Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1679/2019 ~ М-1450/2019 от 03.07.2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ № 2-1679/2019

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 16 октября 2019 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

судьи Емельяновой Н.В.

при секретаре Клемешовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирсановой Людмилы Валентиновны к администрации г. Тамбова о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

29.11.2018 Кирсанова Л.В. обратилась в межведомственную комиссию по признанию помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с заявлением, в котором просила провести обследование для признания жилого *** аварийным.

Не получив в установленные сроки ответа на свое заявление, Кирсанова Л.В. обратилась в прокуратуру Ленинского района с жалобой на действия должностных лиц администрации г. Тамбова.

Дополнительно 07.06.2019 Кирсанова Л.В. повторно обратилась с заявлением в межведомственную комиссию по признанию помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с заявлением, в котором просила провести обследование для признания жилого *** аварийным.

Уведомлением от 07.06.2019 представителю Кирсановой Л.В. по доверенности Калмыкову И.Г. в приеме документов было отказано в связи с тем, что заявление подано неуполномоченным лицом, а именно в связи с тем, что доверенность не наделяла его полномочиями для действий в интересах Кирсановой Л.В. по оказанию муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Ленинского района в отношении Врио главы г. Тамбова 14.06.2019 было вынесено представление об устранении нарушений законодательства. Из содержания представления следует, что пакет документов, представленный Колмыковым И.Г. в интересах Кирсановой Л.В. и заявление в межведомственную комиссию от 29.11.2018 в рамках оказания муниципальной услуги были рассмотрены уполномоченными органами только после обращения Кирсановой Л.В. в прокуратуру района и проведения соответствующей проверки, что существенным образом затянуло процесс признания жилого дома аварийным и лишило заявителя права на обжалование решения должностных лиц администрации г. Тамбова и права на судебную защиту.

03.07.2019 Кирсанова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Тамбова о компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен Положением о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. данная услуга на территории г. Тамбова оказывается в рамках административного регламента, утвержденного постановлением администрации г. Тамбова от 18.05.2012 №3798. В соответствии с п. 2.5 данного административного регламента срок предоставления услуги составляет 45 дней со дня регистрации заявления о ее предоставлении.

29.11.2018 Кирсанова Л.В. обратилась в межведомственную комиссию по признанию помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с заявлением, в котором просила провести обследование для признания жилого *** аварийным.

В связи с неполучение ответа в установленные сроки, она была вынуждена повторно обратиться с соответствующим заявлением 07.06.2019. При повторном обращении ее уведомили, что услуга не может быть предоставлена ввиду ненадлежащего оформления полномочий представителя.

При наличии таких оснований отказ должен был быть оформлен на стадии приема документов, однако представленный 29.11.2018 пакет документов и заявление были рассмотрены уполномоченным органом только после обращения Кирсановой Л.В. в прокуратуру района, что существенным образом затянуло процесс признания жилого дома аварийным и лишило заявителя права на обжалование решения должностных лиц.

Таким образом полагает, что администрацией г. Тамбова грубо нарушены права и законные интересы Кирсановой Л.В., отразившиеся в несвоевременном ответе на поданные заявления. В связи с чем Кирсанова Л.В. испытывала и испытывает душевные и нравственные страдания, выражающиеся в бессоннице, постоянном переживании и волнении.

Со ссылкой на нормы ст. 151,1101 ГК РФ, разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», просит признать действия (бездействия) администрации г. Тамбова в части не предоставления ответа на ее заявлением в установленный законом срок незаконными, взыскать с администрации в ее пользу в счет компенсации морального вреда 20000 руб.

В судебное заседание истица не явилась, о дне рассмотрения извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявляла, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие с участием представителя.

Представитель истца по доверенности Калмыков И.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям и в объеме, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что вопрос, с которым Кирсанова обращалась в администрацию г. Тамбова затрагивал ее жилищные права. В течение более чем полгода она ждала ответ на свое обращение. Администрация все это время бездействовала и только обращение Кирсановой Л.В. в прокуратуру района и проведение соответствующей проверки в отношении действий должностных лиц администрации г. Тамбова способствовало разрешению сложившейся ситуации. При этом, те обстоятельства, которые послужили основанием для отказа в предоставлении Кирсановой Л.В. муниципальной услуги должны были быть установлены непосредственно при принятии от нее документов и не требовали такого длительного рассмотрения. Кирсанова Л.В. является пожилым человеком, очень переживала относительно того, что администрация г. Тамбова длительное время не принимает никаких мер по ее заявлению. Полагает, что бездействием администрации г. Тамбова были нарушены права Кирсановой Л.В. на своевременное рассмотрение обращения, в связи с чем она имеет право на компенсацию морального вреда.

Исковые требования о признании действий (бездействий) администрации г. Тамбова незаконными, подлежат оценке судом как основание для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, поскольку одним из условий такой компенсации является установление законности действий ответчика.

Представитель ответчика администрации г. Тамбова в суд на рассмотрение дела не явился, о дне рассмотрения извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявляли, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, ст.ст. 17, 21, 53 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с ч. 1 и ч.2 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда; лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Нормы ст. 1099 ГК РФ предусматривают, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

в иных случаях, предусмотренных законом.

Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом; вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Исходя из системного толкования указанных норм закона, возможность компенсации морального вреда вследствие нарушения прав наступает когда есть на этот счет специальное указание закона, либо в случае предоставления доказательств причинения потерпевшему нравственных или физических страданий.

Таким образом, основанием к удовлетворению исковых требований о взыскании морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерными действиями (бездействием) ответчика.

Отсутствие хотя бы одного из названных условий влечет исключение ответственности в виде взыскания убытков (возмещения ущерба).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что гражданское законодательство рассматривает компенсацию морального вреда как один из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) и в этом смысле вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) должностного лица, в том числе в результате принятия им не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту постановления, подлежит возмещению.

При этом ответственность за незаконные действия (бездействие) должностных лиц государственных органов наступает при наличии общих (ст. 1064 ГК РФ) и специальных (ст. 1069 ГК РФ) условий.

По смыслу ст. 1064, 1069 ГК РФ потерпевший представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, его, размер наличие причинной связи между вредом и противоправностью поведения причинителя вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 29.11.2018 Кирсанова Л.В. обратилась в межведомственную комиссию по признанию помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с заявлением, в котором просила провести обследование для признания жилого *** аварийным.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случая предоставления жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания определен в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

В соответствии с п. 46 указанного Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом42 настоящего Положения, в течение 30дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с п. 2.5.3 Административного регламента предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги "Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности", утвержденного постановлением администрации г. Тамбова от 18.05.2012 №3798, в случае отказа в предоставлении муниципальной услуги по основаниям, предусмотренным пунктом2.9 настоящего Административного регламента заявителю направляется письменный ответ в течение 28дней с даты регистрации обращения.

Основанием для начала административной процедуры является подача заявителем либо его уполномоченным представителем заявления с пакетом документов, указанных в пункте2.7. настоящего Административного регламента (п. 3.1.1 регламента).

Судом установлено, следует из пояснений представителя истца, представления прокурора Ленинского района от 14.06.2019, вынесенного в отношении Врио главы г. Тамбова, что пакет документов, представленный Колмыковым И.Г. в интересах Кирсановой Л.В. и заявление в межведомственную комиссию от 29.11.2018 в рамках оказания муниципальной услуги были рассмотрены уполномоченными органами только после обращения Кирсановой Л.В. в прокуратуру района и проведения соответствующей проверки.

Бездействие сотрудников администрации г. Тамбова привело к тому, что 07.06.2019 Кирсанова Л.В. повторно обратилась с заявлением в в межведомственную комиссию по признанию помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с заявлением, в котором просила провести обследование для признания жилого *** аварийным.

Уведомлением от 07.06.2019 представителю Кирсановой Л.В. по доверенности Калмыкову И.Г. в приеме документов было отказано в связи с тем, что заявление подано неуполномоченным лицом, а именно в связи с тем, что доверенность не наделяла его полномочиями для действий в интересах Кирсановой Л.В. по оказанию муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

При этом, из содержания п. 3.1.1 административного регламента такое уведомление Кирсановой Л.В. должно было быть выдано еще 29.11.2018, то есть в день ее обращения с первоначальным заявлением.

Таким образом, бездействие администрации г. Тамбова, выразившееся в несвоевременном направлении Кирсановой Л.В. ответа на ее заявление от 29.11.2018 является незаконным.

Данное бездействие существенным образом затянуло процесс признания жилого дома аварийным и лишило заявителя права на обжалование решения должностных лиц администрации г. Тамбова и права на судебную защиту.

Проанализировав обстоятельства дела с позиции вышеуказанных норм, регулирующих жилищный правоотношения и правоотношения, связанные с компенсацией морального вреда, суд приходит к выводу о том, что допущенное сотрудниками администрации г. Тамбова бездействие нарушили конституционные права Кирсановой Л.В. на жилище, а, следовательно, заявленные ею требования подлежат удовлетворению.

Определяя обоснованность заявленного размера компенсации морального вреда, суд учитывает, что признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в правоотношениях, связанных с публичной ответственностью, в частности уголовной и административной, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из статей 17, 19, 46 и 55 Конституции Российской Федерации и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (постановления от 12 мая 1998 года N14-П, от 11 мая 2005 года N5-П и от 27 мая 2008 года N8-П).

Учитывая то, что истицей в судебное заседание не представлено доказательств ухудшения ее здоровья в результате бездействия администрации г. Тамбова, а также наступления иных негативных для нее последствий, суд считает возможным взыскать в ее пользу в счет компенсации морального вреда 1000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1000 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17.10.2019

░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░

2-1679/2019 ~ М-1450/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кирсанова Людмила Валентиновна
Ответчики
Администрация г.Тамбова
Другие
Прокуратура Ленинского района г.Тамбова
Калмыков Игорь Геннадьевич
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Емельянова Наталия Владимировна
Дело на сайте суда
sud24--tmb.sudrf.ru
03.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2019Передача материалов судье
04.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2019Подготовка дела (собеседование)
16.07.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.09.2019Предварительное судебное заседание
07.10.2019Судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
17.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2019Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2019Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
14.11.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.11.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.12.2019Судебное заседание
09.12.2019Судебное заседание
12.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее