Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2866/2024 от 23.01.2024

Судья: Апудина Т.Е. адм. дело № 33а-2866/2024

УИД: 63RS0031-01-2023-004903-35

№2-4995/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02.04.2024 г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Мыльниковой Н.В.,

судей Сивохина Д.А., Роменской В.Н.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30.11.2023,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО8, пояснения представителя административного истца ФИО5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Исполняющий обязанности прокурора г. Тольятти обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа Тольятти об обеспечении беспрепятственного доступа.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка по вопросам соблюдения органом местного самоуправления законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об оборудовании подъезда многоквартирного <адрес> внутренним и наружным пандусами, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об оборудовании подъезда многоквартирного <адрес> внутренним пандусом. Согласно индивидуальным программам реабилитации инвалидов, указанные лица нуждаются в техническом средстве реабилитации — кресле-коляске.

Обследование общедомового имущества и жилого помещения ФИО6, ФИО7 не проводились, заключение о возможности или об отсутствии возможности приспособления общего имущества в многоквартирных домах с учетом их потребностей по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пр муниципальной комиссией не принято.

До настоящего времени беспрепятственный доступ инвалидов к жилым помещениям и общему имуществу в указанных многоквартирных домах не обеспечен.

Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО «ДЖКХ Автозаводский».

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, административный истец просил с учетом уточнения обязать администрацию г.о. Тольятти в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ ФИО6 к жилому помещению и общедомовому имуществу, расположенным по адресу: <адрес>, ФИО7 к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве административного ответчика к участию в деле привлечено ООО «ДЖКХ Автозаводский».

Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию городского округа Тольятти в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ ФИО6 к жилому помещению и общедомовому имуществу, расположенным по адресу: <адрес>, ФИО7 к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». В удовлетворении остальной части иска отказано (л.д.86-95).

В апелляционной жалобе администрация городского округа Тольятти просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новое решение (л.д.86-95).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 27.02.2024 дело передано в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда для рассмотрения по правилам административного судопроизводства (л.д.127-129).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В заседании судебной коллегии представитель административного истца ФИО5 возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Закон о социальной защите инвалидов.

В соответствии с указанным Федеральным законом инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности, т.е. полной либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, и вызывающее необходимость его социальной защиты; в зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" (части 1 - 3 статьи 1).

При осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов, включая детей-инвалидов, необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает создание специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам дополнительных преимуществ и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 20-П).

Согласно стптье 2 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу части 1 стптьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (свод правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СНиП 35-01-2001, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр) или иного подъемного устройства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Согласно пункта 6 Правил № 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В силу пункта 12 Правил №649 по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Согласно пункту 14 Правил № 649, перечень мероприятий может включать в себя:

а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;

б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;

в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Разделом III установлены требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (п. 18 Правил № 649).

Согласно пункту 22 Правил № 649, для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО7, <данные изъяты> года рождения, ДД.ММ.ГГГГ бессрочно установлена <данные изъяты> группа инвалидности (инвалид с детства), что подтверждается справкой ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6, <данные изъяты> года рождения, ДД.ММ.ГГГГ бессрочно установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность ФИО7 связана со стойким расстройством двигательной функции, сопряженным с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения - в кресле-коляске.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность ФИО6 связана со стойким расстройством двигательной функции, сопряженным с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения - в кресле-коляске.

ФИО6 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. ФИО7 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО «ДЖКХ Автозаводский».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 через МАУ «МФЦ» обратились в администрацию городского округа Тольятти в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан в виде оборудования подъездов многоквартирных домов пандусами и просили включить в Список лиц, проживающих и зарегистрированных в г.о. Тольятти, нуждающихся в оборудовании подъездов многоквартирных домов пандусами.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что доступность жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домам, где зарегистрированы и проживают ФИО7 и ФИО6, с учетом их потребностей как инвалидов, не обеспечена, входная группа и тамбур в подъезде не соответствуют требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, содержащимся в Правилах обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном <адрес>, пандусы либо подъемные механизмы отсутствуют, что не оспаривалось ответчиками при рассмотрении дела.

Разрешая административные исковые требования, удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что на администрацию городского округа Тольятти возложена обязанность по приспособлению подъездов жилых домов по адресу: <адрес>, с учетом потребностей инвалидов, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма), при этом в настоящее время работы по обеспечению доступности жилых помещений с учетом потребностей инвалидов надлежащим образом не организованы и не проведены. Данное нарушение беспрепятственного доступа к жилым зданиям не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административных истцов в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неверном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции по обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что ФИО6 и ФИО7, согласно индивидуальным программам реабилитации инвалидов, нуждаются в техническом средстве реабилитации – кресле-коляске. Указанные лица обратились в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об оборудовании подъезда их многоквартирного дома внутренним пандусом. Однако обследование общедомового имущества и жилого помещения ФИО6, ФИО7 не проводилось, заключение о возможности или об отсутствии возможности приспособления общего имущества в многоквартирных домах с учетом их потребностей муниципальной комиссией не принято.

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном <адрес> принято решение об утверждении сметы и сметной стоимости на подготовку проектной документации на оборудование подъездов многоквартирных домов пандусами и подъемными механизмами за счет субсидий из городского бюджета 99,9% и собственных средств 0,1%.

До настоящего времени беспрепятственный доступ инвалидов к жилым помещениям и общему имуществу в указанных многоквартирных домах не обеспечен.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, на управляющую организацию обязанность по установке пандуса возложена быть не может в силу пункта 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам доступ к общему имуществу многоквартирного дома. Кроме того, данные работы не предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, и порядка их оказания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 290 от 03.04.2013.

В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обоснованно такая обязанность обоснованно возложена на Администрацию.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что на администрацию не возложена обязанность по установке пандуса и механизма подъема, соответствующие мероприятия не могут быть осуществлены за счет бюджетных средства, судебная коллегия отклоняет.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О).

Как следует из статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в числе прочих: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа (пункт 1).

Таким образом, Администрация как орган местного самоуправления должна обеспечить за счет средств местного бюджета, а в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов - с использованием финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, осуществление мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает ФИО6, ФИО7, с учетом их потребностей как инвалидов, и обеспечения условий их доступности для инвалида.

При этом несостоятельной является ссылка в жалобе на то, что в отношении общего имущества собственников многоквартирного дома Администрация не имеет права проводить какие-либо мероприятия, не отнесенные к ее полномочиям, поскольку частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 29.12.2017 N 462-ФЗ) предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников. В данном случае прокурором, предъявившим настоящий иск, правомерно поставлен вопрос о приспособлении общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа ФИО6 и ФИО7 к их жилым помещениям без привлечения денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме, за счет бюджетных средств.

Доводы апелляционной жалобы отклоняется, поскольку реализуя свои полномочия в сфере социальной защиты инвалидов, федеральный законодатель установил систему мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Судебная коллегия не усматривает оснований для изменения решения суда в части срока, установленного ответчику для его исполнения, поскольку надлежащих и достаточных доказательств в подтверждение необходимости иного периода времени для исполнения судебного акта ответчиком не представлено, как не представлено и доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленный срок. По мнению судебной коллегии, установленный судом срок является разумным, обеспечивает справедливый баланс интересов сторон, в то время как не обоснованное объективными причинами увеличение указанного срока может повлечь необеспечение реальной и своевременной защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов ФИО6, ФИО7 При этом при наличии затрудняющих исполнение судебного акта обстоятельств административный ответчик не лишен права обратиться с заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения решения, при условии представления надлежащих и достаточных доказательств совершения всех возможных с его стороны действий по исполнению судебного акта в установленный срок.

Ссылка Администрации на невозможность исполнения решения суда не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку основана на субъективной позиции ответчик, и не является основанием для освобождения от их исполнения либо изменения определенного судом первой инстанции срока.

При таких обстоятельствах, вышеизложенные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права и подлежат отклонению судебной коллегией.

Доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.

Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.

Само по себе удовлетворение требований прокурора не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на его понуждение к исполнению обязанности, возникшей у него в силу закона, а потому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в сфере управления муниципальным имуществом.

Рассмотрение дела судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства не повлияло на правильность принятого по существу решения.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи

33а-2866/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Маркова О.А.
Артюшевская И.В.
Прокуратура города Тольятти
Ответчики
Администрация городского округа Тольятти
ООО ДЖКХ Автозаводский
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
23.01.2024[Гр.] Передача дела судье
27.02.2024[Гр.] Судебное заседание
05.03.2024Передача дела судье
02.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее