Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
01 июня 2022 года <адрес>
Судья Кочевского районного суда Пермского края И.В. Шерстюков, при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,
с участием: должностного лица ОГИБДД ММО МВД России «Кочевский» ФИО3,
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Красный октябрь» (ОГРН 1145958042658, ИНН 5903998727) Суслопарова А. В. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОГИБДД МО МВД России «Кочевский» Ратегова В.С. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОГИБДД МО МВД России «Кочевский» Ратегова В.С. юридическое лицо ООО «Красный Октябрь» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Красный Октябрь» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В жалобе отмечает следующее.
Ссылаясь на положения статей 24.1, 26.1 КоАП РФ отмечает, что постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Кочевский» Ратегова В.С. от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права, нарушающим права и интересы заявителя, который не является владельцем транспортного средства и не осуществляет его эксплуатацию, в штате ООО «Красный Октябрь» водителя ФИО2 не имеется. Кроме того постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по <адрес> подполковника полиции ФИО от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 по факту привлечения к административной ответственности по ч.2 ст. 12.31.1 КоАП РФ прекращено за отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Красный Октябрь» Суслопаров В.С. не явился, извещен, в ходатайстве просил рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в свое отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе иных обстоятельств выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Раскрывая значение права на судебную защиту, Конституционный Суд Российской Федерации с опорой на статьи 18, 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 118 (часть 1), 120 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации неизменно обращал внимание на то, что данное право предполагает наличие гарантий, позволяющих реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям равенства и справедливости. Суды при рассмотрении дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказывалось бы ущемленным. Именно судебная власть, действующая на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия, по своей природе в наибольшей мере предназначена для решения правовых споров, в том числе в случаях, касающихся уяснения нормативного содержания оценочных понятий, устанавливаемых законодателем в рамках дискреционных полномочий (постановления от 14 апреля 2008 года № 7-П, от 5 марта 2013 года № 5-П, от 27 октября 2015 года № 28-П, от 8 декабря 2017 года № 39-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П и др.).
Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Санкция статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ).
В силу положений ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В силу статьи 23 вышеуказанного закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя в том числе: обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.
В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Путевой лист № оформленный на ДД.ММ.ГГГГ содержит штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации и определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
В силу статьи 2 вышеназванного закона путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
В соответствии с данным приказом путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа, сведения о сроке действия путевого листа, сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, сведения о транспортном средстве, сведения о водителе; сведения о перевозке (часть 1 раздела I).
В свою очередь, сведения о транспортном средстве включают в себя: тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того - марку и модель прицепа (полуприцепа); государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев); показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее - парковка), а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.
Сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество (при наличии); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (если обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителя предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Красный Октябрь» ДД.ММ.ГГГГ в 11:50 часов эксплуатировало транспортное средство <данные изъяты> по управлением ФИО2 с нарушением требований статей 20, 23 Федерального закона №196-ФЗ, а именно: в путевом листе № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала дата (число, месяц, год) проведения предрейсового контроля медицинского осмотра водителя ТС и дата (число, месяц, год) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Красный Октябрь» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 12.31.1 КоАП РФ, являются требования законодательства об обеспечении безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении указанных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются физические, должностные и юридические лица, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Из представленных материалов дела следует, что ООО «Красный Октябрь» собственником транспортного средства <данные изъяты> не является. Собственником данного транспортного средства на момент совершения административного правонарушения, согласно карточки учета транспортного средства, является ООО «КО ТИМБЕР». В страховом полисе ОСАГО № от ДД.ММ.ГГГГ, страховая организация Адонис страхователем указано ООО «КО ФОРЕСТ».
Из письменных пояснений водителя транспортного средства ФИО2 следует, что он является заместителем главного директора ООО «КО Форест». Сведения о наличии трудовых правоотношений между водителем ФИО2 и ООО «Красный октябрь» в материалах дела не имеется.
На путевом листе № легкового автомобиля <данные изъяты>, в графе «водитель» указан ФИО2. В месте для штампа организации указан штамп ООО «Красный Октябрь», 614058, <адрес>. Имеется штамп ООО «КО Форест» о прохождении предрейсового медицинского осмотра, подпись и расшифровка медработника, дата (число, месяц, год) прохождения предрейсового медицинского осмотра отсутствует.
В судебном заседании старший госинспектор БДД ОГИБДД МО МВД России «Кочевский» ФИО3 пояснил, что основанием составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Красный Октябрь» послужило наличие на путевом листе штампа ООО «Красный Октябрь», при проведении административного расследования не выяснялась принадлежность транспортного средства, на каком основании и кем эксплуатируется транспортное средство, запросы ООО «Красный Октябрь», ООО «КО Тимбер», ООО «КО «Форест» относительно выяснения использования и эксплуатации транспортного средства не направлял. Полагает, что привлекаться к административной ответственности может не только собственник транспортного средства.
В соответствии с п.2 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В силу ч.ч. 1,2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в части 4 статьи 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Согласно определения от ДД.ММ.ГГГГ старшего госинспектора БДД ОГИБДД МО МВД России «Кочевский» ФИО3 по факту эксплуатации ООО «Красный Октябрь» ДД.ММ.ГГГГ в 11:50 часов на 10 км автомобильной дороги Кочево-Мараты транспортного средства <данные изъяты> с нарушением требований о прохождении предрейсового контроля состояния транспортного средства, а именно отсутствия в путевом листе № от ДД.ММ.ГГГГ даты проведения контроля возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования.
Таким образом, при наличии данных, не позволяющих достоверно установить вину лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом должен был быть принят полный комплекс мер, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление в целях правильного разрешения дела об административном правонарушении по существу.
Вина ООО «Красный Октябрь» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 12.31.1 КоАП РФ должностным лицом достоверно не установлена. Согласно части 1 статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Частью 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
С учетом изложенного, вина ООО «Красный Октябрь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ не доказана, должностным лицом не доказано, что именно ООО «Красный Октябрь» осуществляло перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, а именно за данное нарушение, а не за штамп на путевом листе предусмотрена ответственность. Должностным лицом, как составившем протокол об административном правонарушении, проводившем административное расследование, так и вынесшем постановление по делу об административном правонарушении, не установлено какое юридическое лицо осуществляло эксплуатацию транспортного средство ДД.ММ.ГГГГ при указанных обстоятельствах.
В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
Согласно ч.1 ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу законного представителя юридического лица генерального директора ООО «Красный октябрь» Суслопарова А. В. - удовлетворить, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОГИБДД МО МВД России «Кочевский» Ратегова В.С. о привлечении ООО «Красный Октябрь» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Красный Октябрь» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Пермский краевой суд непосредственно или через Кочевский районный суд Пермского края в течении в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Шерстюков