УИД № 59RS0022-01-2022-002128-94
Дело №2-41/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кизел 1 февраля 2023 года
Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Коваль А.А.,
при секретаре судебного заседания Горн Н.Л.,
с участием истца Исупова О.П.
представителя ответчика, администрации городского округа «Город Кизел» Биктимеровой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-41/2023 по исковому заявлению Исупова О. П. к Администрации городского округа "Город Кизел" об уточнении списка граждан, проживающих в ветхом жилье, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
установил:
Исупов О. П. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Кизел» о понуждении уточнения списка граждан, подлежащих переселению, для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, включении в указанный список Исупова О. П., а также о предоставлении Исупову О. П. социальной выплаты для приобретения благоустроенное жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранный для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Требования мотивированы тем, что на момент ликвидации шахты «Коспашская» проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес> совместно с отцом, - Исуповым П. С.. ДД.ММ.ГГГГ отец умер. Согласно заключению Уральского филиала «ВНИМИ» дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания, подвержен влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Коспашская», здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Поэтому имеет правовые основания состоять в списках семей, имеющих право на переселение из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, следовательно и право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании истец Исупов О.П. на удовлетворении иска настаивает по доводам искового заявления, дополнительно пояснив, что дом по <адрес> несколько лет назад разрушился. Он фактически проживает по адресу: <адрес>. Указанную квартиру предоставили его отцу по договору социального найма в 2010 году, но он сам вселившись в квартиру, сохранил регистрацию по <адрес> с целью возможного получения социальной выплаты. Квартиру по адресу: <адрес>, приватизировали его отец, Исупов П. С., и брат, Исупов Д. П.. После смерти отца ему досталась мебель и личные вещи отца, и он продолжил жить в квартире по адресу: <адрес>, в которой жил с отцом длительное время. Брат живет с семьей за пределами г.Кизела.
Представитель администрации города Кизела, иск не признал по доводам письменных возражений, которые сведены к тому, что отсутствуют основания, предусмотренные в пункте 8 Постановления Правительства РФ №428 от 13.07.2005 года на уточнение списков граждан, подлежащих переселению, посредством включения в указанные списки истца. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации шахты и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению. Основанием для уточнения списка граждан является исключительный перечень. В соответствии с приказом о ликвидации шахты, шахта «Коспашская» она была ликвидирована до 17.11.1996 г., и административно передана шахте им.40-летия ВЛКСМ, которая в свою очередь была ликвидирована приказом от 17.09.1998 года. В жилом помещении по <адрес> жили - истец Исупов О.П., его отец – Исупов П.С., и брат Исупов Д.П., которым по договору социального найма в 2010 году было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Поэтому истец обеспечен жилым помещением. Кроме того, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации шахты и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению. Основанием для уточнения списка граждан является исключительный перечень. В установленном порядке, дом по адресу: <адрес> ветхим, на дату принятия решения о ликвидации шахты, не признавался.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Суд, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя Министерства энергетики РФ, признав возможным рассмотрение дела в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему решению.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Вопросы предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, основания и порядок ее предоставления, регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке ее финансирования" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".
Постановлением Правительства Российской Федерации "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" от 24 декабря 2004 г. N 840 во исполнение вышеуказанного федерального закона был утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в пункте 8 которого предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков.
К таким мероприятиям, в том числе, относятся снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого, утверждены мероприятия по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 (в редакции от 28.09.2016 N 976), (Далее–Правила), межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п.8 Правил…, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный указанным пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно пункту 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии:
гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты;
гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации предприятия угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Причем, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Исходя из толкования указанных норм права, усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для предоставления социальных выплат.
К числу таких условий относятся, в частности, постоянное проживание по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, либо постоянное проживание совместно с собственником жилья граждан, являющихся членами его семьи, зарегистрированных на этой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, а также наличие у гражданина права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилого помещения ветхим и непригодным, отсутствие прав на иное жилое помещение, а также признание жилья ветхим, на день принятия решения о ликвидации угольной промышленности.
В судебном заседании установлено, что приказом по АО «Кизелуголь» №155 от 7.10.1996 года принято решение о ликвидации шахты «Коспашская» с передачей всего имущества шахты, шахте им.40-летия ВЛКСМ, и созданием на её базе участка (л.д.35-36).
Приказом по АООТ «Кизелуголь» № 121 от 17.09.1998 г. было принято решение о ликвидации шахты им.40-летия ВЛКСМ (л.д.34).
На дату принятия решения о ликвидации шахты им.40-летия ВЛКСМ, и по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.26).
В указанном жилом помещении истец проживал совместно со своим отцом, Исуповым П. С. (л.д.38).
Из пояснений истца, ни сам истец, ни его отец, прав на указанное жилое помещение не имели.
Суду также не представлено доказательств, что истец, либо иные члены его семьи, имели права на жилое помещение по адресу: <адрес> (либо договору социального найма, либо по праву собственности, либо другому законному основанию).
На дату принятия решения о ликвидации шахты им.40-летия ВЛКСМ, дом по адресу: <адрес> установленном законом порядке, ветхим не признавался.
Согласно справке БТИ (л.д.38) на дату обследования 18.05.1998 года дома по адресу: <адрес>, документов на право собственности на дом отсутствовали. Дом бесхозный. На балансе нигде не состоял.
Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 07 июня 2013 года дом расположенный по адресу: <адрес> признан ветхим, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (л.д.50-57).
ДД.ММ.ГГГГ семье Исупова П. С., состоящей из трех человек, включая и истца, по договору социального найма предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.43, 45).
В указанное жилое помещение истец вселился, и проживает по настоящее время, сохранив регистрацию по адресу: <адрес> как пояснил сам истец, только с целью получения социальной выплаты.
Поскольку судом установлено, что дом по адресу: <адрес>, ветхим, на день принятия решения о ликвидации угольной промышленности не признавался, у истца имеется право на иное жилое помещение, и истец проживал на дату принятия решения ликвидации шахты в жилье, без законных оснований (ни по договору социального найма, ни по праву собственности, ни в качестве члена семьи собственника жилого помещения), поэтому отсутствует совокупность условий, необходимых и достаточных для предоставления истцу социальных выплат.
Данный вывод судом основан на анализе выше приведенных норм права, а именно.
В качестве основания для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, на чем настаивает истец в исковом заявлении, является предусмотренное абз.7 п.8 Правил….проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации угольной промышленности.
Однако доказательств того, что дом по адресу: <адрес>, на день принятия решения о ликвидации угольной промышленности являлся ветхим, суду не представлено.
Согласно пункту 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии:
гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты;
гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Суду установлено, что истец проживал в спорном жилье по пер.Кольцевой, 7, без каких либо законных оснований (ни по договору социального найма, ни по праву собственности, ни в качестве члена семьи собственника жилого помещения), что в силу п.11 Правил … является препятствием к предоставлению социальной выплаты.
Кроме того, по смыслу пункта 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, лица должны обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате ведения горных работ, проживать в данном жилом помещении на законном основании, и не иметь прав на иное жилое помещение. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющих иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
В рассматриваемом деле семья истца в 2010 году была переселена из аварийного жилого дома, в жилое помещение, по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма.
Суд отклоняет доводы истца, что ему негде жить, и что он не приобрел право пользование жилым помещением по адресу: <адрес> поскольку в нём не зарегистрирован, не знал о наличии договора социального найма, и не участвовал в его последующей приватизации (л.д.46).
В данном случае, право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, для истца, в силу ст.19 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", носит бессрочный характер.
Таким образом, у суда не имеется оснований полагать, что истец имеет право на поддержку со стороны государства, в форме предоставления социальной выплаты для приобретения жилья переселяемым гражданам из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении иска Исупова О. П. к администрации городского округа «Город Кизел» в полном объеме заявленных им материально-правовых требований.
Руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Исупова О. П. (ИНН №) к Администрации городского округа "Город Кизел" (ИНН №), об уточнении списка граждан, подлежащих переселению, для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, включении в указанный список Исупова О. П., а также о предоставлении Исупову О. П. социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранный для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 02 февраля 2023 года.
Судья: