Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-5470/2023 от 06.04.2023

Судья: Демихова Л.В.               адм. дело № 33а-5470/2023

УИД: 63RS0025-01-2022-001696-64

Дело № 2а-2159/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16.05.2023 г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Роменской В.Н.,

судей     Мыльниковой Н.В., Ромадановой И.А.,

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 09.11.2022 по административному делу № 2а-2159/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Сызрань о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., возражения представителя административного истца прокурора Коробовой А.С., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора г. Сызрани обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Сызрань о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.о. Сызрани проведена проверка соблюдения администрацией г.о. Сызрань требований законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе содержания и эксплуатации, ремонта автомобильных дорог. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации г.о. Сызрань от 06.09.2012 за № определен перечень автомобильных дорог местного значения, подлежащих включению в состав муниципальной собственности г.о. Сызрань. Однако право муниципальной собственности на них до настоящего времени не зарегистрировано. По выявленным нарушениям законодательства о безопасности дорожного движения, а также законодательства о муниципальной собственности прокуратурой города в адрес Главы г.о. Сызрань внесено представление от 23.03.2022 за № об устранении нарушений, которое администрацией г.о. Сызрань отклонено, действий по устранению нарушений не предпринято. Таким образом, бездействие администрации г.о. Сызрань по организации постановки на кадастровый учет дорог и оформлению права муниципальной собственности на них нарушает права неопределенного круга лиц, граждан на обеспечение органами местного самоуправления безопасности дорожного движения.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, заместитель прокурора г. Сызрани, с учетом уточнения, просил суд признать незаконным бездействие администрации г.о. Сызрань, выразившееся в непринятии мер для устранения нарушений, изложенных в представлении прокуратуры г. Сызрани от 23.03.2022 № ; обязать администрацию г.о. Сызрань провести необходимые организационно-распорядительные и финансовые мероприятия по сбору и оформлению документов для государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения: идентификационный номер: <данные изъяты> по пер<адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> км., номер категории <данные изъяты>; идентификационный номер <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, протяженностью <данные изъяты> км., номер категории <данные изъяты>; идентификационный номер <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> км., номер категории <данные изъяты>; идентификационный номер <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяжённостью <данные изъяты> км, номер категории <данные изъяты>, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; возложить на администрацию г.о. Сызрань обязанность провести необходимые организационно – распорядительные мероприятия для государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанные автомобильные дороги в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 09.11.2022 административное исковое заявление заместителя прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Сызрань о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры для признания права собственности на автомобильные дороги, удовлетворено (л.д. 175-182).

В апелляционной жалобе администрация г.о. Сызрани Самарской области просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (л.д. 187-192).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В заседании судебной коллегии представитель административного истца прокурор Коробова А.С. просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации г.о. Сызрань от 06.09.2012 за № с последующим внесением изменений утвержден пообъектный перечень автомобильных дорог местного значения, подлежащих включению в состав муниципальной собственности г.о. Сызрань» в состав которого включены в том числе: автомобильные дороги общего пользования местного значения: идентификационный номер: по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> км., номер категории <данные изъяты>; идентификационный номер <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, протяженностью <данные изъяты> км., номер категории <данные изъяты>; идентификационный номер: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> км., номер категории 3; идентификационный номер <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяжённостью <данные изъяты> км, номер категории <данные изъяты> (л.д. 30-38).

Рассматриваемые участки автомобильных дорог расположены в границах г.о. Сызрань, что административным ответчиком не оспаривалось.

Таким образом, вышеуказанные дороги используются жителями муниципального образования для целей, соответствующих данному виду имущества, как объект транспортной инфраструктуры города.

Между тем, из материалов дела следует, что автомобильные дороги идентификационный номер: по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> км., номер категории <данные изъяты>; идентификационный номер 36 <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, протяженностью <данные изъяты> км., номер категории <данные изъяты>; идентификационный номер: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяженностью <данные изъяты> км., номер категории <данные изъяты>; идентификационный номер <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., протяжённостью <данные изъяты> км, номер категории <данные изъяты>, которыми пользуются граждане городского округа Сызрань за муниципальным образованием не зарегистрированы.

Прокурором г.о. Сызрани проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения и соблюдения законодательства о муниципальной собственности на территории городского округа Сызрани, в ходе проверки установлено, что администрация городского округа длительное время не обращается за признанием права собственности на бесхозяйный объект, что нарушает требования Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и отсутствие регистрации права собственности может повлечь нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и о муниципальной собственности.

В связи с выявленными нарушениями законодательства о безопасности дорожного движения, а также законодательства о муниципальной собственности прокуратурой города в адрес Главы г.о. Сызрань внесено представление от 23.03.2022 за № об устранении нарушений (л.д. 14-17), которое администрацией г.о. Сызрань отклонено, действий по устранению нарушений не предпринято (л.д. 18-21).

Согласно информации Администрации г.о. Сызрань от 17.07.2022 № финансирование мероприятий, связанных с кадастровым учетом и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества – автомобильные дороги местного значения, на 2022 год не предусмотрено.

Разрешая административные исковые требования, суд, с учетом того, что Администрацией г.о. Сызрань Самарской области необходимые организационно-распорядительные и финансовые мероприятия по сбору и оформлению документов для государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения, выполнены не были, пришел к выводу, что административным ответчиком допущено бездействие, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционных жалоб.

Так, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают.

То обстоятельство, что спорные автомобильные дороги являются собственностью муниципального образования, и последний в силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляет в отношении них дорожную деятельность, не является основанием для отмены решения суда, поскольку материалами дела также установлено, что право муниципальной собственности на спорные дороги не зарегистрировано, что сторонами не оспаривается.

Делая вывод о том, что, не исполнив обязанность по регистрации права муниципальной собственности, административный ответчик нарушил требования закона, то есть допустил незаконное бездействие, суд правильно исходил из того, что данная обязанность вытекает из предписаний пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, части 6 статьи 1 и статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, на основании заявления собственника объекта недвижимости.

Доводы апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не устанавливает сроков для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются несостоятельными, не свидетельствуют о незаконности выводов суда и подлежат отклонению судебной коллегией.

Утверждение в жалобе о том, что отсутствие регистрации права собственности не создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства и прав третьих лиц, является несостоятельным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

На основании пункта 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления их должностными лицами.

Пунктами 1, 2 статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Согласно положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

По мнению судебной коллегии, непринятие административным ответчиком мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на данные автодороги является незаконным, поскольку создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, пользователей автомобильных дорог, так как отсутствие единственного предусмотренного законом доказательства права собственности на недвижимое имущество (автомобильные дороги) не позволяет сделать однозначное утверждение о лице, являющемся собственником имущества, и, соответственно, затрудняет реализацию пользователями дорог права на надлежащее состояние дорог общего пользования, права на предъявление требования к собственнику дорог о надлежащем их содержании.

Регистрация права собственности на указанные автодороги исключит возможность возникновения споров относительно права собственности на них.

Кроме того, отсутствие надлежаще оформленного права собственности на спорные автодороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, является препятствием к осуществлению государственного контроля за их техническим состоянием, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние.

Следует отметить, что отсутствие в бюджете городского округа достаточных денежных средств поводом для отмены решения и освобождения административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности также не является.

Само по себе удовлетворение требований прокурора не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на его понуждение к исполнению обязанности, возникшей у него в силу закона, а потому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в сфере управления муниципальным имуществом.

На момент подачи настоящего административного иска, доказательств того, что административным ответчиком предприняты меры для устранения нарушений законодательства, указанных в представлении прокурора, администрацией г.о. Сызрань Самарской области не представлено.

Также судебная коллегия приходит к выводу, что установленный судом срок является разумным и достаточным для выполнения административным ответчиком возложенной на него судебным актом обязанности.

При таких обстоятельствах в силу того, что непринятие должных мер по регистрации права муниципальной собственности на указанные автомобильные дороги препятствует осуществлению прав владения, пользования и распоряжения указанным имуществом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Следует отметить, что само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сызранского городского суда Самарской области от 09.11.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.о. Сызрань Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5470/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Заместитель Прокурора г. Сызрани Самарской области Шонин И.Г.
Ответчики
Администрация г.о. Сызрань
Другие
Сызранский отдел Управления Росреестра по Самарской области
Руководитель Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань Кавказьева И.В.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Служба городского хозяйства
КСиА г.Сызрань
Финансовое управление Администрации г.о. Сызрань
МУ МВД России Сызранское
КЖКХ г.Сызрань
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
06.04.2023Передача дела судье
16.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее