Гражданское дело № 2-260/2024
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации
г. Агрыз, Республика Татарстан 02 мая 2024 года
Агрызский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галявиевой А.Ф.,
при секретаре Морозовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике к индивидуальному предпринимателю Глухову Виктору Александровичу в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском в указанной формулировке о защите прав потребителей и просил суд признать в отношении неопределенного круга потребителей противоправными действия индивидуального предпринимателя Глухова В.А., осуществляющего деятельность по розничной продаже никотинсодержащей продукции, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно реализация никотинсодержащей продукции в несоответствующим статусом (ранее выведенной из оборота) и обязать индивидуального предпринимателя Глухова В.А. прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе маркировки товаров «Честный знак», не допускать реализацию никтинсодержащей продукции с несоответствующим статусом (ранее выведенную из оборота). Так же истец на основании ст. 46 Закона о защите прав потребителей, просил обязать индивидуального предпринимателя Глухова В.А. сообщить о решении суда через средства массовой информации.
В подтверждение иска истцом в суд представлены документы, в том числе:
-мотивированное представление ведущего специалиста – эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле об обнаружении нарушений со стороны ИП Глухова В.А. и задание на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований № 220 от 13.02.2024; акт о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 13.02.2024; скриншоты с государственной информационной системы мониторинга «Честный знак»; предостережение от 13.02.2024 № 220 о недопустимости нарушения обязательных требований, направленное ИП Глухову В.А.;
-мотивированное представление ведущего специалиста – эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле об обнаружении нарушений со стороны ИП Глухова В.А.и задание на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований № 435 от 18.03.2024; акт о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 18.03.2024; скриншоты с государственной информационной системы мониторинга «Честный знак»; предостережение от 18.03.2024 № 435 о недопустимости нарушения обязательных требований, направленное ИП Глухову В.А.; и иные документы.
Ответчик в судебном заседании отсутствовал, направил письменные возражения, в которых указал, что с иском не согласен, нарушений действующего законодательства не допускал.
Изучив представленные сторонами документы, проанализировав доводы сторон, суд приходит к следующему.
Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее - Управление), являясь территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с пунктом 5 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» осуществляет контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
В целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, законодательства о защите прав потребителей, Управление проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) без взаимодействия с контролируемым лицом, при осуществлении сбора и анализа данных об объекте контроля содержащихся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак.Гос».
По заданию начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в городе Сарапуле от 13.08.2024 года № 220 проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом за соблюдением обязательных требований к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ) «Честный знак.Гос» на сайте https://gov.crpt.ru в отношении товарной группы «табачная продукция».
Контрольное (надзорное) мероприятие проведено в отношении индивидуального предпринимателя Глухова Виктора Александровича (далее - ИП Глухов В.А.) <данные изъяты>
В ходе проверки 13.02.2024 выявлен факт реализации ИП Глуховым В.А. по адресам осуществления деятельности: <адрес> никотинсодержащей продукции с несоответствующим статусом, а именно в государственной информационной системе мониторинга товаров (ГИС МТ) зафиксирована реализация товаров (то есть вывод из оборота товаров), ранее выведенных из оборота по другим причинам.
В период с 01.02.2024 по 12.02.2024 государственной информационной системой зарегистрировано четыре отклонения в категории «Оборот с несоответствующим статусом», вид отклонения - «Ранее выбыл по другим причинам», а именно:
- 01.02.2024 года в 15 часов 18 минут, в торговом объекте по адресу: <адрес>, по чеку № совершена продажа никотинсодержащей продукции «НСЖ Gang 20мг HARD - Банан Киви» с кодом идентификации №. Данная продукция выведена из оборота 01.02.2024 ИП Глуховым В.А. по документу № по причине «Утрата», (отклонения № от 02.02.2024);
- 04.02.2024 в 05 часов 49 минут, в торговом объекте по адресу: <адрес>, по чеку № совершена продажа никотинсодержащей продукции «НСЖ Gang ICE 20мг Strong - Йогурт Персик Маракуйя» с кодом идентификации №. Данная продукция выведена из оборота 01.02.2024 ИП Глуховым В.А. по документу № f№ по причине «Утрата», (отклонения № № от 05.02.2024);
- 09.02.2024 года в 11 часов 52 минуты, в торговом объекте по адресу: <адрес>, по чеку № совершена продажа никотинсодержащей продукции «НСЖ Gang ICE 20мг – Апельсиновый Бабл Гам» с кодом идентификации №. Данная продукция выведена из оборота 01.02.2024 ИП Глуховым В.А. по документу № № по причине «Утрата», (отклонения № от 10.02.2024);
- 11.02.2024 в 12 часов 25 минут, в торговом объекте по адресу: <адрес>, по чеку № совершена продажа никотинсодержащей продукции «НСЖ Gang ICE 20мг Strong - Фруктовый Бабл Гам» с кодом идентификации №. Данная продукция выведена из оборота 01.02.2024 ИП Глуховым В.А. по документу № по причине «Утрата», (отклонения № № от 12.02.2024).
Сведения о возврате никотинсодержащей продукции от потребителей в государственной информационной системе мониторинга товаров «Честный знак» ИП Глуховым В.А. не отражены.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом № 220 от 13.02.2024.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по УР в <адрес>, контролируемому лицу ИП Глухову В.А. объявлено предостережение № 220 от 13.02.2024 о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Указанное предостережение № от ДД.ММ.ГГГГ направлено ИП Глухову В.А. ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением № с уведомлением о вручении на адрес регистрации: <адрес>, а так же на адрес электронной почты <данные изъяты>.com.
Почтовое отправление № ИП Глуховым В.А. не получено.
Конверт с почтовым отправлением № возвращен на адрес отправителя ТО Управления Роспотребнадзора по УР в <адрес>, по причине истечения срока хранения.
Информации о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований от ИП Глухова В.А. после объявления предостережения в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по УР в <адрес> не поступало.
Далее, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru, на основании задания начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапуле № 435, 18.03.2024, в период времени с 13:00 до 14:00ч., повторно установлен факт реализации ИП Глуховым В.А. никотинсодержащей продукции с несоответствующим статусом, а именно в государственной информационной системе мониторинга товаров (ГИС МТ) зафиксирована продажа товаров, ранее выведенных из оборота по другим причинам.
В период с 13.02.2024 по 15.03.2024 государственной информационной системой зарегистрировано пять отклонений в категории «Оборот с несоответствующим статусом», вид отклонения - «Ранее выбыл по другим причинам», а именно:
- 14.02.2024 по чеку № совершена продажа никотинсодержащей продукции «НСЖ Gang ICE 20мг - Апельсиновый Бабл Гам» с кодом идентификации № Данная продукция выведена из оборота 01.02.2024 ИП Глуховым В.А. по документу № по причине «Утрата» (отклонения № от 15.02.2024);
- 02.03.2024 по чеку № совершена продажа никотинсодержащей продукции «НСЖ Gang FROZEN Medium Зеленый Чай с Киви» с кодом идентификации №mm. Данная продукция выведена из оборота 01.02.2024 года ИП Глуховым Виктором Александровичем по документу № № по причине «Утрата» (отклонения № от 03.03.2024);
- 05.03.2024 по чеку № совершена продажа никотинсодержащей продукции «НСЖ Gang ICE 20мг Strong - Фруктовый Бабл Гам» с кодом идентификации №. Данная продукция выведена из оборота 01.02.2024 ИП Глуховым В.А. по документу № № -№ по причине «Утрата», (отклонения № от 06.03.2024);
- 07.03.2024 по чеку № совершена продажа никотинсодержащей продукции «НСЖ HUSKY DOUBLE ICE SALT Winter river № № от 08.03.2024);
- 11.03.2024 по чеку № совершена продажа никотинсодержащей продукции «НСЖ Gang FROZEN Medium Зеленый Чай с Киви» с кодом идентификации 04620221001035+yKGl Ер. Данная продукция выведена из оборота 01.02.2024 ИП Глуховым В.А. по документу № № по причине «Утрата» (отклонения № № от 13.0232024).
По документу № № от 01.02.2024 ИП Глуховым В.А. из оборота выведено 246 единиц товара.
Сведения о возврате никотинсодержащей продукции от потребителей в государственной информационной системе мониторинга товаров «Честный знак» ИП Глуховым В.А. не отражены.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом № 435 от 18.03.2024.
В соответствии с частью 1 статьи 49, пунктом 2 статьи 60 Федерального закона от 31.07.2020 гола № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контролируемому лицу ИП Глухову В.А. повторно объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 435 от 18.03.2024 и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Указанное предостережение № 435 от 18.03.2024 направлено ИП Глухову В.А. почтовым отправлением с уведомлением о вручении № на адрес регистрации ИП: <адрес>.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно ст. 07 Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС МТ) - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пункт I статьи 20.1 Федерального закона от 28.12. 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Согласно пунктам 5 и 16 статьи 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство РФ может вводить обязательную маркировку товаров средствами идентификации в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункт 7 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 года № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» утверждены Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее — Правила маркировки товаров).
Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения (п. 4 Правил маркировки товаров).
В целях формирования средств идентификации оператор предоставляет участникам оборота товаров, обеспечивающих нанесение средств идентификации, коды маркировки на основании заявок на получение кодов маркировки от таких участников оборота товаров. Указанные заявки направляются участником оборота товаров оператору с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 5 Правил маркировки товаров).
Заявка на получение кодов маркировки должна содержать сведения о коде товара и количество кодов маркировки. Указанная заявка может содержать уникальные коды идентификации, которые планируется присвоить маркируемым товарам. Если такие коды идентификации не представлены участником оборота товаров в такой заявке, они предоставляются оператором, который гарантирует их уникальность.
В целях получения кодов маркировки участники оборота товаров заключают с оператором договор на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки, типовая форма которого утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, (п. 6 Правил маркировки товаров).
Формирование кода маркировки осуществляется путем формирования кода идентификации и формирования кода проверки. Код идентификации включает в себя в том числе код товара и его индивидуальный серийный номер. Формирование кода проверки осуществляется оператором с использованием российских криптографических технологий.
Сформированные коды маркировки предоставляются оператором участникам оборота товаров, обеспечивающим нанесение средств идентификации, с использованием устройств регистрации эмиссии, (п. 7 Правил маркировки товаров).
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 Правил маркировки товаров).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 Правил маркировки товаров).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 Правил маркировки товаров).
Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представляемых оператору сведений несут участники оборота товаров (п. 25 Правил маркировки товаров).
Жидкости для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновые, в картриджах, капсулах, а также в составе электронных систем доставки никотина одноразового использования, согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 года № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» подлежат обязательной маркировке с 15.12.2022 года.
Пунктом 1 Правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении правил маркировки табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении в отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции» (далее Правила № 224) установлено, что настоящие Правила определяют порядок маркировки средствами идентификации табачной продукции, порядок предоставления участниками оборота табачной продукции информации об обороте табачной продукции в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, характеристики средств идентификации табачной продукции, а также порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота табачной продукции.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 224:
-маркированная табачная продукция - это табачная продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих правил и достоверные сведения о которой (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации содержатся в информационной системе мониторинга;
-код идентификации - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара;
-статус кода (статус кода идентификации, статус кода идентификации групповой упаковки, статус кода идентификации набора, статус кода идентификации транспортной упаковки, статус агрегированного таможенного кода") - определяемое в информационной системе мониторинга и * предусмотренное пунктом 41(1) настоящих Правил состояние кода идентификации, кода идентификации групповой упаковки, кода идентификации набора, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно подпункту «а» пункта 41(1) Правил № 224, в информационной системе мониторинга возможны следующие статусы кода идентификации:
«эмитирован» - статус, при котором код маркировки оператором информационной системы мониторинга предоставлен участнику оборота табачной продукции в целях маркировки табачной продукции средствами идентификации, подтверждающий, что табачная продукция не введена в оборот на территории Российской Федерации и может быть ввезена на территорию Российской Федерации;
«в обороте» - статус, при котором маркированная табачная продукция находится в обороте. Для табачной продукции, произведенной вне территории Российской Федерации (за исключением табачной продукции, ввозимой из государств - членов Евразийского экономического союза), этот статус присваивается после выпуска таможенными органами для внутреннего потребления табачной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию;
«выбыл» - статус, при котором табачная продукция с соответствующим кодом маркировки выведена из оборота.
В соответствии с Правилами № 224, информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации, нанесенном на упаковку табачной продукции или на этикетку. Допускаются хранение и транспортировка табачной продукции с нанесенным на нее (на этикетку) поврежденным (несчитываемым) средством идентификации либо с утраченной этикеткой при ее возврате продавцам покупателями - участниками оборота табачной продукции при условии наличия документов, подтверждающих возврат табачной продукции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, изготовитель продукции заказывает, а государственной информационной системой мониторинга товаров «Честный знак» предоставляются изготовителю продукции коды маркировки. Когда коды выпущены они получают статус "Эмитирован" и находятся в этом статусе до печати кодов. После физического нанесения на продукцию изготовитель продукции в ГИС МТ «Честный знак» переводит эти коды (товары) в статус "В обороте". Товары с кодами маркировки в этом статусе находятся до момента реализации потребителю или вывода из оборота по причине негодности. Только товары со статусом "В обороте" можно реализовывать. Когда товары покупаются конечным покупателем или выводятся из оборота по причине негодности они получают статус "Выбыл".
При поступлении в ГИС МТ «Честный знак» информации о продаже никотинсодержащей табачной продукции с несоответствующими статусами кодов идентификации усматриваются признаки того, что данная продукция промаркирована некорректными или нелегальными кодами идентификации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки.
В соответствии с абз. 1 п. 12 Правил № 224, при осуществлении ввода в оборот, оборота и вывода из оборота табачной продукции представление сведений в информационную систему мониторинга осуществляется участником оборота последовательно, в хронологическом порядке.
Согласно п. 13 Правил № 224 - все документы и сведения, направляемые участниками оборота табачной продукции в информационную систему мониторинга, соответствующие требованиям настоящих Правил, подлежат отражению в информационной системе мониторинга.
Ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота табачной продукции, представляющие информацию (пункт 21 Правил № 224).
Согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские нрава своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Индивидуальный предприниматель Глухов В.А., осуществляет реализацию товаров потребителям по договору розничной купли-продажи, то есть является субъектом Закона о защите прав потребителей.
Исходя из вышеуказанного, поступление в ГИС МТ информации об обороте никотинсодержащей продукции с кодами идентификации с несоответствующим статусом, ранее выведенными из оборота по другим причинам, указывает на то, что реализуется никотинсодержащая продукция без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Факт реализации товара с нарушением обязательных требований, установленных законодательством при продаже товаров, является нарушением прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.
В данном случае нарушение ответчиком прав потребителей подтверждается представленными истцом доказательствами, которые ответчиком не опровергнуты.
Таким образом суд считает установленнным, что своими действиями индивидуальный предприниматель Глухов В.А. нарушил установленные законом права потребителей - право на качество и безопасность товара: продажа товара без обязательной маркировки.
Между тем ответчик – ИП Глухов В.А., с иском не согласился. В возражениях на иск указал, что 09.10.2023 между ИП Глуховым В.А. и ООО «Оператор ЦРПТ» заключен договор № МП-101288/23 о подключении к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В соответствии с п.1.1 указанного договора предметом договора является подключение участника к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (система МТ), определение порядка взаимодействия сторон при таком подключении и использовании системы МТ.
После подключения к системе МТ «Честный знак» весь товар, имеющийся в наличии у ИП Глухова В.А., был промаркирован и пущен в оборот для продажи. ИП Глухов В.А. производил маркировку товара кодами в соответствии с Правилами № 224 «Маркировка табачной продукции», при этом не нарушая требования действующего законодательства.
Факт того, что государственной информационной системой зарегистрированы отклонения в категории «Оборот с несоответствующим статусом отклонения – «Ранее выбыл по другим причинам» - «Утрата», ответчик объясняет тем, что в данном случае предполагается проявление человеческого фактора в осуществлении предпринимательской деятельности в части реализации табачных изделий, а так же тем, что имелись сбои в программе, о чем немедленно были переданы соответствующие сведения оператору ООО «Оператор ЦРПТ». В силу того, что система маркировки товаров введена относительно недавно и имелись сбои в системе, ответчик полагает иск подлежащим отклонению.
В подтверждение своей позиции ответчиком в суд представлены: копия договора № МП-101288/23 от 09.10.2023 и скриншоты кодов маркировки товаров, зарегистрированных в МТ «Честный знак» ИП Глуховым В.А..
Суд считает вышеизложенные доводы ответчика несостоятельными, поскольку имевшие место факты реализации товара с нарушением обязательных требований законодательства свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга потребителей на получение полной, достоверной и своевременной информации о товарах и лишает их возможности правильного выбора товаров.
Суд относится критически к доводам ответчика о том, что им 09.10.2023 заключен договор с ООО «Оператор ЦРПТ», поскольку данный факт не освобождает ответчика от обязанности соблюдать установленные законы и правила, обеспечивающие права потребителей на качество и безопасность товара.
Исходя из положений ст. 43 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ, поэтому индивидуальный предприниматель Глухов В.А. должен был использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательных требований.
В силу ст. 46 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения, потребителей (их ассоциации или союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Решение суда по иску, предъявленному в порядке ст. 46 Закона о защите прав потребителей в случае его удовлетворения подтверждает незаконность определенных действий конкретных продавцов (изготовителей, исполнителей, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) и способствует прекращению допущенных нарушений в отношении всех потребителей, как заключивших договор, так и имеющих такое намерение. В силу ст. 46 Закона при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В данном случае в связи с удовлетворением иска суд считает необходимым обязать ИП Глухова В.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать информацию о решении суда через средства массовой информации: по месту регистрации в г. Агрыз Республики Татарстан в газете «Агрызские вести» и по месту осуществления предпринимательской деятельности в г. Сарапул Удмуртской Республики в газете «Красное Прикамье».
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части требований.
По данному делу иск удовлетворен в полном объеме, истец при подаче иска в интересах неопреде6ленного круга потребителей был освобожден от уплаты госпошлины, поэтому указанная госпошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу соответствующего бюджета.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапуле (<данные изъяты>) к индивидуальному предпринимателю Глухову Виктору Александровичу (<данные изъяты>
<данные изъяты>, осуществляющего деятельность по розничной продаже никотипсодержащей продукции, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак» - реализации никотинсодержащей продукции с несоответствующим статусом (ранее выведенной из оборота).
Обязать индивидуального предпринимателя Глухова Виктора Александровича прекратить нарушения обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в ГИС МТ «Честный знак» - не допускать реализацию никотинсодержащей продукции с несоответствующим статусом (ранее выведенную из оборота).
Обязать индивидуального предпринимателя Глухова Виктора Александровича опубликовать информацию о решении суда через средства массовой информации по месту регистрации в г. Агрыз Республики Татарстан в газете «Агрызские вести» и по месту осуществления предпринимательской деятельности в г. Сарапул Удмуртской Республики в газете «Красное Прикамье» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с индивидуального предприниматель Глухова Виктора Александровича государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца через Агрызский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий судья Галявиева А.Ф.
Судья Галявиева А.Ф.
Мотивированное решение изготовлено 08 мая 2024 года.