УИД 57RS0004-01-2023-000247-64
ПОСТАНОВЛЕНИЕ24 августа 2023 года г. Дмитровск Орловской области
Судья Дмитровского районного суда Орловской области Бирюков А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дмитровского районного суда Орловской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Мезенцевой Светланы Витальевны,
установил:04.07.2023 в отношении индивидуального предпринимателя Мезенцевой Светланы Витальевны (ИНН №, ОГРНИП №) возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении 57ОР№87 от 04.07.2023 следует, что 30.06.2023 в 11 часов 00 минут по адресу: <адрес>, <адрес> должностным лицом УВМ УМВД России по Орловской области по результатам проведения внеплановой документарной проверки установлен факт неуведомления УВМ УМВД России по Орловской области индивидуальным предпринимателем Мезенцевой Светланой Витальевной о заключении ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с гражданкой Киргизской Республики Г.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Уведомление не было представлено в УВМ УМВД России по Орловской области в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты расторжения вышеуказанного договора, что является нарушением ч. 8 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – индивидуальный предприниматель Мезенцева С.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, признала, поскольку не отрицала факта неуведомления УВМ УМВД России по Орловской области о заключении 01 февраля 2023 года трудового договора с гражданкой Киргизской Республики Притулиной Инной. По тем основаниям, что она является субъектом малого предпринимательства, ранее к административной ответственности никогда не привлекалась, просила не назначать наказание в виде штрафа.
В судебном заседании защитник индивидуального предпринимателя Мезенцевой С.В. – адвокат Прозецкая Ж.В. доводы подзащитной поддержала, суду пояснила, что отсутствует какое-либо причинение вреда и угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – инспектор по ОП ОИК УВМ УМВД России по Орловской области Меркулова Э.А., в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе по делу об административном правонарушении, составленном в отношении индивидуального предпринимателя Мезенцевой С.В., полагала, что все основания для ее привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ имеются.
Судья, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – индивидуального предпринимателя Мезенцеву С.В., ее представителя – адвоката Прозецкую Ж.В., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – инспектора по ОП ОИК УВМ УМВД России по Орловской области Меркулову Э.А, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к ст. 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Положениями части 8 статьи 13 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации определено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) работодателя, заключающиеся в неуведомлении территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности.
Вина ИП Мезенцевой С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом 57 ОР №87 от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в отношении ИП Мезенцевой С.В., согласно которому выявлены нарушения ч. 8 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ; копией трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП Мезенцевой С.В. и Г.М.В.; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме работника на работу; копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении (расторжении) трудового договора с Г.М.В.; сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ИП Мезенцевой С.В.
Согласно сведениям, полученным по запросу суда из УМВД России по Орловской области, Мезенцева С.В. по учету ИБД-Р «Административные правонарушения» ИЦ УМВД не значится.
Из информации ОСФР по Орловской области от 10.08.2023, полученной по запросу суда, следует, что сведения о привлечении ИП Мезенцевой С.В. к административной ответственности отсутствуют.
Согласно сведениям, полученным по запросу суда из Управления Роспотребнадзора по Орловской области от 14.08.2023, ИП Мезенцева С.В. к административной ответственности не привлекалась.
Из информации УФНС по Орловской области от 11.08.2023, полученной по запросу суда, следует, что информация о привлечении ИП Мезенцевой С.В. к административной ответственности отсутствует.
Факт совершения ИП Мезенцевой С.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, нашел подтверждение в полном объеме совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Действия ИП Мезенцевой С.В., выразившиеся в непредставлении в установленный трехдневный срок в УВМ УМВД России по Орловской области уведомления о заключении 29 декабря 2022 года трудового договора с гражданкой Киргизской Республики Гельмут Марией Владимировной, что является нарушением ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного ИП Мезенцевой С.В. правонарушения малозначительным и освобождения ее от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется. Отсутствуют и иные оснований для освобождения его от административной ответственности.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Из части 3 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что особые условия применения мер административной ответственности в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, устанавливаются данным Кодексом.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 данного Кодекса (часть 3 статьи 3.4 указанного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 1563-О).
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства, критерии отнесения лица к таким субъектам, установлены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Как установлено материалами дела, Мезенцева С.В. является индивидуальным предпринимателем, при этом допущенное ею нарушение требований Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не имеет цели причинения вреда интересам граждан, обществу и государству, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
При назначении вида наказания, учитывая фактические обстоятельства дела, личность виновного, то, что она ранее не привлекалась к административной ответственности, принимая во внимание характер и тяжесть содеянного правонарушения, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает возможным назначить ИП Мезенцевой Светлане Витальевне наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. ст. 29.10. - 29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать индивидуального предпринимателя Мезенцеву Светлану Витальевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А. Бирюков