Дело № 2-1521/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07.10.2022 года г.Сальск
Сальский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Дорогокупец Г.М., при секретаре Слепченко О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения», Администрация Сандатовского сельского поселения об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения», Администрация Сандатовского сельского поселения об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания, указывая на то, что в соответствии с указанием прокурора области от 21.08.2018 № 109 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения».
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. «з», п. 24 Требований к антитеррористической защищенности, ст. 3, 5.2, 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Не проведение вышеуказанных мероприятий отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности и антитеррористической защищённости объекта, что может привести к неблагоприятным последствия, связанным с причинением вреда жизни и здоровью посетителей и персонала.
Таким образом, МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения» не обеспечены безопасные условия в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения оборудования системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Основанием для обращения прокурора в суд является материал проверки исполнения требований антитеррористического законодательства.
В соответствии с положениями Устава МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения» является юридическим лицом, наделяется имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, штампы и бланки со своим наименованием, круглую печать со своим полным наименованием.
Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Сандатовское сельское поселение» Сальского района.
Финансовое обеспечение деятельности МБУК СДК осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Сандатовское сельское поселение» и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством.
Исходя из норм действующего законодательства обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасных условия в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), возложена на МБУК «СДК», как на юридическое лицо, на Администрацию Сандатовского сельского поселения, наделенную полномочиями учредителя.
Состав лиц, посещающих МБУК «СДК» непостоянен и персонально изменчив, в связи с чем, данное исковое заявление предъявлено Сальским городским прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просит обязать МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения», Администрацию Сандатовского сельского поселения обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем оборудования учреждения культуры, расположенное по адресу: ул. Калинина, 51, с. Сандата Сальского района Ростовской области, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора Суворов Н.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения» в судебном заседании участия не принимал, о причинах неявки суду не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке ст. 113 ГПК РФ извещался надлежащим образом о месте и времени слушания дела, о чем имеется расписка (л.д. 49).
Представитель ответчика Сандатовского сельского поселения по доверенности Дышлевая О.С. в судебном заседании исковые требования признала, просила о предоставлении отсрочки исполнения решения до 31.12.2023 года в связи с тем, что денежные средства на указанные цели не были запланированы при составлении бюджета на 2022 год.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения».
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, судом установлено следующее.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с разделом II Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе и в виде его предупреждения.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.06 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Так, в соответствии с указанной нормой, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования антитеррористической защищенности).
Согласно п.п. 2, 3 Требований антитеррористической защищенности для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры (далее - органы (организации) в сфере культуры).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).В соответствии с п. 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях, в том числе воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
Согласно пп. «3» п. 24 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в том числе оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются в том числе мероприятия, предусмотренные пунктом 24 настоящих требований.
Прокурор в силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По настоящему делу прокурор предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в результате проведенной проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения», являющегося учреждением культуры, создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровья работников и посетителей объектов (территорий), что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, создает угрозу нарушения основных принципов противодействия терроризму, а именно приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, в нарушение п. 24 Требований к антитеррористической защищенности, ст. 3, 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что подтверждается информацией об антитеррористической оснащенности МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения».
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Закона о противодействии терроризму, Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года N 176, установив неисполнение учреждением культуры мероприятий в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку суд установил, что на дату рассмотрения дела учреждение культуры МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, невыполнение требований вышеуказанного законодательства нарушает права работников и посетителей объектов (территорий), гарантированные Конституцией РФ.
Согласно пункту 1.1, пункту 2.2 Устава МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения» является некоммерческой организацией, юридическим лицом, действующим на основании Устава, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование «Сандатовское сельское поселение» (п. 3.1 Устава). Согласно уставу Учреждения, функции и полномочия осуществляет Администрация Сандатовского сельского поселения (пункт 3.2 Устава Учреждения) (л.д. 12-13).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Пунктом 32 Требований к антитеррористической защищенности установлено, что контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями к антитеррористической защищенности прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов культуры требованиям законодательства к их террористической защищенности.
При таких обстоятельствах, обязанность по устранению выявленных Сальской городской прокуратурой нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта культуры возлагается на МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения», как на юридическое лицо, отвечающее за жизнь и здоровье работников и посетителей учреждения культуры, на Администрацию Сандатовского сельского поселения, наделенное полномочиями учредителя.
Представитель ответчика Администрации Сандатовского сельского поселения, согласившись с исковыми требованиями пояснила, что в связи с дотационным характером местного бюджета обеспечение возможности исполнения требований прокурора представляется не возможным, в связи с чем просила суд об отсрочке исполнения решения суда.
Суд находит заслуживающими внимания указанные доводы представителя ответчика, поскольку действующим законодательством срок, в течение которого правообладатель здания или сооружения обязан осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом его категории составляет 2 финансовых года, следующим за текущим.
Принимая во внимание данный довод при установлении срока, в течение которого ответчик обязан принять меры по оборудованию учреждения культуры системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, суд считает разумным установить срок выполнения указанных мероприятий до 31.12.2023.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУК Сальского района «СДК Сандатовского сельского поселения», Администрация Сандатовского сельского поселения об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сальского района «Сельский дом культуры Сандатовского сельского поселения, Администрацию Сандатовского сельского поселения оборудовать учреждение культуры по адресу: Ростовская область, Сальский район, п. Сандата, ул. Калинина, 51 системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 31.12.2023 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.М. Дорогокупец
Решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2022 года.