Дело № 2-5165/2023
УИД: 51RS0001-01-2023-004460-53
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2023 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,
при помощнике судьи Копликовой О. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5165/2023 по иску Мешковой Ирины Юрьевны к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» о признании права на региональную социальную доплату к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска», которым просит признать за Мешковой И.Ю. право на региональную социальную доплату к пенсии с 01 января 2023 года, обязать ответчика назначить и выплатить Мешковой И.Ю. – региональную социальную доплату к пенсии с 01 января 2023 года.
Исковые требования мотивированы тем, что истец 16 января 2023 года направила в адрес ответчика заявление об установлении ей региональной доплаты к пенсии с 01 января 2023 года в связи с тем, что размер пенсии, по состоянию на 31 декабря 2022 года, составлял 19 600 рублей, что меньше установленного прожиточного минимума (20 188 рублей) в Мурманской области, установленного с 01 января 2023 года.
В связи с отсутствием ответа на заявление, Истец направила жалобу в Министерство труда и социального развития Мурманской области.
Ответом от 08 сентября 2023 года Министерство труда и социального развития Мурманской области признали отказ в назначении Мешковой И.Ю. региональной социальной доплаты законным. Истец с данным отказом не согласилась, полагает, что необходимо учитывать размер пенсии выплачиваемой (назначенной) до индексации в текущем году, т.е. должен учитываться размер пенсии по состоянию на декабрь предыдущего года. При этом, как следует из ответа Министерства, приняты за внимание и основу расчета данные пенсии по состоянию на январь 2023 года, то есть с учетом индексации пенсии, проведенной в 2023 году, что противоречит ст. 10.2 Закона Мурманской области от 26 апреля 2019 № 2358-01-ЗМО. Неправомерный, по мнению истца, отказ ответчика в назначении и выплате региональной социальной доплаты к пенсии, послужили основанием для обращения в суд с указанным иском.
Просит признать за Мешковой И.Ю. право на региональную социальную доплату к пенсии с 01 января 2023 года. Обязать ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» назначить и выплатить Мешковой Ирине Юрьевне – Региональную социальную доплату к пенсии с 01 января 2023 года.
Истец Мешкова И.Ю. и представитель истца – Верташов И.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения иска извещены надлежащим образом.
Представитель ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, путем направления заказного уведомления, письменного мнения по иску в адрес суда не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Ответчик признается судом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ и разъяснениями, данными в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25.
Представитель третьего лица – Социальный фонд России, в лице ОСФР по Мурманской области- в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения, иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать по доводам изложенным в отзыве, указав, что Истец не является потенциальным получателем региональной социальной доплаты к пенсии, поскольку сумма общего материального обеспечения превышает величину прожиточного минимума пенсионера Мурманской области. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска».
Представитель третьего лица - Министерство труда и социального развития Мурманской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которого в удовлетворении исковых требований просит отказать по доводам, изложенным в отзыве, указав, что согласно ст. 10.2 Закона от 23 декабря 2004 № 549-01-ЗМО размер РСДП при её установлении определяются как разница между величиной прожиточного минимума пенсиона, установленной в соответствии с Законом № 598-01-ЗМО, и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пп.2 и 3 ст. 10 Закона. При определении размера РСДП в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в абз. 2, 5, 6 ст. 10.1 Закона № 549-01-ЗМО, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
Просил дело рассмотреть в отсутствии представителя Министерства.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований на основании следующего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец с 10 апреля 2020 года является получателем страховой пенсии по старости, назначенной досрочно, в соответствии с п. 6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
20 января 2023 года Истец обратилась в ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» с заявлением об установлении ей региональной доплаты к пенсии с 01 января 2023 года, в связи с тем, что размер пенсии по состоянию на 31.12.2022 года (19 600 рублей) меньше установленного прожиточного минимума (20 188 р.) в Мурманской области, установленного с 01.01.2023 года. Не получив от ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» ответа на заявление Истец обратилась с жалобой в Минтрудсоцразвие Мурманской области.
Письмом от 08 сентября 2023 года за исх. № 09-02/9409-СМ Министерство труда и социального развития Мурманской области вынесла отказ в удовлетворении жалобы Мешковой И.Ю., основанный на том, что право получение РСДП предоставляется неработающим пенсионерам, сумма материального обеспечения которых не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе. Поскольку размер пенсии истца на момент обращения составил 20 592 рубля 04 копейки, то право на получение РСД к пенсии у истца отсутствует, т.к. размер пенсии превышает установленный с 01 января 2023 года в регионе прожиточный минимум пенсионера в размере 20 188 рублей.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Частью 8 ст. 12.1 Федерального закона № 178 предусмотрены основания для пересмотра РСДП.
Согласно ч. 8.2 ст. 12.1 Федерального закона № 178 при определении размера РДСП в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в пп 1 и 3 ч. 2 настоящей статьи в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат, указанных в пп 1 и 3 ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона № 178 без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
В соответствии со ст. 10.2 Закона Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» (далее - Закон от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО) пенсионеру, проживающему по месту жительства или по месту пребывания на территории Мурманской области, РСДП устанавливается уполномоченным органом по месту нахождения его пенсионного выплатного дела на территории Мурманской области на период получения пенсии, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 10.1 Закона от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Законом Мурманской области от 04.03.2005 № 598-01-ЗМО «О прожиточном минимуме в Мурманской области» (далее - Закон № 598-01-ЗМО).
Согласно ст. 10.2 Закона от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО размер РСДП при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Законом № 598-01-ЗМО, и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пп 2 и 3 ст. 10.1 Закона.
При определении размера РСДП в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в абз. 2, 5, 6 ст. ЮЛ Закона № 549-01-ЗМО, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году. .
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.12.2021 № 1031-ПП разработаны Правила предоставления РСДП (далее - Правила), которые определяют порядок установления, пересмотра размеров, начисления и организации доставки РСДП.
Согласно п. 1.3 Правил РСДП устанавливается пенсионеру государственным областным учреждением, уполномоченным на предоставление социальной поддержки населению пенсионеру, проживающему по месту жительства или по месту пребывания на территории Мурманской области, по месту нахождения его пенсионного выплатного дела на территории Мурманской области.
В соответствии с п. 2.4 Правил размер РСДП определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Законом № 598-01-ЗМО, и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пп 2 и 3 ст. 10.1 Закона № 549-01-ЗМО. .
Решение об установлении пенсионеру РСДП принимается учреждением социальной поддержки населения на основании сведений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Мурманской области (далее - Социальный Фонд) о размере назначенной ему пенсии и факте неосуществления им трудовой деятельности, указанных в п. 2 ст. 10.4 Закона № 549-01-ЗМО (п. 2.1 Правил).
Как установлено судом и сторонами не оспаривается, 20.01.2023 в Министерство государственного областного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения?г. Мурманска» (далее - учреждение) поступило заявление Мешковой И.Ю. об установлении РСДП.
Согласно сведениям, предоставленным Социальным Фондом, общая сумма материального обеспечения Мешковой И.Ю. по линии СФР за период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 год составляла 19 648 рублей 81 копейка, за период с 01 января 2023 года по 2023 год в размере 20 592 рубля 04 копейки.
Постановлением Правительства Мурманской области от 14.12.2022 № 1008-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Мурманской области», принятым в рамках Закона № 598-01-ЗМО, величина прожиточного минимума пенсионера на 2023 год установлена в размере 20 188 рублей.
Доводы Мешковой И.Ю. в отношении того, что РСДП должна быть установлена ей исходя из размера пенсии без учета индексации, произведенной с текущего года, не основаны на "нормах законодательства, так как при назначении гражданам РСДП вычет из размера пенсии суммы ее индексации не предусмотрен.
Данное требование предусмотрено для граждан, фактически являющихся получателями доплаты, и касается определения размера им РСДП при проведении очередной индексации пенсии.
Материалами дела подтверждается, что размер пенсии истца на дату обращения составлял 20 592 рубля 04 копейки, что является превышающим размеру, установленного прожиточного минимума пенсионера в Мурманской области.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований о признании за Мешковой И.Ю. права на Региональную социальную доплату к пенсии с 01 января 2023 года судом не установлено.
При отказе в удовлетворении указанных требований, производные требования об обязании ответчика назначить и выплатить Мешковой И.Ю. региональную социальную доплату к пенсии с 01 января 2023 года удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых Мешковой Ирины Юрьевны к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» о признании права на региональную социальную доплату к пенсии– отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманск в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Лабутина