Дело №2-112/2023 УИД 21RS0012-01-2022-001132-03
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 января 2023 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе председательствующего судьи Турхан А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г.Новочебоксарск в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах водоснабжения,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г.Новочебоксарск в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах водоснабжения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ответчик администрация Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и третье лицо администрация Моргаушского района Чувашской Республики заменены на правопреемника администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики.
Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, место нахождения и адрес юридического лица: <адрес>. При проведении плановой выездной проверки на объектах водоснабжения выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, по результатам которой глава администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3 привлечен к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. В адрес администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований № от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время администрацией Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района, являющимся собственником объектов водоснабжения, используемых для обеспечения водой население Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района, не проводится в полном объеме производственный контроль качества питьевой воды, не разработан проект организации зон санитарной охраны, не получено санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны на использование подземных водоисточников в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г.Новочебоксарск в судебное заседание не явился, своего представителя не направил.
Представитель ответчика администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки суду не сообщил.
На основании статей 167, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке в заочном порядке.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100, государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящего Положения (далее - органы государственного контроля (надзора), направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно пункта 4 указанного Положения государственный контроль (надзор) осуществляет федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.
Пунктом 1 Положения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, утвержденным приказом Управления от 09.07.2012 г. N 676, установлено, что территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Судом установлено, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г.Новочебоксарск проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики.
При проведении плановой выездной проверки на объектах водоснабжения выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, выразившиеся в следующем: на 10 час. 30 минут ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении документов и обследовании используемых администрацией Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений (<адрес>) установлено:
- к эксплуатации систем водоснабжения в населенных пунктах администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района допускаются лица, прошедшие в установленном порядке гигиеническое обучение по программе санитарного минимума, что является нарушением п.8.1, п.8.2 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
- не в полном объеме и кратностью организован производственный лабораторный контроль качества питьевой воды из артезианских скважин, источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводной сети д.Кадикасы, д.Кораккасы, д.Кюрегаси, д.Охтикасы, д.Сесмеры, д.Чурикасы, д.Шатракасы, д.Шомиково Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района. В период ДД.ММ.ГГГГ. проведены единичные исследования с неполным перечнем контролируемых показателей по санитарно-химическим бактериологическим показателям. Радиологические исследования питьевой воды не проводились. Нарушение п.4.2, п.4.3 т.6, п.4.4 т.7, п.4.5 т.8 СанПин 2.1.4.1074-01; п.3.4, п.3.5СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»;
- требуют ремонта и восстановления ограждения зон строгого режима артезианских скважин д.Кадикасы, д.Кораккасы, д.Кюрегаси, д.Охтикасы, д.Сесмеры, д.Чурикасы, д.Шатракасы, д.Шомиково. Нарушение п.2.1.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- по источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, артезианским скважинам д.Кадикасы, д.Кораккасы, д.Кюрегаси, д.Охтикасы, д.Сесмеры, д.Чурикасы, д.Шатракасы, д.Шомиково не разработаны проекты организации зон санитарной охраны. Нарушение п.1.11, п.1.12 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». По системам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в нарушение требований приложение 1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не установлены контролируемые показатели качества питьевой воды и не составлены Рабочие программы производственного контроля качества питьевой воды.
По результатам проведенной плановой выездной проверки глава администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3 привлечен к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. В адрес администрации Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют, опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны (далее - ЗСО), то есть территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей, охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами, которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 ФЗ №416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды.
Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. №10 в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 5 ст. 25 ФЗ №416-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 утверждены санитарные правиле и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2 1 3684-21).
Согласно п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам, установленным главой 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:
выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды (п. 76. СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п.77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Согласно п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В силу пунктов 1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Согласно п. п. 1.11., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
По настоящее время администрацией Моргаушского муниципального округа, являющимся собственником объектов водоснабжения, используемых для обеспечения водой население Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района, не проводится в полном объеме производственный контроль качества питьевой воды, не разработан проект организации зон санитарной охраны, не получено санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны на использование подземных водоисточников в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
С учетом вышеизложенного исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г.Новочебоксарск подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объектах водоснабжения Кадикасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, а именно:
1.1. Разработать проекты зон санитарной охраны, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке, до ДД.ММ.ГГГГ, для следующих источников водоснабжения:
водоснабжение д.Охтикасы, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №,
водоснабжение д.Кадикасы, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, <адрес> кадастровый номер №, кадастровый номер №,
водоснабжение д.Чурикасы, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, кадастровый номер №,
водоснабжение д.Шатракасы, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №,
водоснабжение д.Кораккасы, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, кадастровый номер №, кадастровый номер №,
водоснабжение д.Кюрегаси, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №;
1.2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водоисточников, до ДД.ММ.ГГГГ.
2. Обязать администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики организовать и установить зоны санитарной охраны в соответствии с нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ.
3. Обязать администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды, на объектах водоснабжения, находящихся на содержании и техническом обслуживании, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 №10, приложениями №2 - №4 к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений' организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Н. Турхан