Дело № 12-110/2022
РЕШЕНИЕ
г. Далматово Курганской области 05 августа 2022 года
Судья Далматовского районного суда Курганской области Ахмедова Лариса Сергеевна в помещении Далматовского районного суда Курганской области по адресу: ул. Ленина, д. 62, г. Далматово Курганской области, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – Моршининой Натальи Александровны на постановление старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Далматовскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 31 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
Постановлением государственного инспектора старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Далматовскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Курганской области от 31 мая 2022 г. глава администрации Тамакульского сельсовета Моршинина Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
В жалобе в Далматовский районный суд Моршинина Н.А. просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить на основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями, а именно: указано место совершения административного правонарушения – с.Тамакульское Далматовского района Курганской области, а вменены нарушения в с. Падерино, д. Бабинова; указано, что мероприятия по проведению внеплановой проверки за соблюдением требований пожарной безопасности проводились в присутствии главы Тамакульского сельсовета, хотя при проведении проверки она не присутствовала, какие-либо фотографии ей не предъявлялись, где именно проводился осмотр территорий ей не известно, протокол был ей предъявлен уже составленный и составлялся без её присутствия; не конкретизировано, какие именно земельные участки не убраны от сухой растительности, без указания местоположения земельных участков. На территории Тамакульского сельсовета имеются источники противопожарного водоснабжения расположенные в с. Тамакульское, где имеются указатели. В с. Падерино источник противопожарного водоснабжения отсутствует, поэтому нет необходимости в размещении указателя. Указывает на то, что согласно распоряжению № 27 от 21.04.2022 выездная проверка является внеплановой, а согласно акту № 27 от 16.05.2022 выездная проверка является плановой. При подписании протокола об административном правонарушении она была не согласна с ним, но никто не разъяснил, что может написать объяснение и несогласие с составленным протоколом. Уполномоченный орган постановлением № 95 от 31 мая 2022 г. признал её виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, но указал, что наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, что не соответствует действительности и является нарушением. В ходе рассмотрения указанного протокола об административном правонарушении, содержащего недостоверные сведения уполномоченный орган дал неверную оценку произошедшим событиям, что повлекло нарушение её прав и законных интересов и назначению наказание в виде административного штрафа, а не прекращению производства по делу.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Моршинина Н.А. поддержала доводы жалобы, дополнительно пояснила, что минерализованная полоса была сделана в д. Бабинова и с. Падерино, действительно, в указанных населенных пунктах нет указателей до источников водозабора, так как об их местоположении всем известно, в том числе пожарным спасателям.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Считаю возможным рассмотреть дело без участия указанного должностного лица.
Изучив доводы жалобы, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно статье 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, установлены требования пожарной безопасности, определяющие, в том числе порядок содержания территорий в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 63 Правил противопожарного режима установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Согласно пункту 74 Правил противопожарного режима на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
В силу пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Частью 1 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» закреплено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Согласно п. 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Пунктом 48 Правил противопожарного режима установлено, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Также требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов (в частности к водопроводным сетям и сооружениям на них, к пожарным резервуарам и водоемам) установлены в своде правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».
Из материалов дела следует, что Моршинина Н.А., является главой администрации Тамакульского сельсовета Далматовского района Курганской области.
16 мая 2022 г. на основании распоряжения от 21 апреля 2022 г. № 27 проведена выездная внеплановая проверка в отношении администрации Тамакульского сельсовета, а именно территории населенных пунктов: д. Бабинова и с. Падерино Далматовского района Курганской области.
В ходе осмотра выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- в д. Бабинова и с. Падерино не обеспечена очистка территории населенных пунктов и прилегающих к ним территорий, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, что является нарушением п. 67 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020 г.;
- в д. Бабинова и с. Падерино у источников водоснабжения, используемых для целей пожаротушения и по ходу движения к ним, отсутствуют указатели, что является нарушением п.48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020г.;
- в д. Бабинова и с. Падерино при примыкании населенного пункта к участку местности, покрытым естественной растительностью (лог с восточной стороны), не предусмотрена минерализованная полоса не менее 1,5 м., что является нарушением п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2020г. №1479;
- в с. Падерино на естественном водоеме (озеро) не устроен подъезд с твердым покрытием (пирс) размером не менее 12x12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, что является нарушением п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2020г. - №1479.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации Тамакульского сельсовета Моршининой Н.А. к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения главой администрации Тамакульского сельсовета Моршининой Н.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, а именно: актом выездной проверки от 16.05.2022, протоколом об административном правонарушении от 16.05.2022, распоряжением от 21.04.2022, которым должностным лицом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица о виновности Моршининой Н.А. Вопреки доводам жалобы, представленные в материалы дела доказательства подтверждают обстоятельства имевшихся нарушений требований пожарной безопасности, вину Моршининой Н.А., допустившей наличие данных нарушений, о ее согласии с выявленными нарушениями указано в протоколе об администратином правонарушении.
Доводов, которые могли бы стать основаниями для отмены или изменения постановления должностного лица, в жалобе не приведено.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данном случае глава администрации Тамакульского сельсовета Моршинина Н.А. является субъектом вмененного административного правонарушения с учетом ее полномочий на территории сельского поселения, где выявлены нарушения, связанные с необеспечением мер пожарной безопасности. Каких-либо доказательств, указывающих, что должностным лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Информация о допущенной технической описке в акте от 16.05.2022 № 27 указана в рапорте старшего инспектора Сухова А.П. от 14.06.2022, также наличие данной технической описки правового значения не имеет.
Постановление вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Моршининой Н.А. в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, по делу не допущено.
В целом доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм права, по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, не опровергают наличие в действиях Моршининой Н.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Далматовскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области от 31 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Тамакульского сельсовета Моршининой Натальи Александровны оставить без изменения, а жалобу Моршининой Н.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Л.С. Ахмедова