16RS0<номер изъят>-84
Дело <номер изъят>
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса Лумумбы ул., <адрес изъят>, 420081, тел. <номер изъят>
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 сентября 2023 года город Казань
Судья Советского районного суда г. Казани Федорова А.Л. при секретаре судебного заседания Вавилове М.В.,
рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО5 ФИО11, <дата изъята> года рождения, уроженки и гражданки Арабской Республики Египет, на миграционном учете на территории Российской Федерации не состоящей, проживающей по адресу: <адрес изъят>,
УСТАНОВИЛ:
В Советский районный суд <адрес изъят> поступил протокол об административном правонарушении, составленный инспектором по вопросам миграции ОВМ Отдела полиции <номер изъят> «Гвардейский» УМВД России по городу Казани Тигуновой А.З., согласно которому гражданка Арабской Республики Египет Авад М.М.М.А.И. <дата изъята> в 09 часов 00 минут было установлено, что она, будучи привлеченной к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ, проживая по адресу: <адрес изъят>, не встала по данному адресу на миграционный учет, не предоставила документы, удостоверяющие ее личность принимающей стороне в течении 7-ми рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Данные обстоятельства были установлены сотрудниками полиции в помещении Отдела полиции <номер изъят> «Гвардейский» в ходе проверки документов.
На судебное заседание Авад М.М.М.А.И. не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела повесткой, высланной заказным письмом с уведомлением. Согласно отметке почтовой службы, судебная повестка возвращена по причине истечения срока хранения, уважительных причин неявки суду не сообщено, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие последней.
На судебном заседании 31 июля 2023 года защитник – адвокат Закиров А.Р. пояснил, что считает вину привлекаемого лица в совершении вменяемого административного правонарушения недоказанной. Авад М.М.М.А.И. были переданы все необходимые документы собственнику квартиры, где она проживает на основании договора аренды, однако уведомление о прибытии иностранного гражданина в отдел миграции направлено не было по не известным для привлекаемого лица причинам.
Представитель Казанского государственного медицинского университета - декан факультета иностранных студентов Кошпаева Е.С. суду пояснила, что Авад М.М.М.А.И. в деканате получила документы, необходимые для постановки на миграционный учет, в том числе ходатайство о постановке на миграционный учет по адресу проживания, при этом оно было выдано повторно и до истечения срока, установленного законом для регистрации иностранного гражданина после прибытия в новое место пребывания. Что происходило дальше, декану не было известно.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 вышеуказанной статьи.
В соответствии с положениями части 2 статьи 7 Федерального закона от <дата изъята> №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
В соответствии с положениями части 1 статьи 20 данного Федерального закона № 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.
Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:
1) иностранный гражданин:
а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);
б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 данной статьи;
2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона:
а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно - лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 настоящей статьи;
б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.
Судом установлено, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении в отношении Авад М.М.М.А.И. послужил тот факт, что при обращении в отдел полиции по своему вопросу сотрудниками органа внутренних дел было установлено, что фактически она проживает по адресу: <адрес изъят> без постановки на миграционный учет.
Между тем с учетом анализа представленных по делу доказательств прихожу к выводу о том, что вину Авад М.М.М.А.И. в совершении вменяемого административного правонарушения нельзя признать доказанной.
Так, согласно подпункту а пункта 1 части 2 статьи 22 Федерального закона №109-ФЗ, для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина обязанности от по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации).
Таким образом, обязанностью иностранного гражданина при постановке на учет, является предоставление принимающей стороне документа, удостоверяющего личность и миграционной карты.
При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином (часть 3 статьи 22 Федерального закона 109-ФЗ).
Как следует из содержания имеющейся в материалах дела копии договора аренды жилого помещения – квартиры по адресу <адрес изъят>, а также выписки из ЕГРН, арендодателем и собственником квартиры, а, значит, и принимающей стороной в данном случае является Салихова ФИО12.
На запрос суда была представлена адресная справка, согласно сведениям которой Салихова Л.Р. также зарегистрирована по данному адресу. Судом последней направлялись повестки о необходимости явки в суд на судебные заседания по рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении по существу, однако Салихова Л.Р. в суд не явилась, пояснения по делу не дала.
Таким образом, установить, передавала ли Авад М.М.М.А.И. собственнику жилого помещения Салиховой Л.Р. документы для направления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, в данном случае не представляется возможным.
Следовательно, вину лица, в отношении которого ведется производство по делу об административно правонарушении, нельзя признать доказанной.
Одним из обязательных элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности. Отсутствие одного из элементов состава административного правонарушения влечет и отсутствие состава в целом.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Авад М.М.М.А.И.
Учитывая изложенное, руководствуясь статей 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Арабской Республики Египет ФИО5 ФИО1 ФИО3, <дата изъята> года рождения, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд РТ в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Федорова А.Л.
Копия верна, судья Федорова А.Л.