Дело № 12-2/2022
43RS0004-01-2021-001754-32
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
27 декабря 2021 года город Киров
Судья Нововятского районного суда города Кирова Елькина Е.А.,
при секретаре Дудиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Нехорошкина В. И. на постановление государственного инспектора Российской Федерации, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Каримова Э.Н. от 28.09.2021 № о привлечении Нехорошкина В.И. к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Каримова Э.Н. от 28.09.2021 № главный инженер АО «НМЗ» Нехорошкин В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Западно-Уральским межрегиональным Управлением Росприроднадзора в ходе плановой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности АО «НМЗ», проведенной на основании решения заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Гизатуллина И.М. о проведении плановой выездной проверки от 09.08.2021 №-К, в АО «НМЗ» по месту фактического осуществления деятельности по адресу: <адрес> установлен факт несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства потребления в нарушение ч.1 ст.34, ч.1 ст.39, ч.ч.1,2 ст.51 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.1, ч.2 ст.11 ч.ч.6,7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечении должностного лица – главного инженера АО «НМЗ» Нехорошкина В.И. к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
Нехорошкин В.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что АО «НМЗ» не осуществляет деятельность по размещению (в том числе хранению) отходов, что подтверждается отсутствием специализированных объектов, учредительными документами, Уставом общества, выпиской из ЕГРЮЛ, в которой отсутствуют сведения о таком виде деятельности, подлежащим обязательному лицензированию, а также отсутствием необходимой лицензии. Обращает внимание суда на то, что обществом заключен договор со специализированной организацией АО «Куприт», имеющей соответствующую лицензию на размещение отходов и объекты для размещения отходов. АО «НМЗ» было допущено нарушение сроков накопления отходов в связи с отсутствием денежных средств, а не хранение отходов.
В письменном отзыве на жалобу заместитель руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Гизатуллин И.М. с доводами жалобы не согласился, считает постановление законным и обоснованным.
В судебное заседание Нехорошкин В.И. не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, доводы жалобы поддержал, однако просил прекратить производство по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью деяния. Одновременно просил восстановить пропущенный им срок обжалования постановления должностного лица. Срок пропущен им по уважительной причине, в связи с нахождением на лечении.
Представитель Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Токтаев С.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Ходатайство заявляется в письменной форме (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
Учитывая, что иных требований к оформлению ходатайств по делам об административных правонарушениях, помимо предусмотренных в ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ, законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает, ходатайство о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, так и быть подано в виде самостоятельного документа.
Копия постановления государственного инспектора Российской Федерации, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Каримова Э.Н. от 28.09.2021 № получена Нехорошкиным В.И. 02.10.2021, жалоба подана им 14.10.2021, то есть с пропуском установленного ст. 30.3 КоАП РФ срока.
Учитывая, что жалоба направлена заявителем в суд с незначительным пропуском срока (два дня), установленного в ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, принимая во внимание обязанность органов публичной власти обеспечивать гражданам, юридическим лицам условия для реализации их прав и свобод, в том числе и права на судебную защиту, причины попуска процессуального срока, на которые ссылается заявитель, суд признает уважительными, а ходатайство Нехорошкина В.И. о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении подлежащим удовлетворению.
Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается, в том числе, размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
При этом под отходами производства и потребления в соответствии со ст.1 названного Закона понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Размещением отходов является их хранение и захоронение. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч.ч.6, 7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических АО «НМЗ» зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности общества является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
Согласно статистической отчетности по форме №-ТП (отходы) за 2017 год АО «НМЗ» на начало отчетного года имело в наличии 0,018 т. отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые люминесцентные отработанные» (код по ФККО 4 71 101 01 52 1), за отчетный год было образовано 0,007 т., передано другим хозяйствующим субъектам для утилизации 0,021 т. На конец отчетного года в наличии осталось 0,004 т. вышеуказанного отхода. В 2018, 2019, 2020 годах, согласно отчетам по форме №-ТП (отходы) за 2018, 2019, 2020 годы отход «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные отработанные» (код по ФККО 4 71 101 01 52 1) не образовывался, другим хозяйствующим лицам не передавался, на начало и на конец отчетных периодов в наличии оставалось 0,004 т. отхода.
Из пояснений главного инженера АО «НМЗ» Нехорошкина В.И. от 30.08.2021 следует, что у общества отсутствовала возможность своевременно утилизировать ртутные лампы, в связи с отсутствием денежных средств для оплаты услуг. Счета предприятия были арестованы, и было вынесено решение о приостановлении операций по счетам. После снятия ареста АО «НМЗ» были незамедлительно приняты меры по утилизации отработанных ртутных ламп: заключен договор с АО «Куприт», и организована передача отхода (копия талона на сдачу РСО в цех ДРЛ АО «Куприт» от 09.08.2021). Все это время отработанные ртутные лампы хранились в специальном контейнере, в помещении, оборудованном для хранения отработанных ртутных ламп.
Из договора от 20.05.2021 следует, что между АО «Куприт» и АО «НМЗ» заключен договор о транспортировке и утилизации ртутьсодержащих отходов.
Согласно акту выездной проверки от 31.08.2021 установлено, что АО «НМЗ» не осуществляет деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности. С 01.01.2019 по 09.08.2021 АО «НМЗ» допущено осуществление деятельности по размещению (хранению) отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные отработанные» (код по ФККО 4 71 101 01 52 1) способом, не соответствующим требованиямст.ст.11, 12 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в отсутствие специального разрешения.
Согласно протоколу осмотра территории (акватории) от 20.08.2021 № проведен осмотр места накопления ламп, которое находится в отдельном помещении здания складского хозяйства. Для накопления ламп предусмотрены металлические стеллажи. Имеется табличка «Место хранения ламп ртутных, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утративших потребительские свойства», а также инструкция по обращению с отходами. На момент осмотра лампы отсутствуют. Доступ посторонних лиц ограничен.
Из договора от 20.05.2021 следует, что между АО «Куприт» и АО «НМЗ» заключен договор о транспортировке и утилизации ртутьсодержащих отходов.
Талоном к счету № от 05.07.2021 подтверждается факт сдачи АО «НМЗ» для утилизации АО «Куприт» отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства».
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления 15.09.2021 протокола об административном правонарушении и для вынесения 28.09.2021 постановления о привлечении главного инженера АО «НМЗ» Нехорошкина В.И. к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что действия главного инженера АО «НМЗ» Нехорошкина В.И. по факту размещения (хранения) отхода I класса опасности «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные отработанные» (код по ФККО 4 71 101 01 52 1) должностным лицом неверно квалифицированы по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
По смыслу действующего законодательства к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ не может быть привлечено должностное лицо организации, не осуществляющей и не планирующей дальнейшую деятельность по обращению с отходами.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления. Под накоплением понимается складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Из представленных и исследованных в судебном заседании доказательств во взаимосвязи с положениями действующего законодательства следует, что АО «НМЗ» не осуществляет на постоянной основе деятельность по размещению (хранению) отходов. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности подлежит лицензированию при условии осуществления её юридическим лицом на постоянной основе, как основного или дополнительного вида деятельности. В данном случае со стороны главного инженера АО «НМЗ» Нехорошкина В.И. имело место накопление (складирование) отходов, которые были несвоевременно сданы на утилизацию в связи с отсутствием денежных средств для заключения договора с организацией, имеющей лицензию на утилизацию этих отходов, то есть должностным лицом АО «НМЗ» были нарушены сроки передачи накопленных отходов в организацию, осуществляющую их утилизацию. В связи с тем, что Нехорошкин В.И. допустил несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении отходов, в содеянном им имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 20 постановления от 24.03.2005 № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, действия главного инженера АО «НМЗ» Нехорошкина В.И. подлежат переквалификации с части 4 статьи 8.2 КоАП РФ на часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наказание для должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Порядок привлечения к административной ответственности главного инженера АО «НМЗ» Нехорошкина В.И. был соблюден, дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено правомочными лицами. Каких-либо процессуальных нарушений по делу судом не установлено.
В то же время суд приходит к выводу о том, что характер деяния и обстоятельства его совершения свидетельствуют о малозначительности допущенного нарушения.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В суде установлено, что нарушение сроков передачи накопленных отходов в организацию, осуществляющую их утилизацию, было вызвано объективными обстоятельствами. При этом подлежащие утилизации лампы на предприятии складировались в специально оборудованном для этих целей помещении, исключающем доступ посторонних лиц, количество подлежащих утилизации ламп составило 4 кг., при их хранении не было допущено неблагоприятных последствий. К моменту проверки лампы были сданы в АО «Куприт» для утилизации.
При таких обстоятельствах наказание должностному лицу в виде штрафа, минимальный размер которого согласно санкции ч.1 ст. 8.2. КоАП РФ составляет 10000 рублей, является явно несоразмерным выявленному нарушению. С учетом обстоятельств дела, специфики выявленного нарушения, принимая во внимание, что совершенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, суд усматривает в действиях должностного лица АО «НМЗ» малозначительность деяния, и в соответствии с положениями ст.2.9 КоАП РФ приходит к выводу о возможности освобождения его от административной ответственности с вынесением в его адрес устного замечания.
С учетом изложенного выше, суд находит жалобу Нехорошкина В.И. подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Нехорошкина В. И. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Каримова Э.Н. от 28.09.2021 № о привлечении главного инженера АО «НМЗ» Нехорошкина В.И. к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ изменить.
Действия главного инженера АО «НМЗ» Нехорошкина В. И. переквалифицировать с ч.4 ст.8.2 КоАП РФ на ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении главного инженера АО «НМЗ» Нехорошкина В. И. прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного деяния, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путём принесения жалобы через Нововятский районный суд <адрес>.
Судья Е.А. Елькина