Дело №
Поступило ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Роговой О.В.,
при секретаре Медведевой Е.А.
с участием заместителя прокурора <адрес> Жилиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства об обязании провести капитальный ремонт водопроводных сетей,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился с иском в суд по следующим основаниям. <адрес> проведена проверка исполнения ресурсоснабжающими организациями законодательства в сфере водоснабжения. В целях реализации положений федерального и регионального законодательства администрацией <адрес> создано муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания ЖКХ». <адрес> является учредителем предприятия ЖКХ (п. 1.2 Устава предприятия, утвержденного распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-pa). Основным видом деятельности предприятия ЖКХ является - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (по коду ОКВЭД: 35.30.14); дополнительными видами деятельности являются - забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (по коду ЭКВЭД: 36.00.1); распределение воды для питьевых и промышленных нужд (по коду ОКВЭД: 36.00.2). Потребителями воды являются население, учреждения образования, культуры, здравоохранения, расположенные на территории Новоцелинного сельсовета. При проведении в декабре 2023 года проверки в сфере надлежащего обеспечения водоснабжения жителей <адрес> муниципальным унитарным предприятием «УК ЖКХ» <адрес> было установлено, что имеется необходимость в капитальном ремонте водопроводных сетей, расположенных на <адрес>, Садовая, Производственная, Советская, Трудовая, Целинная в <адрес> (п. 4 ответа МУП «УК ЖКХ» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ №ж-23). В соответствии с разделом 1 Результатов технического обследования систем водоснабжения <адрес>, утвержденных главой <адрес> и согласованных директором МУП «УК ЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ состав и техническое состояние имеющихся сооружений водоснабжения не обеспечивает эффективное снятие загрязнений. Средний показатель аварийности на сетях водоснабжения составляет 1,0 аварии на 0,86 километра сети. Надежность системы водоснабжения <адрес> характеризуется как малонадежная, так как фактическое значение показателей составило: - аварийность на трубопроводах 0,86 ед.км, при норме 0,1 - 0,2 ед./км. При этом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предприятием меры по надлежащей эксплуатации и обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры не приняты, ремонт водосетей на 2024 и 2025 годы не планируется. Указанное обстоятельство может препятствовать бесперебойной поставке воды потребителям, способствовать возникновению аварийных ситуаций, в том числе в зимний отопительный период. Причинами и условиями, вследствие которых стали возможны вышеуказанные нарушения закона, явились ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами ресурсоснабжающей организации, ответственными за указанное направление деятельности. ДД.ММ.ГГГГ руководителю предприятия ЖКХ направлено представление с требованием произвести ремонт водосетей, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены не были. Указанное обстоятельство может препятствовать бесперебойной поставке тепловой энергии потребителям, способствовать возникновению аварийных ситуаций, в том числе в зимний отопительный период, привести к нарушению интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории указанного населенного пункта. Просит обязать муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» <адрес> в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт водопроводных сетей, расположенных на <адрес>, Садовая, Производственная, Советская, Трудовая, Целинная в <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора Жилина Ю.В. исковые требования уточнила, суду пояснила, что в прокуратуру района обратился житель <адрес> указывая на то, что вода на территории поселения непригодна для употребления, жители поселения неоднократно обращались в ЖКХ, прокуратурой проведена проверка по данному факту, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> имеются поселения имеются аварийные участки водопровода, которые требуют капитального ремонта, ответчиком проводился необходимый ремонт, часть участков уже отремонтирована. Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного главой <адрес> ФИО определены участки водопровода, которые сильно изношены и требуют замены, до настоящего времени не отремонтированы участок водопроводных сетей на <адрес>, Советская и Трудовая села Новоцелинное, поскольку МУП « Управляющая компания ЖКХ» не располагает необходимыми денежными средства, водопроводные сети переданы в хозяйственное ведение ЖКХ учредителем <адрес>, земельные участки на которых, расположены скважины, принадлежат району, они вправе обратиться за финансированием в <адрес>. С учетом уточненных требований просит обязать муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» <адрес> в течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт водопроводных сетей, расположенных на <адрес> участок от <адрес> до <адрес> протяженностью 102 метра, на <адрес> участок от <адрес> до <адрес> протяженностью 282 метра, на <адрес>, участок от <адрес> до <адрес> протяженностью 411 метра в <адрес>.
Представитель ответчика Белоус С.Г. в судебное заседание не явился, предоставил письменное заявление, в котором уточненные исковые требования признал, просит установить срок для капитального ремонта участков указанных в уточненных требованиях 48 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Ранее в судебном заседании пояснял, что часть участков, которые указаны прокурором в иске отремонтированы, не оспаривает, что водопровод нуждается в капитальном ремонте, но своими силами предприятие не справится, в настоящее время отсутствуют денежные средства на проведение ремонта, бюджет предприятия на половину дотационный. Участвовать в государственных программах может только учредитель, ему выделяют денежные средства. После обращений жителей <адрес> проверяли воду, показатели были хорошие. На подготовку проектно-сметной документации и проведение ремонта необходимо не менее 4х лет.
Представитель ответчика Бедрач Е.В. в судебном заседании пояснила, что с 2021 года ведется ремонт водопроводных сетей в <адрес>. С Роспотребнадзором заключен контракт, согласно которому ежемесячно проводится проверка о состоянии воды, ее пригодности для обслуживания населения, согласно представленным протоколам исследования вода в <адрес> соответствует требованиям СанПиН. <адрес> является учредителем ответчика, предприятие убыточное, которое не может самостоятельно заработать денежные средства на ремонт водопровода в течение трех лет. Обращались с ходатайством в администрацию, просили выделить денежные средства, были выделены денежные средства на приобретение угля.
Представитель администрации <адрес> по доверенности Иванов Е.И. уточненные требования признал частично, суду пояснил, что МУП «УК ЖКХ» является муниципальным унитарным предприятием, созданным для организации тепло- и водоснабжения в границах поселений. В муниципальной собственности <адрес> и в хозяйственном ведении предприятия находятся водопроводные сети протяженностью 3,98 км на территории Новоцелинного сельсовета. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ветхих водопроводных сетей, находящихся в ведении предприятия нет, наличие существующих водопроводных сетей не препятствует оказанию услуг водоснабжения, просил суд в случае удовлетворения требований, установить срок 48 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14, ч.4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 484-0З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в <адрес>», соглашениями, заключенными между органами местного самоуправления <адрес> и органами местного самоуправления Новоцелинного сельсовета, вопросы организации водоснабжения населения на территории соответствующего сельского поселения закреплены за органами местного самоуправления <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с под. 1 ч.2 Федерального закона № 416-ФЗ одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч.1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ).
Частями 1, 5 ст. 13 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Существенными условиями договора водоснабжения являются, в том числе, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
В соответствии с подп. а п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подп. «а» п. 33 указанных Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Подпунктом в пункта 3 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №, согласно которому допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводноканализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 2.10.1 Правил № водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил № к капитальному ремонту сетей водоснабжения относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водозаборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренних поверхности труб и т.д.
Ненадлежащая организация деятельности в данном направлении влечет нарушение прав населения на получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества, что является недопустимым.
Согласно Уставу, муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания ЖКХ» учреждено в соответствии с постановлением администрация <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-pa. Учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование <адрес>, полномочия учредителя осуществляет администрация <адрес>.
Основным видом деятельности предприятия ЖКХ является - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (по коду ОКВЭД: 35.30.14); дополнительными видами деятельности являются - забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (по коду ЭКВЭД: 36.00.1); распределение воды для питьевых и промышленных нужд (по коду ОКВЭД: 36.00.2).
При проведении в декабре 2023 года проверки в сфере надлежащего обеспечения водоснабжения жителей <адрес> муниципальным унитарным предприятием «УК ЖКХ» <адрес> было установлено, что имеется необходимость в капитальном ремонте водопроводных сетей, расположенных на <адрес>, Садовая, Производственная, Советская, Трудовая, Целинная в <адрес>.
Согласно акта технологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на территории <адрес> требуется замена изношенных водопроводных сетей: от <адрес> до <адрес> – 125 метров, от <адрес> до <адрес> – 105 метров, от <адрес> от <адрес> до <адрес>- 343 метра, по <адрес> от <адрес> до <адрес> метра, по <адрес> от <адрес> до <адрес> метров, по <адрес> от <адрес> до <адрес>- 229 метра, по <адрес> от <адрес> до <адрес>- 240 метров, по <адрес> от <адрес> до <адрес>- 411 метров.( л.д. 21)
В соответствии с разделом 1 Результатов технического обследования систем водоснабжения <адрес>, утвержденных главой <адрес> и согласованных директором МУП «УК ЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ состав и техническое состояние имеющихся сооружений водоснабжения не обеспечивает эффективное снятие загрязнений. Средний показатель аварийности на сетях водоснабжения составляет 1,0 аварии на 0,86 километра сети. Надежность системы водоснабжения <адрес> характеризуется как малонадежная, так как фактическое значение показателей составило: - аварийность на трубопроводах 0,86 ед.км, при норме 0,1 - 0,2 ед./км. При этом, ремонт водосетей на 2024 и 2025 годы не планируется. Указанное обстоятельство может препятствовать бесперебойной поставке воды потребителям, способствовать возникновению аварийных ситуаций, в том числе в зимний отопительный период. Причинами и условиями, вследствие которых стали возможны вышеуказанные нарушения закона, явились ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами ресурсоснабжающей организации, ответственными за указанное направление деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ руководителю предприятия ЖКХ направлено представление с требованием произвести ремонт водосетей, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены не были.
В судебном заседании установлено, что МУП «Управляющая компания ЖКХ» является ресурсоснабжающей организацией, самостоятельным юридическим лицом, действует на основании Устава предприятия, в пользование МУП « УК ЖКХ» переданы водопроводные сети, в том числе на территории <адрес>. Учредителем МУП « УК ЖКХ» является <адрес> При проведении технического обследования в 2019 году было установлено, что в <адрес> требуется замена изношенных водопроводных сетей: от <адрес> до <адрес> – 125 метров, от <адрес> до <адрес> – 105 метров, от <адрес> от <адрес> до <адрес>- 343 метра, по <адрес> от <адрес> до <адрес> метра, по <адрес> от <адрес> до <адрес> метров, по <адрес> от <адрес> до <адрес>- 229 метра, по <адрес> от <адрес> до <адрес> - 240 метров, по <адрес> от <адрес> до <адрес> - 411 метров, ответчиком при рассмотрении дела были представлены доказательства того, что ремонт на <адрес>, Коммунистическая, Гагарина, Целинная проведены, доказательств того, что в надлежащем объеме, суду не представлено.
Из справки МУП «УК ЖКХ» следует, что в настоящее время необходимо произвести капитальный ремонт водопроводных сетей, расположенных на <адрес> участок от <адрес> до <адрес> протяженностью 102 метра, на <адрес> участок от <адрес> до <адрес> протяженностью 282 метра, на <адрес>, участок от <адрес> до <адрес> протяженностью 411 метра в <адрес>, истец с учетом уточненных требований просит обязать МУП «УК ЖКХ» выполнить указанные в работы в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку суду не представлено доказательств того, что ответчиком данные работы выполнены в добровольном порядке, суд приходит к выводу, что уточненные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Истцом предъявлены требования к МУП «УК ЖКХ», требований к привлеченной в качестве соответчика <адрес> заявлено не было, поскольку МУП «УК ЖКХ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, суд считает возможным возложить обязанность по исполнению требований прокурора на МУП «УК ЖКХ», а при недостаточности денежных средств они вправе обратиться с ходатайством о получении дополнительных денежных средств в <адрес>.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершать определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено; срок исполнения решения суда устанавливается с учетом существа разрешенных требований, необходимых временных и материальных затрат, в данном случае учитывая позицию ответчика, суд полагает необходимым установить срок 48 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб..
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» <адрес> в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт на <адрес> участок от <адрес> до <адрес> протяженностью 102 метра, на <адрес> участок от <адрес> до <адрес> протяженностью 282 метра, на <адрес>, участок от <адрес> до <адрес> протяженностью 411 метра в <адрес>.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» <адрес> госпошлину в размере 300 руб..
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья О.В. Роговая
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.