Дело № 2-743/2020
УИД №16RS0013-01-2020-001584-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года пос.ж.д. ст.Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тазиева Н.Д.,
при секретаре Дербеневой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вафиной Р. Р. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, о включении периоды учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж работы и обязании назначить досрочную пенсию по старости,
установил:
Вафина Р.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» (далее УПФ в <адрес>) с вышеуказанным иском, в обоснование указывает следующее.
Решением УПФ в <адрес> от 27.04.2020г. № ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, за которой она обратилась ДД.ММ.ГГГГг. как медицинский работник в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Отказ мотивирован тем, что не наступил срок по достижению которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом положения пункта 3 статьи 10 ФЗ от 03.10.2018г. №350-ФЗ, т.е. не прошел переходный период, на который выработан стаж на соответствующих видах работ (требуемый стаж 25 лет лечебной деятельности, выработано 24 года 11 месяцев 22 дня)
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», не включены периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учебные отпуска в период работы в должности медицинской сестры стоматологического отделения поликлиники ГАУЗ «Высокогорская ЦРБ»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации в период работы в должности медицинской сестры стоматологического отделения поликлиники ГАУЗ «<данные изъяты>».
Считает указанное решение ответчика не законным, поскольку она не согласна с не включением в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периодов нахождения в дополнительных отпусках с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации в образовательном учреждении среднего профессионального образования, т.е. в Казанском медицинском колледже, имеющем государственную аккредитацию, и периодов прохождения курсов повышения квалификации.
На основании изложенного просит: признать решение Государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» от 27.04.2020г. № об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1. ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» незаконным; обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1. ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочно страховую пенсию по старости с даты подачи заявления о её назначении - с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание Вафина Р.Р. не явилась, от нее имеется заявление о рассмотрения дела без ее участия.
Представитель ответчика Государственного учреждения «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» в судебное заседание не явился, прислали заявление о рассмотрения дела без их участия, представив письменный отзыв на иск, согласно которому просят в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела и пенсионного дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ст. 10 ФЗ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж для назначения трудовой пенсии включается периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
В силу ст. 196 ТК РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.174 Трудового кодекса Российской Федерации Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Положениями пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 5 указанных правил также предусмотрено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Судом установлено, что Решением УПФ в <адрес> от 27.04.2020г. № истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, за которой она обратилась ДД.ММ.ГГГГг. как медицинский работник в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Отказ мотивирован тем, что не наступил срок по достижению которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом положения пункта 3 статьи 10 ФЗ от 03.10.2018г. №350-ФЗ, т.е. не прошел переходный период, на который выработан стаж на соответствующих видах работ (требуемый стаж 25 лет лечебной деятельности, выработано 24 года 11 месяцев 22 дня)
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», не включены периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учебные отпуска в период работы в должности медицинской сестры стоматологического отделения поликлиники ГАУЗ «Высокогорская ЦРБ»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации в период работы в должности медицинской сестры стоматологического отделения поликлиники ГАУЗ «<данные изъяты>».
В данные периоды трудовой деятельности истец на основании приказов работодателя находилась в оплачиваемых учебных отпусках, а также на курсах повышения квалификации (вышеуказанные спорные периоды).
Периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (учебного отпуска), являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, поскольку учеба является обязательным условием выполнения истицей своих трудовых обязанностей, с учетом того, что за ней сохранялось место работы, заработная плата, то есть она была уверена в неизменности своего статуса, рассчитывал на получение досрочной трудовой пенсии, в эти периоды работодателем уплачивались страховые взносы, что не оспаривалось представителем ответчика.
Суд приходит к выводу, что исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка, а также повышения квалификации работника, в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, эти периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, отказ пенсионного органа в части исключения из специального стажа периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках является незаконным.
С учетом включения названных периодов в специальный стаж, последний на дату обращения истца к ответчику составил 25 лет 8 месяцев 10 дней, то есть истицей необходимый стаж истицей выработан 2019 году.
Пунктом 1.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие пенсионного возраста при наличии соответствующего страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определенного размера (часть 1, 2, 3 статьи 8, часть 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Приложения 3, 5, 6 к Закону № 400-ФЗ).
Отдельным категориям граждан страховая пенсия по старости может быть назначена независимо от возраста при наличии необходимой величины ИПК (в 2019 году - не ниже 16,2) и определенного стажа на соответствующих видах работ. К таким лицам относятся, в частности, лица, не менее 30 лет осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Тем не менее с ДД.ММ.ГГГГ пенсия лица, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения может быть назначена только через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период в 2019 году составляет 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев (пункт 19 части 1, часть 1.1, 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).
При этом ч. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при возникновении права на пенсию в 2019 г. срок назначения пенсии определен не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что на дату обращения истца к ответчику она приобрела право на досрочное назначение пенсии с учетом названных положений закона и такое право подлежит признанию за ней судом.
Таким образом, отказ ответчика в назначении истице досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью является незаконным.
На ответчика подлежит возложению обязанность назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1. ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с удовлетворением иска подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Вафиной Р. Р. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным, о включении периоды учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж работы и обязании назначить досрочную пенсию по старости удовлетворить.
Признать решение Государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» от 27.04.2020г. № об отказе Вафиной Р. Р. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1. ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» незаконным.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» включить в стаж Вафиной Р. Р., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1. ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и периоды прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» назначить Вафиной Р. Р. досрочную пенсию в соответствии с пп.20 п.1. ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения за ним, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» в пользу Вафиной Р. Р. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Судья: Н.Д. Тазиев