Арбитражный суд Республики Коми
г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, дом 49 А
http://komi.arbitr.ru, тел. 20-05-16
Именем Российской Федерации
Решение
г. Сыктывкар
11 ноября 2008 года Дело № А29-7471/2008
(дата оглашения резолютивной части решения)
12 ноября 2008 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе:________________________________
судьи Макаровой Л.Ф.____________________________________________________
при ведении протокола судебного заседания судьей Макаровой Л.Ф.______________
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению___________________________
Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске_________________________________________________________
к Кучаеву Михаилу Николаевичу, г. Усинск ___________________________________
о взыскании 123 руб. 20 коп.________________________________________________
при участии в заседании: ___________________________________________________
от заявителя: Савиновская Л.В. – по доверенности № 16/07 от 02.11.2007г._________
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Кучаева Михаила Николаевича 123 руб. 20 коп. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год.
Кучаев М.Н. требования Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усинске не признает, возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Как следует из материалов дела, Кучаев Михаил Николаевич 16.01.2003г. Администрацией муниципального образования «Город Усинск» был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 10.10.2008г. Кучаев М.Н. статус предпринимателя не утратил.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Кучаев М.Н. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Страхователем 04.04.2008г., с нарушением установленного законодательством срока, в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Усинске были представлены сведения о застрахованных лицах за 2007 год – по сроку представления не позднее 03.03.2008г. (с учетом порядка исчисления сроков, установленного статьей 6.1 Налогового кодекса РФ).
По факту несвоевременного представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, 16.04.2008г. был составлен акт камеральной проверки № 475. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки начальником Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усинске 20.05.2008г. было вынесено решение № 483 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде взыскания штрафа в сумме 123 руб. 20 коп.
С целью досудебного урегулирования спора 22.07.2008г. страхователю было направлено требование № 275 от 18.07.2008г. об уплате штрафа в срок до 08.08.2008г. Так как требование не исполнено, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Усинске обратилось в суд с заявлением о взыскании с Кучаева М.Н. финансовой санкции.
Возражая против заявленных требований, ответчик указывает на то, что ввиду отсутствия по месту жительства, им не было получено заявление Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усинске; что сумма подлежащих к доплате за 2007 год страховых взносов составила 32 руб. и в силу пункта 16 письма ВАС РФ № 79 от 11.08.2004г. сумма штрафа должна составлять 3,2 руб.; что Пенсионный фонд РФ считает возможным не применять финансовые санкции, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-х недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда РФ ошибки (письмо № КА-09-25/13379 от 14.12.2004г.); что на предпринимателей, не имеющих работников, не возложена обязанность представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета; а также ссылается на определение Конституционного Суда Российской федерации № 223-О от 24.05.2005г.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996г. физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Сведения представляются вместе с копией платежного документа.
Статьей 19 указанного Закона предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации № 318 от 15.03.1997г. была утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, в соответствии с пунктом 38 которой застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно, до 1 марта.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения по установленной форме о застрахованных лицах в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
Неисполнение страхователем обязанности по представлению в установленный срок сведений влечет привлечение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу статьи 28 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Кучаев М.Н. обязан уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Размер фиксированного платежа, причитающегося к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2007 год индивидуальными предпринимателями 1966 года рождения и старше, составляет 1 232 руб. (с учетом определений Конституционного Суда РФ от №№ 164-О, 165-О от 12.04.2005г., № 183-О от 12.05.2005г. и Постановления Правительства Российской Федерации № 156 от 12.03.2007г. «О стоимости страхового года на 2007 год»), и, соответственно, в случае невыполнения обязанности по представлению в установленный срок в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 2007 год страхователь привлекается к ответственности в виде штрафа в сумме 123 руб. 20 коп.
Ссылка ответчика на пункт 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 79 от 11.08.2004г. «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» и письмо Пенсионного фонда Российской Федерации № КА-09-25/13379 от 14.12.2004г. не может быть принята во внимание, поскольку в указанных документах речь идет о привлечении к ответственности за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, а не за несвоевременное представление (непредставление) указанных сведений.
В обоснование своих возражений против заявленных требований ответчик ссылается на Определение Конституционного Суда РФ № 223-О от 24.05.2005г., которым взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 – 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны утратившими силу и не подлежащими применению как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Предпринимателю предлагалось представить копию пенсионного удостоверения, свидетельствующего о том, что он является военным пенсионером.
Доказательства того, что он является военным пенсионером, предпринимателем не представлены, в связи с чем его ссылка на Определение Конституционного Суда РФ № 223-О от 24.05.2005г. несостоятельна.
Ответчик также указывает на то, что ввиду отсутствия по месту жительства им не было получено заявление Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усинске.
В соответствии с частью 3 статьи 125, пунктом 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении, и приложить к исковому заявлению уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
В подтверждение отправки ответчику копии заявления Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Усинске представлены копии реестра отправки заказных писем с уведомлениями о вручении от 14.08.2008г. и конверта, в котором Кучаеву М.Н. по адресу: г. Усинск, ул. 60 лет Октября, дом 14/1, кв. 49, направлялось заявление, с отметкой органа связи о том, что письмо возвращено за истечением срока хранения.
Таким образом, заявитель свои процессуальные обязанности выполнил надлежащим образом.
Статьей 2 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» закреплена возможность применения к правоотношениям, связанным с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательства о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон № 27-ФЗ от 01.04.1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, был принят с целью осуществления контроля за уплатой страховых взносов и создания условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица (статья 3 Закона).
Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учет, который осуществляют органы Пенсионного фонда, является одной из форм контроля за уплатой страховых взносов.
Поскольку Федеральными законами № 27-ФЗ от 01.04.1996г. и № 167-ФЗ от 15.12.2001г. не установлен порядок привлечения страхователей к ответственности, при привлечении страхователей к ответственности непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, и взыскании штрафов подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса РФ.
Существенные нарушения указанного порядка при привлечении Кучаева М.Н. к ответственности, обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности, или смягчающие ответственность, судом не установлены; заявление о взыскании штрафа подано в суд в пределах срока исковой давности взыскания санкций, предусмотренного статьей 115 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ государственную пошлину в сумме 500 руб. Кучаеву М.Н. следует перечислить в федеральный бюджет в десятидневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения, представив суду подлинные доказательства уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 – 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усинске удовлетворить.
Взыскать с Кучаева Михаила Николаевича, 15.01.1956 года рождения, уроженца г. Самары, проживающего по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. 60 лет Октября, дом 14/1, кв. 49, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 16.01.2003г. Администрацией муниципального образования «Город Усинск»,
в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 123 руб. 20 коп. штрафа, в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины.
2. Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать после вступления решения в законную силу.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении 10 дней со дня вступления решения в законную силу (в случае непредставления суду надлежащих доказательств ее уплаты).
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд.