Дело № 2 - 1096 (2015)
Судья Рахимов А.Х.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 сентября 2015 года город Арск
Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Рахимова А.Х., с участием прокурора Мулюкова Л.Р., при секретаре Гиниятуллиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Арского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Арского района Республики Татарстан обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства. В обоснование своего иска указал, что Прокуратурой Арского района РТ в соответствии с поступившим заданием прокуратуры Республики Татарстан проведена проверка природоохранного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», которое осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности общества является обеспечение населения водоснабжением и водоотведением. В этих целях обществом используется производственная база предприятия по адресу: <адрес>, котельная биологических очистных сооружений <адрес>. На вышеуказанных объектах расположены следующие цеха и участки, загрязняющие атмосферу: сварочный пост, гараж, механический участок, участок шиномонтажа, котельная. Для обеспечения деятельности организации на указанных объектах установлены металлообрабатывающее оборудование, вулканизационный станок, сварочное оборудование, газовый котел марки «Кама-100». Также у предприятия имеются автотранспортные средства. В результате работы указанного оборудования и автотранспортных средств оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Однако обществом на указанных объектах не проведена инвентаризация источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не разработан проект предельно допустимых выбросов, не получено разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух выдаваемое Управлением Росприроднадзора по РТ. Таким образом, ООО «<данные изъяты>» в нарушение норм действующего законодательства, не обеспечило надлежащее выполнение требований природоохранного законодательства. Прокурор просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: провести инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов, получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух выдаваемое Управлением Росприроднадзора по РТ.
Прокурор Мулюков Л.Р. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика А. исковые требования признал.
Представитель третьего лица - Северного ТУ Министерства экологии и природных ресурсов РТ – Х. просила иск удовлетворить.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ст.22 Федерального закона РФ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.Приказ Минприроды РФ от 31.12.2010 № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормировании» и соответствующий Порядок определяют правила и процедуру установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, а также сферу его использования и применения. Данный порядок используется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и применяется ими для установления порядка и проведения инвентаризации вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
Пунктом 5 данного Порядка установлено, что источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферной воздух и их источников осуществляются в установленном законодательством порядке.
В силу статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.30 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что основным видом деятельности ответчика является обеспечение населения водоснабжением и водоотведением. В этих целях ответчиком используется производственная база предприятия по адресу: <адрес>, котельная биологических очистных сооружений <адрес>. На вышеуказанных объектах расположены следующие цеха и участки, загрязняющие атмосферу: сварочный пост, гараж, механический участок, участок шиномонтажа, котельная. Для обеспечения деятельности организации на указанных объектах установлены металлообрабатывающее оборудование, вулканизационный станок, сварочное оборудование, газовый котел марки «Кама-100». Также у предприятия имеются автотранспортные средства. В результате работы указанного оборудования и автотранспортных средств оказывается негативное воздействие на окружающую среду.
Однако ответчиком на указанных объектах не проведена инвентаризация источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не разработан проект предельно допустимых выбросов, не получено разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух выдаваемое Управлением Росприроднадзора по РТ.
Таким образом, ответчик в нарушение норм действующего законодательства, не обеспечило надлежащее выполнение требований природоохранного законодательства.
Отсутствие у ответчика указанных документов негативно влияет на благоприятную окружающую среду неопределенного круга граждан, поскольку у каждого гражданина имеется право на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного производственной и иной деятельностью.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 333.36 НК РФ, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождаются от уплаты государственной пошлины, пошлина на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Арского района Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: провести инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов, получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух выдаваемое Управлением Росприроднадзора по РТ.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход бюджета Арского муниципального района Республики Татарстан в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Арский районный суд Республики Татарстан.
Судья: Рахимов А.Х.