Дело № 2-1249/2022
59RS0044-01-2022-001625-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2022 года г. Горнозаводск Пермский край
Чусовской городской суд (постоянное судебное присутствие в г. Горнозаводске) Пермского края
в составе: председательствующего судьи Берген Т.В.,
при секретаре Ермаковой Т.Б.,
с участием истца Власова Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова Юрия Николаевича к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности прекратить начисления за вывоз твердых отходов, третьи лица- Мухамедова Светлана Юрьевна, Власова Алевтина Ивановна, Администрация Горнозаводского городского округа,
установил:
Власов Ю. Н. обратился в суд с иском к АО «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности прекратить начисления за вывоз твердых отходов с 2019 года по адресу: адрес.
В обосновании требований, указав следующее, что он (истец) по адресу: адрес, проживает с 2003 года, имея регистрацию с дата, данное жилое помещение принадлежит его дочери Мухамедовой (Буровой) С.Ю. С 2019 года с него начали производить начисления за твердые бытовые отходы, вместе с тем, бак для мусора появился только в июле 2020 года. В доме он просиживает один, в квитанции о начислении услуги, указано два человека. Ранее в данном жилом помещении была зарегистрирована супруга Власова А.И. которая проживала до дата, которая в настоящее время проживает адрес В ноябре 2021 года он представил сведения о том, что он проживает один, вместе с тем начисления продолжают производить на двоих. Дом не является благоустроенным, туалет находится на улице, водоснабжение только холодное. Пищевые отходы выносятся в компостную яму для удобрения. В настоящее время за ним числится задолженность, в размере 4263 рублей 68 копеек, которая не соответствует действительности. дата он обратился с претензией к ответчику, в ответе на полученную претензию, указано, что услуга оказывается с января 2019 года. Мусорным баком он не пользуется, полагает, что услуга ему навязана.
Истец Власов Ю.Н. в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Определением суда от дата произведена замена ненадлежащего ответчика с ПКГУП «Теплоэнерго» на АО «Пермский региональный оператор ТКО».
Ответчик АО «Пермский региональный оператор ТКО» извещено о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило. Ранее представили письменный отзыв, в требовании истца просили отказать. Также указав, что истцу на основании его заявления в феврале 2022 года произведен перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО по адресу: адрес за 6 месяцев, в связи с временным отсутствием одного потребителя. Более истец с заявлением о перерасчете за данную услугу не обращался. Также истцу разъяснено о необходимости обращения в суд с требованием о разделе лицевых счетов на оплату по обращению с ТКО.
Третьи лица Мухамедова С.Ю., Власова А.И., Администрация Горнозаводского городского округа извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены этим кодексом.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
К отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, применяются Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641», в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации (статья 1 Правил).
В силу пункта 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Как следует из материалов дела, АО «Пермский региональный оператор ТКО», является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Пермского края с дата.
АО «Пермский региональный оператор ТКО», анонсировало публичную оферту (предложение заключить договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: дата на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://te-perm.ru, разместило типовую форму договора, информацию о тарифе, предложение, обращенное ко всем потребителям Пермского края.
Власов Ю.Н. с дата зарегистрирован и проживает в принадлежащем на праве собственности Буровой С.Ю. (дочери) 3-х комнатной квартире, общей площадью 59, 5 кв.м, в том числе жилой 38, 6 кв.м, в 1-этажной жилом доме из бруса по адресу: адрес (л.д.7,9,18).
Кроме истца в данном жилом помещении зарегистрирована бывшая супруга истца - Власова А.И., с дата, с которой брак прекращен дата (л.д.4, 6).
По указанному выше адресу открыт лицевой счет ..., начисления производятся на двух человек с дата.
Судом также установлено, что ответчиком истцу направлены платежные документы об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, стоимость которой рассчитана исходя из зарегистрированных в жилом помещении 2 человек, по которым истцом осуществлялась частичная оплата, что свидетельствует о том, что фактически присоединился к публичному договору с ответчиком на условиях типового договора.
По информации администрации Горнозаводского городского округа от дата, следует, что ближайшая площадка для размещения ТКО расположена по адресу: адрес, район дома ... с 2019 года (л.д.22).
дата Власову Ю.Н. ПКГУП «Теплоэнерго» дан ответ, разъяснен порядок перерасчета платы за оказание услуги по обращению с ТКО в связи с временным отсутствием потребителя, в том числе на заявительный характер перерасчета, а также разъяснено, на необходимость подачи такого заявления каждые 6 месяцев, в случае если отсутствие потребителя продолжается (л.д.37-38).
В феврале 2022 года на основании заявления истца, произведен перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО за 6 месяцев, в связи с временным отсутствием одного потребителя.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь указанными нормами права, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на АО «Пермский региональный оператор ТКО» прекратить начисления за вывоз твердых отходов с 2019 года по адресу: адрес, ввиду правомерности ответчиком начислений за обращение с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами исходя из количества зарегистрированных лиц. Факт оказания ответчиком услуг по вывозу твердых бытовых отходов истцом не опровергнут. Обращение с ТКО является коммунальной услугой, предусмотренной законом (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации), незаключение собственником жилого помещения соответствующего договора в соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации не освобождает от обязанности оплаты за данную коммунальную услугу. Объективных данных о том, что Власов Ю.Н. не пользовался данной услугой по вышеуказанному адресу жилого помещения, суду предоставлено не было.
Довод Власова Ю.Н. о необоснованности начисления платы за обращение с ТКО за двух человек, является несостоятельным.
На основании п. п. 148 (34), 148 (36) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
По смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина по месту жительства и месту пребывания носит уведомительный характер.
Вместе с тем сам по себе факт регистрации по месту жительства освобождает сторону от необходимости дальнейшего доказывания проживания по определенному адресу.
Поскольку по месту регистрации истца зарегистрировано 2 человека, данное обстоятельство уже является основанием для начисления платы за обращение с ТКО исходя из названного числа проживающих лиц.
При этом суд учитывает, что мер по снятию граждан, зарегистрированных, но не проживающих фактически в жилом доме с истцом, собственник не принимал, с заявлением о прекращении пользования услугами по вывозу ТБО к ответчику не обращался. Вместе с тем начисление оплаты производится по количеству граждан, зарегистрированных в жилом доме потребителя, а обязанность предоставления сведений в абонентский отдел о количестве проживающих в доме лиц возлагается на потребителя.
Согласно подпункту б пункта 148 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан.
Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 86 Правил № 354 установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.
Поскольку перерасчет размера платы носит исключительно заявительный характер, доказательств подобного обращения истец к региональному оператору с 2019 года по февраль 2022 года спорный период не представлено. С данным заявлением истец обратился лишь в феврале 2022 года, и на основании данного заявления ответчиком произведен перерасчет, уменьшена сумма задолженности на до
Доводы истца о самостоятельной утилизации мусора не могут быть приняты во внимание, поскольку истцом в рамках данного дела не доказано, что в спорный период он осуществлял самостоятельный вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, не нарушая требования санитарно-эпидемиологического законодательства и закона «Об охране окружающей среды». Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что истец не пользуется услугой по вывозу ТБО, предоставляемой ответчиком, представлено не было.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
решил:
отказать Власову Юрию Николаевичу в удовлетворении исковых требований к АО «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности прекратить начисления за вывоз твердых отходов с 2019 года по адресу: адрес.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Горнозаводск) в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Берген