Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-312/2022 от 26.04.2022

дело № 21-312/2022

РЕШЕНИЕ

24 мая 2022 года                                   г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Лоблевской Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица М. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 24 декабря 2020 года , оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» (далее - ООО «СГЦ «Вишневский», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, директор общества М. просит об отмене вынесенных по настоящему делу актов, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

Законный представитель ООО «СГЦ «Вишневский» и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявлено, в связи с этим настоящее дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Фоминой Л.Р., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные ч. ч. 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление решений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения административного расследования должностным лицом управления Росприроднадзора установлено, что ООО «СГЦ «Вишневский» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду «Свинокомплекс», расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Железнодорожный разъезд (адрес), относящегося к объектам первой категории (код объекта ).

Согласно Уставу ООО «СГЦ «Вишневский» основными видами деятельности общества являются: разведение свиней; производство готовых кормов для животных; растениеводство; выращивание зерновых и бобовых культур и другое.

В соответствии с действующим на момент проведения административного расследования постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», в связи с осуществлением хозяйственной деятельности по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более) ООО «СГЦ «Вишневский» относится к объектам I категории.

24 ноября 2020 года должностным лицом административного органа совместно с привлеченными специалистами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Оренбургской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» произведен осмотр территории объекта и отбор атмосферного воздуха на границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) общества с подветренной и наветренной сторон. По результатам измерений атмосферного воздуха превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границах СЗЗ общества не установлено.

Согласно инвентаризации загрязняющих веществ и их источников, на площадке свинокомплекса расположено 68 стационарных источников выброса (из них 50 организованных и 18 неорганизованных). Организованные источники представлены дымовыми трубами котлов и вентиляционными трубами; не организованные - внутренний проезд автотранспорта и площадки лагун.

Основную массу загрязняющих веществ, выбрасываемых от источников свинокомплекса, образуют: аммиак, метан, метанол и другие.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения или комплексного экологического разрешения.

Однако, в соответствии со служебной запиской начальника межрегионального отдела ГЭЭ, РД и АД от 9 декабря 2020 года у общества действующее разрешение на выброс вредных вещество в атмосферный воздух отсутствует. Обращение в Управление от общества о получении указанного разрешения не поступало.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований закона ООО «СГЦ «Вишневский» в период с 1 января по 14 декабря 2020 года осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников объекта «Свинокомплекс» в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

С суждениями должностного лица административного органа согласился судья районного суда и пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Вместе с тем состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи законными признать нельзя по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Конституция РФ устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2 ст. 54).В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Согласно п. 33.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 27 сентября 2016 года 2017-О указал, что устанавливая административную ответственность, законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно - деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений ст. 1.2, п. 3 ч. 1 ст. 1.3 и п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (постановления от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 16 июля 2015 года N 22-П; определения от 21 апреля 2005 года N 122-О, от 19 ноября 2015 года N 2557-О и др.).

Это, в свою очередь, означает, что изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2735-О).

Из материалов дела усматривается, что обществу вменено нарушение требований ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, выразившееся в невыполнении мероприятия по оформлению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников объекта «Свинокомплекс», допустив выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения для объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов (ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение (ч. 7 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ).

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта РФ декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (ч. 1.2 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» деятельность ООО «СГЦ «Вишневский» отнесена к объекту II категории негативного воздействия на окружающую среду, подлежащего региональному государственному экологическому надзору (код объекта 53-0156-000584-П).

При таких обстоятельствах, на день вынесения решения по жалобе ООО «СГЦ «Вишневский» (7 декабря 2021 года) действовали изменения, внесенные в ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, в соответствии с которыми юридическому лицу, эксплуатирующему объект II категории негативного воздействия на окружающую среду, с 1 января 2019 года не требуется получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, то есть действовал закон иным образом улучшающий положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Оснований полагать, что декларация о воздействии на окружающую среду является разрешением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, не имеется, поскольку проверка сведений, изложенных в декларации проводиться должностным лицом в рамках государственного экологического надзора. При этом за несоответствие сведений, изложенных в декларации о воздействии на окружающую среду, предусмотрена самостоятельная административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ.

Согласно материалам дела постановление должностное лица от 24 декабря 2020 года, оставленное без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года, до настоящего времени не исполнено, а потому по делу подлежат применению положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ начатое производство по делу подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за это же деяние уголовную ответственность.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора управления Росприроднадзора от 24 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ООО «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» подлежат отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу директора общества М.. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 – 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда Т.И. Пересыпкина

21-312/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Селекционно Гибридный Центр "Вишневский"
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Пересыпкина Татьяна Ивановна
Статьи

ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--orb.sudrf.ru
28.04.2022Материалы переданы в производство судье
24.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2022Дело оформлено
30.05.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее