Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2234/2024 ~ М-1612/2024 от 17.05.2024

УИД № 34RS0006-01-2024-002790-98

Дело № 2-2234/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        г. Волгоград         06 августа 2024 года

Советский районный суд города Волгограда

    в составе председательствующего Чекашовой С.В.,

    при секретаре судебного заседания: Лихолетовой И.Н.,

     с участием процессуального истца – старшего помощника прокуратуры Советского района г. Волгограда Калачёвой О.В., истца Петровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Тракторозаводского района г. Волгограда, действующей в интересах Петровой Светланы Витальевны к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГУЗ «Клиническая поликлиника № 1» о понуждении обеспечить лекарственным препаратом, организовать проведение исследования, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

прокуратура Тракторозаводского района г. Волгограда, действующая в интересах Петровой С.В. обратилась в суд с иском к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГУЗ «Клиническая поликлиника № 1» о понуждении обеспечить лекарственным препаратом, организовать проведение исследования, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о здравоохранении, в частности, Петрова С.В. наблюдается в ГУЗ «Клиническая поликлиника № 1», является инвалидом иные данные, в соответствии с выпиской ФГБУ «Национальный – медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России с дата получает лекарственный препарат «иные данные» иные данные и нуждается в его применении. Кроме того, Петровой С.В. необходимо исследование онкомаркеров иные данные.

Петрова С.В. обратилась в дата в ГУЗ КП № 1, предоставив соответствующие выписки по результатам проведенных исследований.

Вместе с тем, своевременно Петрова С.В. лекарственными препаратами не обеспечена, нарушено ее право на лекарственное обеспечение.

Согласно информации ГУЗ КП № 1 и комитета здравоохранения Волгоградской области. Проведение исследования крови онкомаркеров иные данные в медицинском учреждении отсутствует. На момент проведения проверки договор со сторонними медицинскими организациями на исследование не заключен.

В связи с необеспечением лекарственным препаратом по которому выписан рецепт дата, Петровой С.В. неоднократно приходилось покупать лекарственный препарат иные данные, иные данные за счет собственных средств: дата на сумму 2 755 руб., дата на сумму 7 930 руб., дата на сумму 8 018 руб., дата на сумму 7 930 руб., дата на сумму 8 117 руб., дата на сумму 8 155 руб., а всего на сумму 42 905 руб.

Непринятие комитетом мер по обеспечению Петровой С.В. необходимым лекарственным препаратом, а ГУЗ КП № 1 по проведению необходимых исследований, нарушает права Петровой С.В. на получение бесплатной медицинской помощи.

С учётом уточнения, просит суд обязать комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить Петрову С.В., дата лекарственным препаратом с торговым наименованием «иные данные» в соответствии с медицинскими показаниями, обратить решение к немедленному исполнению; обязать ГУЗ «Клиническая поликлиника № 1» организовать проведение Петровой С.В. исследования крови на онкомаркеры иные данные; взыскать с комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Петровой С.В. понесенные расходы на приобретение лекарственного препарата «иные данные», «иные данные» в общей сумме 42 905 руб., компенсацию морального вреда – 5 000 руб.

Истец Петрова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что исследования на онкомаркеры ей проведены.

Процессуальный истец старший помощник прокуратуры Советского района г. Волгограда Калачёва О.В. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области Андреев К.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, направил возражения, в которых исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении, ввиду необоснованности.

Представитель ответчика ГУЗ «Клиническая поликлиника № 1» Серединцева Е.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена, направила возражения, в которых указала, что дата пакет документов направлен на рабочую группу в комитет здравоохранения Волгоградской области для утверждения и обеспечения Петровой С.В. лекарственным препаратом, не входящим в перечень иные данные. После утверждения дата, дата, дата выписаны рецепты на лекарственный препарат «иные данные» (иные данные). В настоящее время рецептами на лекарственный препарат Петрова С.В. обеспечена в полном объеме. Кроме того, заключен договор с ООО «Женская консультация № 1», на дата Петровой С.В. назначено явиться к 09:00 в женскую консультацию, по адресу: гадрес. Петрова С.В. не явилась, пояснив, что сделала анализы самостоятельно. Таким образом, ответчиком организовано проведение Петровой С.В. исследования на онкомаркеры. дата Петрова С.В. явилась в женскую консультацию на взятие крови на онкомаркеры иные данные Исследования крови на онкомаркеры проведены, что подтверждается результатами лабораторного исследования, предоставленными ООО «Женская консультация № 1» от дата. Последующие исследования на онкомаркеры будут проводиться по мере необходимости, в рекомендованном объеме. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, ввиду необоснованности.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Федеральной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как нефротический синдром.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"

Так, в приложении № 1 к указанному перечню отмечено, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

В соответствии с пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенный в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч. 3 ст. 44 настоящего Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов

Процедура получения инвалидами лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.

В соответствии с пунктом 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006 года.

В силу требований п. п. 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлен перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно.

Пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Как следует из частей 1, 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о здравоохранении, в частности, Петрова С.В. наблюдается в ГУЗ «Клиническая поликлиника № 1», является инвалидом иные данные, в соответствии с выпиской ФГБУ «Национальный – медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России с дата получает лекарственный препарат «иные данные» иные данные и нуждается в его применении. Кроме того, Петровой С.В. необходимо исследование онкомаркеров иные данные.

Согласно информации ГУЗ КП № 1 и комитета здравоохранения Волгоградской области. Проведение исследования крови онкомаркеров иные данные в медицинском учреждении отсутствует. На момент проведения проверки договор со сторонними медицинскими организациями на исследование не заключен.

На основании договора от дата, заключенного между ГКУ «Клиническая больница № 1» и ООО «Женская консультация № 1» (исполнитель), исполнитель обязался безвозмездно оказывать услуги по исследованию онкомаркеров, в период дата, по адресу: г. адрес.

дата Петровой С.В. проведены исследования крови на онкомаркеры, что подтверждается результатами лабораторного исследования, предоставленными ООО «Женская консультация № 1» от дата, предоставленными в материалы дела.

В связи добровольным удовлетворением требования ответчиком ГУЗ «Клиническая поликлиника № 1» об организации проведения Петровой С.В. исследования крови онкомаркеров иные данные, суд считает необходимым в его удовлетворении отказать

Разрешая требование об обязании комитета здравоохранения Волгоградской области обеспечить Петрову С.В. лекарственным препаратом с торговым наименованием «иные данные», по жизненным показаниям в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями, суд приходит к следующему.

дата Петровой С.В. выписан рецепт на иные данные иные данные., который находится на отсроченном обеспечении.

дата согласно заключению ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» заменена терапия на иные данные – смена терапии произведена ввиду выраженных побочных эффектов.

Таким образом, своевременно Петрова С.В. лекарственными препаратами не обеспечена, нарушено ее право на лекарственное обеспечение.

В связи с несвоевременным обеспечением лекарственными препаратами, Петровой С.В. неоднократно приходилось покупать лекарственный препарат иные данные, Фемару за счет собственных средств.

    Организация лекарственного обеспечения указанной категории жителей Волгоградской области за счёт средств бюджета Волгоградской области настоящим постановлением поручена Комитету здравоохранения Волгоградской области, что соотносится с Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утверждённом постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года №152.

    Вместе с тем, судом установлен факт того, что вышеизложенные обязанности не были надлежащим образом выполнены со стороны комитета здравоохранения Волгоградской области, поскольку Петрова С.В. по состоянию здоровья нуждается в лекарственном препарате «иные данные» (иные данные).

    Между тем, как установлено судом, комитет здравоохранения Волгоградской области действенных мер по защите нарушенных прав пациента не принял.

    Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

    В соответствии с требованиями статьи 5 того же Федерального закона мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

    В связи с чем, суд полагает необходимым обязать ответчика комитет здравоохранения Волгоградской области организовать обеспечение Петровой С.В. лекарственным препаратом с торговым наименованием «иные данные» иные данные по жизненным показаниям в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.

Разрешая требование о взыскании расходов за приобретение лекарственных препаратов иные данные, иные данные, суд приходит к следующему.

Петрова С.В. своевременно не была обеспечена жизненно важными лекарственными препаратами по рецепту, была вынуждена приобретать препараты за собственные денежные средства: дата на сумму 2 755 рублей, дата на сумму 7 930 рублей, дата на сумму 8 018 рублей, дата на сумму 7 930 рублей, дата на сумму 8 117 рублей, дата на сумму 8 155 рублей, а всего на сумму 42 905 рублей.

Таким образом, поскольку Петрова С.В., являясь инвалидом 2 группы, ввиду наличия заболевания: иные данные. Клиническая группа 2, не была обеспечена согласно выписанных рецептов назначенным лекарственным препаратом «иные данные» (иные данные»), несмотря на то, что подлежала обеспечению бесплатно указанным в рецепте лекарственным препаратом в течение 10 дней с момента обращения в аптечное учреждение, вследствие чего Петрова С.В. была вынуждена приобрести указанные лекарственные препараты за счет собственных денежных средств, а поскольку полномочия в части обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами исполняются комитетом здравоохранения Волгоградской области и доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика убытков в виде расходов на приобретение лекарственных средств в размере 42 905 рублей, поскольку несение указанных расходов истца документально подтверждено и было обусловлено необходимостью приобретения лекарственных препаратов по жизненным показаниям.

Разрешая требование о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

    В силу ст. 151 ГК РФ жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

    Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

    Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации граждан права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе, посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

    Обеспечение лекарственными препаратами относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, которые направлены на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушения личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.

    С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение изделиями медицинского назначения и расходными материалами к ним тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

    Факт нарушения ответчиком прав истца установлен, в связи с чем суд находит обоснованными требования истца о взыскании компенсации морального вреда.

Необходимо также учитывать требования ст. 1101 ГК РФ, предусматривающей, что компенсация морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а так же степени вины причинителем вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера денежной компенсации морального вреда должны учитываться обстоятельства дела, материальное положение сторон, а так же требования разумности и справедливости.

К условиям, влекущим применение компенсации морального вреда, относятся противоправные действия, наличие самого морального вреда, причинная связь между противоправным поведением и моральным вредом, вина нарушителя.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причинённых истцам нравственных страданий.

Однако с учетом обстоятельств дела, длительности периода необеспечения истца лекарственными препаратами, требований разумности и справедливости, суд считает заявленную истцом компенсацию морального вреда в размере в 5 000 рублей завышенной и определяет ее подлежащей взысканию в размере 3 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленного требования суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    в удовлетворении исковых требований прокуратуры Тракторозаводского района г. Волгограда, действующей в интересах Петровой Светланы Витальевны к ГУЗ «Клиническая поликлиника № 1» о понуждении организовать проведение исследования, - отказать

    исковые требования прокуратуры Тракторозаводского района г. Волгограда, действующей в интересах Петровой Светланы Витальевны к комитету здравоохранения Волгоградской области о понуждении обеспечить лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Обязать комитет здравоохранения Волгоградской области, ИНН номер организовать обеспечение Петровой Светланы Витальевны, дата, лекарственным препаратом с торговым наименованием «иные данные» иные данные по жизненным показаниям в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с комитета здравоохранения Волгоградской области, ИНН номер в пользу Петровой Светланы Витальевны, дата, паспорт серии номер, понесенные расходы за приобретение лекарственных препаратов иные данные, иные данные в размере 42 905 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленного требования прокуратуры Тракторозаводского района г. Волгограда, действующей в интересах Петровой Светланы Витальевны к комитету здравоохранения Волгоградской области о взыскании компенсации морального вреда, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г. Волгограда в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Справка: решение суда в окончательной форме составлено 09 августа 2024 года

Судья       С.В. Чекашова

2-2234/2024 ~ М-1612/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петрова Светлана Витальевна
Прокуратура Советского района г. Волгограда
Прокурор Тракторозаводского района г.Волгограда
Ответчики
ГУЗ "Клиническая поликлиника №1"
Комитет здравоохранения Волгоградской области
Суд
Советский районный суд г. Волгограда
Судья
Чекашова Светлана Вячеславовна
Дело на странице суда
sov--vol.sudrf.ru
17.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2024Передача материалов судье
24.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2024Судебное заседание
16.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
09.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее