Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-550/2024 ~ М-381/2024 от 13.05.2024

Дело № 2-550/2024

УИД 11RS0016-01-2024-000816-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Алееве А.А.,

с участием прокурора Нестеровой А.С., истца Чеканаускас С.А., представителя ответчика Изъюровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 20 июня 2024 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах Чеканаускас С. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района в интересах Чеканаускас С.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к <адрес> СыктывдинсК. <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 20,8 кв.м., взамен непригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: Сыктывдинский <адрес>, ком.21.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой по обращению Чеканаускас С.А. проверки установлено, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: Сыктывдинский <адрес>, ком.21. Постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 29.04.2016 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен республиканскую программу переселения со сроком расселения до 31.12.2022. Ссылаясь на то, что сроки расселения многоквартирного дома, установленные Республиканской адресной программой переселения, истекли, Чеканаускас С.А. иное благоустроенное жилое помещение ответчиком не предоставлено, прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с рассматриваемым иском.

Прокурор Нестерова А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что срок переселения истца в рамках государственной программы переселения истек в 2022 году, при этом, до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен. Постановлением Правительства от 28.01.2016 №47 не предусмотрено продление сроков расселения. Глава муниципального района «Сыктывдинский» привлечена к административной ответственности за неисполнение условий соглашения по переселению граждан. Жилой <адрес> СыктывдинсК. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в настоящее время проживание в данном доме несет угрозу жизни и здоровья граждан, только истец не переселен из данного дома. Обеспечение маневренным помещением не свидетельствует об обеспечении истца жильем и исполнении администрацией района обязанности по расселению. Маневренный фонд не отвечает требованиям жилищного законодательства об обеспечении граждан благоустроенным жилым помещением.

Истец Чеканаускас С.А. просил исковые требования удовлетворить, указав, что многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, все граждане указанного дома уже переселены, кроме него. В настоящее время недвижимого имущества на праве собственности не имеет, с <данные изъяты> не трудоустроен, поскольку получил травму руки, до настоящего времени получает лечение, получателем пособий не является.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Изъюрова Н.А. возражала удовлетворению исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу не влечет само по себе обязанности по обеспечению проживающих в таком доме граждан жилыми помещения вне очереди. Также указала, что дом, в котором находится жилое помещение предоставленное истцу, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 года». Администрацией в настоящее время осуществляет мероприятия по закупкам жилых помещений, в том числе для истца.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются по договору социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 671 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В силу ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В силу п. 1 ст. 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что жилой <адрес> СыктывдинсК. <адрес> включен в реестр муниципальной собственности.

Согласно представленным в материалы дела копиям похозяйственных книг администрации сельского поселения «Выльгорт» за 1991-1995, 2002-2006, 2007-2011, 2012-2016, 2017-2021 в отношении комнаты в <адрес> СыктывдинсК. <адрес> в качестве главы хозяйства числились Сенькин Н.А., в последующем Сенькина С.А. (мать истца), а в качестве члена семьи Чеканаускас С.А.

Из похозяйственной книги за 2022-2026 гг. следует, что комната <адрес> находится в единоличном пользовании Чеканаускас С.А.

Из справки администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата>, поквартирной карточки следует, что Чеканаускас С.А. с <дата> по настоящее время зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Сыктывдинский <адрес>, комн.21.

Право Чеканаускас С.А. на жилое помещение по адресу: Сыктывдинский <адрес>, сторонами по делу не оспаривается.

Межведомственной комиссией, назначенной в соответствии с постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> , проведено <дата> обследование жилого <адрес> в <адрес> СыктывдинсК. <адрес> Республики К., и составлен соответствующий акт, в соответствии с которым многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, постановлено произвести расселение граждан в течение трех лет.

В последующем, постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> внесены изменения в постановление администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> , постановлено принять меры к расселению до 2025 года.

Постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> внесены изменения в постановление администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> , постановлено принять меры к расселению граждан до <дата>.

Постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> внесены изменения в постановление администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> , постановлено принять меры к расселению граждан до <дата>.

Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. от <дата> земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, изъят для муниципальных нужд.

Решением Совета сельского поселения «Выльгорт» от <дата> муниципальные жилые помещения по адресу: ком. <адрес>, переданы в собственность муниципального района «Сыктывдинский» Республики К..

Жилой <адрес> в <адрес>, в котором расположены жилые помещения, предоставленные истцам, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утвержденную Постановлением Правительства РК от <дата> , с планируемым сроком расселения дома до <дата> и сроком сноса дома — до <дата>.

Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, прокурор указывает, что сроки расселения многоквартирного дома, установленные Республиканской адресной программой переселения, истекли, Чеканаускас С.А. иное благоустроенное жилое помещение ответчиком не предоставлено.

Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе предоставляют в установленном порядке гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В свою очередь законодателем в ч. 2, 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

На основании ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утверждённому постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке (ответ на вопрос 3).

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в своём Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 29.04.2014 также указал, что в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15).

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.09.2018 № 57-КГ18-16 также указано, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ, не требуется.

По смыслу приведенного правового регулирования если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания осуществляется гражданам независимо от признания их малоимущими и нуждающимися в жилье и не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Из материалов дела следует, что в соответствии с техническим паспортом многоквартирный <адрес> 1967 года постройки.

В 2016 году указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, первоначально срок его расселения был установлен до 2019 года. Согласно республиканской адресной программе дом подлежал расселению в срок до <дата>. Однако истец Чеканаускас С.А. до настоящего времени администрацией муниципального района «Сыктывдинский» не расселен, что является нарушением жилищных прав истца.

Истцом Чеканаускас С.А. в судебном заседании указано, что он в спорном жилом помещении не проживает в связи с аварийностью дома и невозможностью проживания в квартире в связи с угрозой жизни и здоровью, в настоящее время ему администрацией сельского поселения «Выльгорт» на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда предоставлена комната в коммунальной квартире по адресу: <адрес> <адрес>.

По сведениям Росреестра в собственности Чеканаускас С.А. иных жилых помещений, недвижимого имущества, принадлежащих истцу на праве собственности, не имеется. По сведениям УФНС России по Р. К., ОСФР по Республике Коми сведений о доходах Чеканаускас С.А. не имеется.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу установлено, что вследствие сильных деформаций несущих конструкций здания многоквартирного <адрес> существует вероятность их обрушения, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в многоквартирном доме граждан. Состояние дома значительно ухудшилось с момента признания дома аварийным.

С учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных норм законодательства, принимая во внимание, что дом включен в республиканскую адресную программу переселения и подлежал расселению в срок до <дата>, однако Чеканаускас С.А. остается единственным жильцом дома, до настоящего времени не расселенным, учитывая наличие угрозы жизни и здоровью проживанием в спорном доме, объективную нуждаемость истца в жилом помещении и его материальное положение, суд приходит к выводу, что требования прокурора Сыктывдинского района о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми предоставить Чеканаускас С.А. на условиях социального найма являются обоснованными.

Ссылки представителя ответчика о том, что в настоящее время администрация района осуществляет мероприятия по закупке жилых помещений, в том числе для истца, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии со ст.42 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.

Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным изымаемому, то есть соответствовать ему по общей площади, как то предусмотрено ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, положения которой в силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ могут быть применены к спорным правоотношениям по аналогии закона.

Таким образом, исходя из содержания положений ст.15, 42 Жилищного кодекса РФ в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты, а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

С учетом вышеизложенных положений законодательства о долях в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире, применяя аналогию права, на долю истца приходится 6,8 кв.м. (15,5%) площади вспомогательных помещений <адрес>, в связи с чем истцу должно быть предоставлено жилое помещение взамен ранее занимаемого, площадью не менее 20,8 кв.м из расчета (14 кв.м + 6,8 кв.м).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанности предоставить Чеканаускас С.А. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к <адрес> СыктывдинсК. <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 20,8 кв.м, взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Сыктывдинского района в интересах Чеканаускас С. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми предоставить Чеканаускас С. А. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к <адрес> СыктывдинсК. <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 20,8 кв.м, взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.А. Сурнина

Мотивированное решение составлено 25.06.2024.

2-550/2024 ~ М-381/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Сыктывдинского района
Чеканаускас Сергей Антонович
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сурнина Татьяна Александровна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
13.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2024Передача материалов судье
15.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее