Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1045/2022 ~ М-576/2022 от 24.02.2022

                                            <данные изъяты>

УИД:66RS0044-01-2022-000945-71

Дело № 2-1045/2022

Мотивированное решение составлено 07 апреля 2022 года

( с учетом выходных дней 02.04.2022 и 03.04.2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Г. Первоуральск                     31 марта 2022 года

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего Логуновой Ю.Г.

с участием помощника прокурора г. Первоуральска Фетисовой А.С.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Юровских А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1045/2022 по иску прокурораг.Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск о возложении обязанности по организации водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о. Первоуральск о возложении обязанности до 01.01.2024 организовать водоснабжение населения в <адрес> <адрес> и (или) подвозу питьевой воды.

При рассмотрении дела по существу помощник прокурора <адрес> Фетисова А.С. уточнила исковые требования просила возложить на Администрацию г.о. Первоуральск обязанность в срок до 01.01.2025 организовать водоснабжение населения в д<адрес>.

В судебном заседании представитель истца -помощник прокурора <адрес> Фетисова А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение жителей <адрес> <адрес> о нарушениях в жилищно-коммунальной сфере в части организации водоснабжения населенного пункта. В ходе проверки было обнаружено, что в <адрес> отсутствует централизованное водоснабжение, имеется всего 2 колодца на <адрес> тракт и <адрес>. В деревне проживает 381 человек, при этом колодцы не являются надлежащим способом организации водоснабжения. Администрацией г.о. Первоуральск на протяжении длительного периода времени не принимаются все необходимые меры для организации водоснабжения населенного пункта.

На основании вышеизложенного, а также в силу п.4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч. 1, ч. 1.1. ст. 6, п.2,4 ст. 2, ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 1, 3 ст. 19, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 71 Правил «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, п. 4 ч. 1 ст. 6, п. 6 ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 38, п. 1 ч. 4 ст. 38 Устава городского округа Первоуральск, пп. «в». «г» п. 3, п. 4 Правил № 354 от 06.05.2011, п. 8.20 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжения, наружные сети и сооружения», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 № 123 просила суд возложить на Администрацию г.о. Первоуральск обязанность в срок до 01.01.2025 организовать нецентрализованное водоснабжение населения <адрес>.

Представитель ответчика Администрации г.о. Первоуральск Жукова Л.А., действующая на основании доверенности № 467-17/2022 от 12.01.2022 сроком действия по 31.12.2022 со всеми правами /л.д. 29/, также представляющая интересы третьего лица УЖКХиСг.о. Первоуральск на основании доверенности № 4 от 01.02.2022 сроком действия один год со всеми правами/л.д.30/ в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, представив письменный отзыв на иск /л.д.32/. Суду пояснила, что действительно, в <адрес> <адрес> отсутствует централизованное и нецентрализованное водоснабжение. Вместе с тем, на территории деревни имеются источники водоснабжения (колодцы ОАО «РЖД»), а также самими жителями организовано автономное водоснабжение(скважины на своих земельных участках), при этом жалоб от жителей деревни на отсутствие водоснабжение не поступало. Имеется проблема с электроснабжением <адрес>, что в свою очередь влечет проблемы с автономным водоснабжением жителей.

Для организации водоснабжения Администрации г.о. Первоуральск необходимо провести ряд мероприятий, каждое из которых предусматривает бюджетное финансирование. Так, на 2022 год запланировано проведение гидрогеологических изысканий и предпроектных работ в целях определения уровня залегания подземных вод и места размещения источника водоснабжения, определение правообладателей земельного участка, на котором предполагается размещение источника водоснабжения, оформление прав на земельный участок. На 2023 год запланированы проектные работы, прохождение госэкспертизы проекта, определение источника финансирования работ. На 2024 год запланировано проведение строительно-монтажных работ на источнике водоснабжения, определение водоснабжающей организации. Так как данные работы бюджетом городского округа Первоуральск в 2022 году не предусмотрены, то они могут быть проведены за счет экономии денежных средств по другим контрактам или выделении дополнительного финансирования. Таким образом, минимальный срок реализации всех мероприятия до конца 2024 года, при условии обеспечения их бюджетными лимитами и возможности оформления прав, так как вокруг поселка расположены земли лесного фонда. Следовательно, возможность выполнить требования прокуратуры по организации водоснабжения появится не раньше 2025 года.

Представитель третьего лица ППМУП «Водоканал» Лебедева Е.А., действующая на основании доверенности от 15.11.2021 сроком действия один год со всеми правами/л.д.24/ в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала. Суду пояснила, что в соответствии с Постановлением Администрации ГО Первоуральск от 21.01.2016 г. ППМУП «Водоканал» не является гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории станции Решеты. В соответствии с п.8 данного постановления, гарантирующей организацией является ОАО «РЖД».

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц предполагает, что круг потенциальных лиц, права которых могут быть нарушены, не определен, данных лиц индивидуализировать невозможно.

Как установлено судом, поводом для обращения прокурора в суд с названным иском явились нарушения в жилищно-коммунальной сфере в части организации водоснабжения <адрес>.

Как следует из материалов дела, в адрес депутата государственной Думы ФИО5 поступила коллективная жалоба жителей <адрес> г<адрес>, в том числе относительно отсутствия водопровода на территории деревни/л.д.10-14/.

14.01.2022 депутат государственной Думы ФИО5 направил коллективную жалобу жителей <адрес> <адрес> прокурору <адрес> для рассмотрения/л.д.9/.

08.02.2022 заместителем прокурора <адрес> старшим советником юстиции ФИО6 в адрес Главы городского округа Первоуральск направлено требование о предоставлении информации - об организации водоснабжения в <адрес> (при отсутствии с указанием причин и мер, предпринимаемых для обеспечения населенного пункта водоснабжением, при наличии водоразборных колонок указать количество и расстояние от жилых домов)/л.д.16/.

09.02.2022 заместителем прокурора <адрес> старшим советником юстиции ФИО6 было принято решение № 8 о проведении проверки/л.д.15/.

10.02.2022 заместителем Главы Администрации г.о. Первоуральск ФИО7 в ответ на требование о предоставлении информации, дан ответ, что на территории <адрес> находятся два колодца, расположенные по <адрес> жителей деревни осуществляется непосредственно с указанных колодцев. На территории <адрес> находится 528 жилых домов. Количество зарегистрированных жителей – 381 человек/л.д.18/.

29.03.2022 заместителем Главы Администрации г.о. Первоуральск ФИО7 в ответ на требование о предоставлении информации, дан ответ, что централизованное водоснабжение в <адрес> отсутствует. Водоснабжение жителей деревни осуществляется от колодцев, расположенных в районе жилых домов №, по <адрес> и в районе жилых домов №, по <адрес> расположения колодцев с отметкой на карте и расстоянием до ближайшего жилого дома прилагаются. В районе жилых домов №, по <адрес> расположен пожарный гидрант. Информация о расчетных показателях минимального допустимого уровня обеспеченности территории отсутствует/л.д.44, 45-50/.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пп. 4 п. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп. 4 п. 1 ст. 6 Устава городского округа Первоуральск к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Из содержания п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" /далее- Закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ / следует, что на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу ч. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.20,21,35, ч.1 ст. 31 Устава ГО Первоуральск к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся: здание условий для организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление функций защиты прав потребителей в соответствии с законодательством о защите прав потребителей; правление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с ч. 9 ст.7 Закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" / далее- Правила № 644 регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение). К отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения Правил N 644 применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством (пункт 1 Правил N 644).

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644/ далее- Правила № 644/ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 74 Правил N 644 при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3, которым минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды для климатической зоны III - IV установлены в объеме 57 куб. дм в сутки для детей от 1 года до 14 лет и кормящих женщин, 54 куб. дм в сутки для взрослого населения и подростков.

В судебном заседании стороной ответчика не оспаривался факт отсутствия в <адрес> <адрес> как централизованного, так и нецентрализованного водоснабжения.

Учитывая нормативно возложенный на Администрацию г.о. Первоуральск объем полномочий в жилищно-коммунальной сфере, принимая во внимание, что на территории <адрес> отсутствует централизованное и нецентрализованное водоснабжение, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, исковые требования прокурора заявлены обоснованно, в рамках его компетенции и подлежат удовлетворению.

Кроме того, в судебном заседании возражения представителя ответчика сводились лишь к невозможности исполнить заявленные требования в установленный срок ввиду отсутствия финансирования. Вместе с тем, само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Также суд учитывает, что в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 14, подпункта 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.

Кроме того, доводы стороны ответчика об отсутствии жалоб со стороны населения д. Старые Решеты относительно организации водоснабжения опровергаются материалами дела, и также не освобождает ответчика от исполнения им обязанностей по организации водоснабжения.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что уточненный истцом срок для организации водоснабжения- до 01.01.2025 является достаточным и разумным.

При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>- удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Первоуральск в срок до 01.01.2025 организовать нецентрализованное водоснабжение населения <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.

Председательствующий: <данные изъяты> Ю.Г. Логунова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1045/2022 ~ М-576/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Первоуральска в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация ГО Первоуральск
Другие
ППМУП "Водоканал"
Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства г.о. Первоуральск
Суд
Первоуральский городской суд Свердловской области
Судья
Логунова Юлия Геннадьевна
Дело на странице суда
pervouralsky--svd.sudrf.ru
24.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2022Передача материалов судье
25.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее