Судья: Турбина Т.А. адм. дело № 33а-14425/2022
№2а-3328/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лёшиной Т.Е., Мыльниковой Н.В,
при помощнике судьи Дождевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 05 июля 2022 г. по административному делу № 2а-3328/2022 по административному исковому заявлению Шишова Б.Б. к Министерству строительства Самарской области об обжаловании отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Шишов Б.Б. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В обоснование заявленных требований указал, что 18.03.2009 между ООО «Самарагорстрой» и ним заключен инвестиционный договор № № о долевом участии в строительстве 7-секционного жилого дома переменной этажности в Ленинском районе г. Самары, объектом договора должна быть являться двухкомнатная квартира на <данные изъяты> этаже строительный номер № № секция <данные изъяты>, по адресу строительства в границах <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Во исполнение указанного договора административным истцом в кассу застройщика внесены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. Однако ООО «Самарагорстрой» в установленный договором срок строительство дома не осуществил, в эксплуатацию не сдал. Уведомлением от 15.03.2022 № № ответчик сообщил о принятии решения об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов на основании подпунктов «а», «в», «г» пункта 2.5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № № от 13.12.2019. Истец обратился в ГСУ ГУ МВД России по Самарской области о признании потерпевшим по уголовному делу № №, однако в ответе ему сообщено, что в отделе по расследованию организованной преступной деятельности в кредитно-финансовых учреждениях и в сфере компьютерной информации ГСУ ГУ МВД России по Самарской области на расследовании находилось уголовное дело № №, по которому Октябрьским районным судом г. Самары вынесен обвинительный приговор. Поскольку Шишов Б.Б. не знал о возбужденном уголовном деле, он не обращался к следователю с заявлением о признании его потерпевшим. 01.11.2020 он обратился с заявлением о совершенном преступлении в Отдел полиции № № УМВД России по г. Самара, постановлением от 11.11.2020 УУП ОУУП и ПНД Отдела полиции № № УМВД России вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного в действиях представителей ООО «Самарагорстрой», прокуратурой района обжалуемое постановление признано необоснованным и отменено 31.05.2021, однако после повторной проведенной проверки принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ в действиях представителей компании ООО «Самарагорстрой».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил признать решение Министерство строительства Самарской области об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, указанное в уведомлении № № от 15.03.2022 незаконным, обязать ответчика включить истца в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 05 июля 2022 г. постановлено: «Административное исковое заявление Шишова Б.Б. к Министерству строительства Самарской области об обжаловании отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства - удовлетворить.
Признать решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Шишова Б.Б. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении № № от 15.03.2022 незаконным.
Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Шишова Б.Б., заново рассмотрев и приняв решение по заявлению от 22.02.2022 о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства в течении 30 дней после вступления судебного решения в законную силу, сообщив о исполнении истцу и суду в тот же срок» (л.д. 60-71).
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований (л.д. 82-83).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
На территории Самарской области уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков является Министерство строительства Самарской области (статья 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927 утверждён Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 18.03.2009 между ООО «Самарагорстрой» и Шишовым Б.Б. заключен инвестиционный договор № № о долевом участии в строительстве, предметом которого являлось участие истца в финансировании инвестиционного проекта по подготовке площадки для строительства семи секционного жилого дома переменной этажности в границах улиц <адрес> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов. Согласно п.1.5. договора целью инвестирования является получение права на заключение договора долевого участия после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, объектом которого является строительный номер квартиры <данные изъяты> секция <данные изъяты>, проектной площадью <данные изъяты> кв.м, количеством комнат <данные изъяты>, на <данные изъяты> этаже. Стоимость выделенного объема долевого участия составляет на момент заключения договора <данные изъяты> рублей за 1 кв.м. В соответствии с п. 2 договора объем участия истца в инвестиционном проекте составил <данные изъяты> рублей (л.д. 10-14).
Денежные средства по договору в размере <данные изъяты> рублей внесены истцом в кассу ООО «Самарагорстрой», что подтверждается квитанцией от 08.09.2009 № № (л.д. 15).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.06.2012 в рамках дела № № ООО «Самарагорстрой» признано несостоятельным (банкротом), в отношении организации введено конкурсное производство. 29.12.2014 в связи с завершением конкурсного производства 29.12.2014 ООО «Самарагорстрой» прекратило свою деятельность.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2012 по делу № № о несостоятельности (банкротстве) требование Шишова Б.Б. включено в реестр требований о передаче жилого помещения должника ООО «Самарагорстрой» в виде однокомнатной квартиры строительный номер № № секция <данные изъяты> по адресу строительства <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., сумма, уплаченная по договору, предусматривающему передачу жилого помещения составляет <данные изъяты> рублей, неисполненные обязательства перед застройщиком отсутствуют (л.д. 16-21).
Постановлениями УУП ОУУП и ПДН Отдела полиции № № УМВД России по г. Самара от 11.11.2020, от 27.08.2021 в возбуждении уголовного дела в отношении представителей ООО «Самарагорстрой» отказано (л.д. 29-30, 34-35).
22.02.2022 истец обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены (л.д. 48-49).
Уведомлением № № от 15.03.2022 истцу сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а», «в», «г» пункта 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков, и непредставлением документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка (л.д. 23-24).
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, изучив материалы дела, учитывая вышеуказанные положения закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на неправильное толкование норм материального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции по обстоятельствам дела.
Так, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на том, что судом неверно истолкованы нормы Закона Самарской области № 84-ГД от 08.07.2019, поскольку в законе указаны критерии, которым должен соответствовать участник долевого строительства. В том числе, в соответствии с п. 2.2 Постановления Правительства Самарской области от 13.12.2019 N 927 и п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 N 84-ГД заявитель должен быть признан потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков) и представить документы подтверждающие указанное.
Данные доводы подлежат отклонению судебной коллегией ввиду следующего.
Так, Законом Самарской области от 08 июля 2019 года №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 5 указанного Закона пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно нескольким условиям, в том числе, признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства и Правила выплаты денежной компенсации таким гражданам.
Согласно п. 2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства (в редакции от 13.08.2020) к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются в том числе:
г) постановления следователя, дознавателя, судьи, определения суда или приговора (выписки из приговора) по уголовному делу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков).
Согласно ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.
Как разъяснено в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» лицо может быть признано потерпевшим как по его заявлению, так и по инициативе органа, в производстве которого находится уголовное дело. Решение о признании лица потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела, а в случае, когда сведения о лице, которому преступлением причинен вред, отсутствуют на момент возбуждения уголовного дела, - незамедлительно после получения данных об этом лице. Отказ в признании лица потерпевшим, а также бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, выразившееся в непризнании лица потерпевшим в указанные сроки, могут быть обжалованы этим лицом в досудебном производстве по уголовному делу в порядке, предусмотренном статьями 124 и 125 УПК РФ, поскольку правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).
Сведений о том, что какому-либо лицу, кроме Шишова Б.Б. причинен вред от преступления, связанного с неисполнением договора от 18.03.2009 и не предоставлением квартиры, материалы дела не содержат и стороной ответчика не представлено.
При данных обстоятельствах, не исключается возможность использовать для защиты прав административного истца компенсаторные механизмы, предусмотренные действующим законодательством.
При этом постановлениями УУП ОУУП и ПДН Отдела полиции № № УМВД России по г. Самара от 11.11.2020, от 27.08.2021 в возбуждении уголовного дела в отношении представителей ООО «Самарагорстрой» отказано.
Является достоверно установленным и никем не оспоренным факт неисполнения застройщиком, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед истцом, и факт исполнения истцом своих обязательств по договору в полном объеме.
Исходя материалов дела, права Шишова Б.Б.. как пострадавшего участника долевого строительства до настоящего времени не восстановлены.
В сложившейся ситуации Шишов Б.Б. по независящим от него обстоятельствам лишен возможности получить меры государственной поддержки в соответствии с Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД.
Исходя из установленных обстоятельств, Шишов Б.Б.. относится к числу пострадавших граждан по смыслу положений Закона N 214-ФЗ и имеет право на получение мер государственной поддержки.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал Министерство строительства Самарской области вновь рассмотреть заявление Шишова Б.Б. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, не вмешиваясь в компетенцию административного органа и не предрешая существо решения, которое должно быть им принято.
Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 05 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: