Судья ... Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
5 марта 2024г. г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Бондаренко Л.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника АО «...» Голышевой Е.И. на решение судьи Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - АО «...»,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля
Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ АО «...» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Общества – без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник АО «...» ФИО3 подала в Приморский краевой суд жалобу, в которой просит решение судьи изменить, снизить размер штрафа, указывая, что Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, а, следовательно, к нему применимы положения чч.1,2 ст.4.1.2 КоАП РФ, либо замены штрафа на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1, 3.4 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав пояснения ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по части 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия.
В силу части 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1614 утверждены новые Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 10 Правил установлено, что со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Пунктом 70 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее -ППР РФ) установлено, что лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Постановлением Правительства Приморского края от 27 февраля 2023 года № 123-пп «О начале пожароопасного сезона на территории Приморского края в 2023 году», изданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 16.09.2020г. № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», на территории Артемовского городского округа Приморского края установлен срок начала пожароопасного сезона с 15 марта 2023 года (пп.1.1 п.1).
Также постановлением главы Артемовского городского округа от 31 марта 2023 года № 20-пг «О введении особого противопожарного режима и установлении дополнительных мер пожарной безопасности на территории Артемовского городского округа» с 1 апреля 2023 года введен особый противопожарный режим (п.1).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ при проведении патрулирования в период введения особого противопожарного режима на территории Артемовского городского округа Приморского края, на основании задания КГКУ «Примлес» на осуществление патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ № обнаружен лесной пожар в квартале № Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества в <адрес> (Артемовского ГО).
После ликвидации лесного пожара директором Владивостокского филиала КГКУ «Примлес» ФИО4 составлен акт о лесном пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ и произведен расчет ущерба (ущерб от потери древесины в результате произошедшего пожара не причинен).
По итогу обследования, подтвержденного актом патрулирования лесов № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного участковым лесничим Артемовского участкового лесничества Владивостокского филиала КГКУ «Примлес» ФИО5, обнаруженный лесной пожар в квартале № Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества, произошел (переход) от неконтролируемого сельхозпала от земельного участка, прилегающего лесному фонду, с координатами № и кадастровым номером № на земли лесного фонда, площадь лесного пожара в момент обнаружения составила ... га.
В результате осмотра, подтвержденного актом о лесном пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ директором Владивостокского филиала КГКУ «Примлес» ФИО4 установлен переход неконтролируемого пала от земельного участка с кадастровым номером № в границах Артемовского ГО (в 1<адрес>) на территорию государственного лесного фонда в квартал № Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества (точка перехода сельхозпала (пожара) с координатами №).
Также, по факту обследования установлено, что лесной пожар возник в результате отсутствия противопожарного обустройства участка (противопожарная минерализованная полоса, противопожарный разрыв) с кадастровым номером №, который перешел на земли лесного фонда и распространился на площади ... га (площадь лесного пожара после тушения).
Согласно справке - расчета ущерба, пожар в Артемовском участковом лесничестве в квартале № низовой, беглый слабой интенсивности. Ущерб, причиненный молоднякам естественного и искусственного происхождения, отсутствует.
Вместе с тем, при тушении лесного пожара затрачены значительные силы и средства, затраченные государством и привлечёнными к тушению лесного пожара людьми и техники, после тушения лесного пожара площадь пожара составила крайне значительные размеры-... га.
Согласно выписке из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ № №, установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, граничащий (прилегающий) с лесным кварталом № Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества оформлен ДД.ММ.ГГГГ в собственность АО «...».
Согласно акту патрулирования лесов № от ДД.ММ.ГГГГ в квартале № Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества в <адрес> обнаружен лесной пожар, возникший в результате перехода неконтролируемого пала от земельного участка с координатами № и перешел на земли лесного фонда.
В ходе осмотра границ прилегающего земельного участка установлено, что участок не очищен от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов и не отделен противопожарной минерализованной полосой от леса (квартал № Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества), что подтверждается двумя фотографиями, фиксирующими правонарушение и схемой движения по маршрутам патрулирования.
Земельный участок с кадастровым номером № согласно публичной кадастровой карте Приморского края непосредственно прилегает к кварталу № Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества.
Место возникновения лесного пожара находится на землях сельскохозяйственного назначения на земельном участке с кадастровым номером 25:27:020102:1988.
В связи с вышеизложенным, своими действиями (бездействиями) АО «...», являющееся собственником участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, допустило нарушение обязательных Правил пожарной безопасности, что повлекло возникновение лесного пожара на лесном участке в квартале № Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества, так как не обеспечило очистку земельного участка с кадастровым номером № прилегающего к лесу, полосой шириной не менее 10 метров от сухой травянистой растительности, валежника и других горючих материалов, либо не отделило противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, чем нарушен пункт 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020г. № 1614.
Учитывая изложенное, в действиях АО «...» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; актом патрулирования лесов № от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фото-таблицы; выпиской из ЕГРЮЛ; актом о лесном пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ, расчётом ущерба причиненного лесным пожаром №, схемой лесного пожара, заданием на осуществление патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ. № №, схемой движения по маршрутам патрулирования с указанием места перехода лесного пожара, схемой публичной кадастровой карты и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вина АО «...» в совершении вмененного административного правонарушения установлена в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлено, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, АО «...» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Что касается довода жалобы о возможности назначения наказания в виде предупреждения, то нахожу его несостоятельным, поскольку отсутствует совокупность обстоятельств, имеющих основание для применения ст. 4.1.1КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима. Рассматриваемое правонарушение посягает также на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России, в целях защиты окружающей среды: объектов животного и растительного мира.
Обеспечение пожарной безопасности в лесах (особенно в условиях особого противопожарного режима) является одной из важнейших функций государства. Органы исполнительной власти и местного самоуправления, должностные лица организаций, а также граждане обязаны постоянно создавать состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Учитывая характер выявленного нарушения и то, что указанное административное правонарушение посягает на установленный действующим законодательством порядок общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, представляет угрозу окружающей среде, основания для применения положений ст. ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение, отсутствуют.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Суд второй инстанции не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы о малозначительности административного правонарушения.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований пожарной безопасности, а также свидетельствующих о том, что Общество своевременно приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, материалы дела не содержат.
Срок давности и порядок привлечения АО «...» к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Таким образом, факт совершения АО «...» вменяемого административного правонарушения должным образом установлен, а доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения судьи районного суда.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
решение судьи Фрунзенского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «...» оставить без изменения, жалобу защитника АО «...» Голышевой Е.И. - без удовлетворения.
Судья Л.П. Бондаренко