом изложенного, просит обязать МАОУ СОШ им. А.О.Д. муниципального образования Кущевский район Краснодарского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу издать приказ о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет» и разместить его на официальном сайте образовательного учреждения.

В судебном заседании истец – заместитель прокурора Кущевского района Фоменко Р.А. подтвердил заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик – представитель МАОУ СОШ им. А.О.Д. муниципального образования Кущевский район Краснодарского края в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 19, 21).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – представитель Управления образования администрации муниципального образования Кущевский район Краснодарского края в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие (л.д. 25).

Суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело по заявленным требованиям в отсутствие сторон, не явившихся в судебное заседание, по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.

На основании части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Кущевского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, о противодействии экстремистской деятельности, а также национального проекта «Образование» в МАОУ СОШ им. А.О.Д. муниципального образования Кущевский район Краснодарского края, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9, пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает обеспечение информационной безопасности детей.

В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Статьей 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что к одному из основных направлений деятельности по противодействию экстремистской деятельности относится принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (статья 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

В соответствии с пунктом 21 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 29 вышеуказанного Федерального закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность всей перечисленной в данном пункте информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 года № 16) утвержден паспорт проекта «Образование».

В рамках федерального национального проекта «Образование» функционирует федеральный проект «Цифровая образовательная среда».

Одной из задач данного проекта является обновление информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов (официальных сайтов в сети «Интернет») всех образовательные организаций, реализующих основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы.

В соответствии с пунктом 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденным приказом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 года № 831, для размещения информации на сайте образовательной организацией должен быть создан специальный раздел «Документы».

Согласно пункту 3.3 Требований специальный раздел должен включать в себя локальные нормативные акты образовательной организации по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 года № 884, Министерство просвещения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Минпросвещения России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства (пункты 5, 6 Положения).

Согласно Методическим рекомендациям по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, являющимся приложением к письму Минпросвещения России от 07.06.2019 года № 04-474, в части организации системы ограничения обучающихся к информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, образовательные организации самостоятельно определяют свою политику в отношении персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет».

Информация о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», оформляется в форме Приказа о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», с дальнейшим получением согласия родителей (законных представителей) обучающихся о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательной организации либо предоставления администрации образовательной организации права на время учебного процесса забрать устройство(-а) обучающегося.

Данный Приказ размещается на сайте образовательной организации в открытом доступе в разделе «Документы» в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».

Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проведенной проверки официального сайта МАОУ СОШ , размещенного по адресу: <данные изъяты>, выявлено, что сайт образовательного учреждения не в полной мере отвечает Требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденным приказом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 года № 831.

На момент проверки установлено, что на главной странице сайта отсутствует подраздел «Документы», а также отсутствует Приказ о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», с дальнейшим получением согласия родителей (законных представителей) обучающихся о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательной организации либо предоставления администрации образовательной организации права на время учебного процесса забрать устройство(-а) обучающегося.

Отсутствие в МАОУ СОШ приказа о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет», а также не размещение его на официальном сайте образовательного учреждения, нарушает права обучающихся и дает предпосылки нарушения законодательства о защите детей от информации, в том числе экстремистской направленности, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред их здоровью и развитию (л.д. 6, 7-8).

Разрешая настоящий спор, руководствуясь, в том числе положениями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденным приказом Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 года № 831, суд исходит из того, что должностными лицами МАОУ СОШ в полном объеме не реализованы мероприятия, предусмотренные в рамках национального проекта «Образование», что приводит к невозможности реализовать установленные этим проектом показатели.

Принимая во внимания обстоятельства дела, учитывая вышеизложенное, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования и.о. прокурора Кущевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднее общеобразовательное учреждение школу им. А.О.Д. муниципального образования Кущевский район Краснодарского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу издать приказ о порядке использования на территории образовательной организации персональных устройств обучающихся, имеющих возможность выхода в сеть «Интернет» и разместить его на официальном сайте образовательного учреждения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Кущевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Кущёвского районного суда              И.С. Коробков

2-600/2023 ~ М-678/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кущевского района
Ответчики
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 муниципального образования Кущевский район
Другие
Управление образования администрации МО Кущевский район
Суд
Кущевский районный суд Краснодарского края
Судья
Коробков И. С.
Дело на сайте суда
kushevskoy--krd.sudrf.ru
06.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024Дело оформлено
04.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее