УИД 71RS0019-01-2023-001139-26
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 г. г.Суворов Тульской области
Суворовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Стукалова А.В.,
при секретаре Лобановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-31/2024 по иску Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к администрации муниципального образования Суворовский район об устранении нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в порядке п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», уточнив требования, обратилось в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указав, что проведенной проверкой выявленные нарушения санитарного законодательства, а именно эксплуатация на территории Суворовского района артезианских скважин, без санитарно-эпидемиологического заключения и без разработки проекта зон санитарной охраны. До настоящего времени указанные нарушения не устранены ответчиком, что создает угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения. Полагая действия ответчика в части нарушения законодательства незаконными, истец просит: признать бездействие администрации муниципального образования Суворовский район незаконным; обязать ответчика провести организационные мероприятия направленные на разработку и получение в соответствии с санитарным законодательством проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Суворов Суворовского района Тульской области: артскважины №, инвентарный №, №; артскважины №, инвентарный №, №; артскважины №, инвентарный №, №; обязать ответчика провести мероприятия направленные на получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам границ зон и ограничений использования земельных участков в границах зон.
Представитель истца Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Суворовский район в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Возражений не представил, ходатайств не заявил.
Третье лицо Черепнев А.В. в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «Суворовское водопроводно-канализационное хозяйство» в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Возражений не представил, ходатайств не заявил.
На основании ст.233 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 51 Федерального Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.8.40 Положения «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области», утвержденного приказом Федеральной службы от 09.07.2012 №722 предусмотрено право главных государственных санитарных врачей и их заместителей предъявлять иски в суд общей юрисдикции и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в проектной документации наружных и внутренних сетей снабжения зданий и сооружений водой, используемой в качестве питьевой и (или) для хозяйственно-бытовых нужд, должны быть предусмотрены меры по обеспечению подачи требуемого количества воды и предотвращению ее загрязнения. Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, в границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.1 ст.6 и ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на органы местного самоуправления муниципальных районов возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе, принятию мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Кроме того, в силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 №416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем, в соответствии с требованиями №416-ФЗ.
В соответствии с частью четвертой ст.38 №416-ФЗ закона схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны были организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения.
Согласно ч.1, ч.2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям.
Обязанность по разработке проекта зон ЗСО и ограждения ЗСО лежит на собственнике объектов.
Статьей 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлена обязанность собственников и иных законных владельцев, в том числе централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по принятию мер по обеспечению безопасности, в том числе централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. При этом, входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включая сети инженерно- технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с п.п.1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10, указанные Правила определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязанностью для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Правилами установлено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пунктом 1.6 указанных Правил установлено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Кроме того, определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п.1.11).находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором пожертвования недвижимого имущества № от 02.11.2022 Черепнев А.В., в рамках благотворительной деятельности передал администрации муниципального образования Суворовский район в качестве пожертвования, принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества.
Таким образом, собственником имущества является администрация МО Суворовский район (п.1.3 договора).
Вместе с тем, в соответствии с п.1.4. указанного договора имеется обременение в виде аренды имущества: артскважины №, инвентарный №, №; артскважины №, инвентарный №, №; артскважины №, инвентарный №, №, что не препятствует эксплуатации объектов. Статья 21 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» содержит перечень оснований для временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения. Смена собственника системы водоснабжения в указанный перечень не входит.
В ходе проведения Управлением Роспотребнадзора по Тульской области плановой выездной проверки в июне 2021 г. было установлено, что отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам, а также не разработан проект зон санитарной охраны источников водоснабжения.
На территории Суворовского района эксплуатируются артезианские скважины, без санитарно-эпидемиологического заключения, без разработки проекта зон санитарной охраны, что нарушает ст.18 №52-ФЗ, в соответствии с которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч.1). При этом, использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.3). Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (ч.5).
До настоящего времени проект ЗСО не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение не получено, что подтверждается протоколом осмотра от 22.01.2024, составленного в рамках проведения контрольных надзорных мероприятий.
Таким образом, поскольку выявленные в деятельности ответчика нарушения требований санитарного законодательства, выразившийся в отсутствии разработки проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении обязанностей, установленных действующим законодательством, суд полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для осуществления соответствующих мероприятий по исполнению решения суда, суд учитывает всю полноту действий, которые предстоит произвести ответчику в указанных целях, и считает разумным и достаточным определить срок исполнения решения - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок по мотивированному заявлению ответчика при наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, может быть продлен судом.
Руководствуясь ст.ст.233-237 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ №, №; ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ №, №; ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ №, №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░ 2024 ░.