Копия дело № 2-1390/2023
УИД: 24RS0048-01-2022-008664-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Безбородовой А.А.,
с участием представителя истца – Усова Ю.Ю., доверенность от 03.03.2022г.,
представителя ответчика – Королевой А.С., доверенность от 10.11.2022г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карапетяна Самвела Телмани к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о возложении обязанности по включению периодов работы и иной деятельности в страховой стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Карапетян С.Т. обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о возложении обязанности по включению периодов работы и иной деятельности в страховой стаж, назначении пенсии. Требования мотивированы тем, что истец 01.06.2022г. обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив ответчику заявление, копию трудовой книжки, вкладыша в нее, архивные справки, аттестат и решение Центрального районного суда г. Красноярска об установлении факта принадлежности истцу трудовой книжки. Решением пенсионного органа от 08.06.2022г. в установлении пенсии отказано, ввиду отсутствия требуемого стажа и размера ИПК. При этом, в страховой стаж истца не включены периоды: с 15.12.1975г. по 20.05.1977г. – учеба в Ереванском техническом училище; с 02.12.1977г. по 15.09.1978г., с 03.08.1981г. по 31.03.1982г. – работа в тресте «Армцветметстрой»; с 13.05.1979г. по 29.06.1981г. – военная служба по призыву; с 06.05.1988г. по 16.11.1988г. – работа в совхозе «Хилокский»; с 01.01.1989г. по 01.05.1993г. – работа в Араратском районном отделе ОВД; с 02.07.2001г. по 31.12.2001г. – работа в ДЗАО «Сибстройкомплектинвест». Полагает указанное решение незаконным, просит возложить обязанность на ответчика включить указанные периоды в страховой стаж Карапетяна С.Т. и назначить ему страховую пенсию по старости с 12.03.2022г.
01.01.2023г. произошла реорганизация, в результате которой изменилось наименование ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю).
В судебном заседании представитель истца – Усов Ю.Ю., действующий по доверенности от 03.03.2022г., исковые требования поддержал в части включения периодов обучения и службы в армии, требования о включении периодов работы не поддержал, поскольку отсутствуют первичные документы, подтверждающие стаж истца. Относительно даты назначения пенсии, полагал, что пенсия должна быть назначена со дня возникновения права, поскольку при подаче истцом документов о назначении пенсии, ответчиком не было разъяснено о необходимости предоставления решения суда о принадлежности правоустанавливающих документов (диплома об образовании и справки о прохождении военной службы), данный вопрос был озвучен ответчиком только в рамках настоящего спора.
Представитель ответчика – Королева А.С., действующая по доверенности от 10.11.2022г., в судебном заседании полагала, что страховая пенсия может быть назначена истцу не ранее вступления решения суда об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, в законную силу, поскольку при первоначальном обращении истцом не был представлен полный пакет документов, необходимый для назначения страховой пенсии по старости.
Выслушав объяснения представителя истца Усова Ю.Ю., представителя ответчика Королевой А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 30.
Согласно Приложению 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости в 2022 году имеют мужчины, достигшие возраста 62 года.
В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста.
Мужчины, достигшие возраста 60 лет в 2020 году, при наличии необходимой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента будут иметь право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в возрасте 61 год и 6 месяцев.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом переходных положений, предусмотрено постепенное увеличение требуемой продолжительности страхового стажа и величины ИПК. При этом, необходимая продолжительность страхового стажа и величины ИПК определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.
В 2022 году продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, составляет не менее 13 лет, величина ИПК - не ниже 23,4.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Подтверждение и подсчет страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии, регулируется ст. 13, ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (далее - Правила N 1015).
В соответствии с п. 11 Правил N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с п. 19 Правил N 1015 периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения, начиная с 01.01.1991, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
В соответствии с п. 20 Правил N 1015 периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В соответствии с п. 108 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов
Кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (п. 109).
Работа Карапетяна С.Т. в спорные периоды – 02.12.1977г. по 15.09.1978г., с 03.01.1981г. по 31.03.1982г., с 01.01.1989г. по 01.05.1993г. осуществлялась на территории Республики Армения.
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее по тексту - Соглашение), ст. 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В соответствии со ст. 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).
Согласно письму Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.
При этом, периоды работы граждан, прибывших в РФ из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами РФ до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в РФ из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами РФ после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что Карапетян С.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился 14.02.2022г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г.
Решением № № от 28.02.2022г. ГУ-ОПФР по Красноярскому краю отказано в назначении страховой пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа (не менее 13 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) (не менее 23,4).
Продолжительность общего страхового стажа Карапетяна С.Т. по состоянию на 14.02.2022г. определена пенсионным фондом 11 лет 10 месяцев 8 дней; величина ИПК составила 19,012.
В страховой стаж не зачтены периоды работы: с 15.12.1975г. по 20.05.1977г.; 02.12.1977г. по 15.09.1978г.; 03.08.1981г. по 31.03.1982г.: 01.03.1983г. по 11.07.1983г.; с 28.06.1982г. по 28.07.1982г.; 02.08.1982г. по 09.09.1982г.; 03.04.1984г. по 13.08.1984г.; 03.04.1985г. по 01.08.1985г.; 23.09.1985г. по 14.04.1986г.; 06.05.1988г. по 16.11.1988г.; 01.01.1989г. по 01.05.1993г.; 16.11.1994г. по 15.06.2001г.; со 02.07.2001г. по 31.12.2001г.; 07.09.1983г. по 08.09.1983г.; 01.10.1993г. по 03.11.1994г.; а также период прохождения военной службы с 13.05.1979г. по 29.06.1981г.
01.06.2022г. Карапетян С.Т. повторно обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, решением ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 08.06.2022г. в установлении пенсии отказано, ввиду с недостаточностью индивидуального пенсионного коэффициента. При этом, в страховой стаж истца не включены периоды: с 15.12.1975г. по 20.05.1977г. – учеба; с 13.05.1979г. по 29.06.1981г. – служба по призыву; периоды работы: со 02.12.1977г. по 15.09.1978гг., с 03.08.1981г. по 31.03.1982г., с 06.05.1988г. по 16.11.1988г., 01.01.1989г. по 01.05.1993г., со 02.07.2001г. по 31.12.2001г., с 07.09.1983г. по 08.09.1983г.
Из архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от 13.09.2021г. следует, что в книге алфавитного учета личного состава войсковой части 59343 за 1976-1986гг. значится кузнец, рядовой Карапетян Самвел Телмонович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, призван 13.05.1979г. Арм. АССР, зачислен в списки части приказ № № от 21.05.1979г., уволен в запас по окончании срока службы и направлен в Араратский РВК Арм. ССР, исключен из списков части, приказ № № от 29.06.1981г. (л.д. 17).
25.05.1977г. на имя Карапетяна Самвела Телмановича выдан аттестат № №, подтверждающий, что последний проходил обучение в Ереванском техническом училище Арм. ССР с 15.12.1975г. по 20.05.1977г. по профессии слесарь-автоэлектрик (л.д. 21).
Согласно трудовой книжке серии №, выданной на имя Карапетяна Самвела Тельмановича, имеются записи о работе:
- со 02.12.1977г. по 15.09.1978г. в должности такелажника разнорабочего в складе КМТС треста «Армцветметстрой»;
- с 03.08.1981г. по 31.03.1982г. – работа в качестве такелажника стройки разнорабочего;
- с 06.05.1988г. по 16.11.1988г. – работа в качестве строителя в совхозе «Хилокский»;
- с 01.01.1989г. по 01.05.1993г. – работа в качестве сторожа в Араратском районном отделе ОВД;
- с 02.07.2001г. по 31.12.2001г. – работа в качестве мастера ДЗАО «Сибстройкомплектинвест».
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 25.04.2022г., установлен факт принадлежности трудовой книжки серии № от 12.08.1981г. и вкладыша в трудовую книжку № от 03.03.2003г. Карапетяну Самвелу Телмани, 12.09.1960 года рождения. Решение суда вступило в законную силу 31.05.2022г. (л.д. 18).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Карапетян С.Т. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 20.06.2003г.
Сведения о периодах работы истца со 02.12.1977г. по 15.09.1978г. в должности такелажника разнорабочего в складе КМТС треста «Армцветметстрой»; с 03.08.1981г. по 31.03.1982г. – работа в качестве такелажника стройки разнорабочего; с 06.05.1988г. по 16.11.1988г. – работа в качестве строителя в совхозе «Хилокский»; с 01.01.1989г. по 01.05.1993г. – работа в качестве сторожа в Араратском районном отделе ОВД; с 02.07.2001г. по 31.12.2001г. – работа в качестве мастера ДЗАО «Сибстройкомплектинвест» отсутствуют в данной выписке.
Из информационного письма, направленного администрацией муниципального района «Качугский район» следует, что выдать справку о трудоустройстве Карапетяна С.Т. в совхозе «Хилокский» не представляется возможным, поскольку совхоз «Хилокский» на территории Качугского района Иркутской области не существовал (л.д. 151).
В соответствии со ведениями, предоставленными на запрос суда Национальным архивом Армении, в документах личного состава КМТС треста «Армцветметстрой» за 1977-1978гг., 1981-1982гг. сведений о трудовой деятельности Карапетяна Самвела Телмани не обнаружено. Документы Араратского ОВД в Национальных архив Армении не сданы. Документы личного состава совхоза «Хилокский» и ДЗАО «Сибстройкомплектинвест» в Национальный архив Армении не саны, согласно данным, организации находились не на территории Армении.
Ответом ОГКУ «Государственный архив Иркутской области» подтверждается, что сведения о трудоустройстве истца в совхозе «Хилокский» Качугского района Иркутской области не представляется возможным представить (л.д. 155).
Из ответа МКУ «Красноярского городского архива» следует, что исполнить запрос о трудовой деятельности Карапетяна Самвела Телмани в ДЗАО «Сибстройкомплект-Инвест», ООО «Сибстройкомплект-Инвест» не представляется возможным, так как документы указанных организаций за весь период деятельности на хранение не поступали (л.д. 156).
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 28.11.2022г. требования Карапетяна С.Т. об установлении факта принадлежности документов удовлетворены. Установлен факт принадлежности Карапетяну Самвелу Телмани, ДД.ММ.ГГГГ года рождения аттестата № № об окончании полного курса в Ереванском техническом училище Армянской ССР по профессии слесарь-автоэлектрик и архивной справки № № о прохождении военной службы по призыву в период с 13.05.1979г. по 29.06.1981г., выданной Федеральным государственным казенным учреждением «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации». Решение суда вступило в законную силу 17.01.2023г.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел подтверждение факт учебы истца в период с 15.12.1975г. по 20.05.1977г. в Ереванском техническом училище, а также период прохождения военной службы по призыву с 13.05.1979г. по 29.06.1981г. г. на территории Армянской ССР, принимая во внимание то, что периоды работы и иной деятельности, имевшие место до распада Союза ССР, оформленные надлежащим образом и не вызывающие сомнения, дополнительного подтверждения не требуют, учитывая, что на всем постсоветском пространстве действовало единое законодательство, полагает возможным включить указанные периоды учебы и военной службы в страховой стаж Карапетяна С.Т. для назначения страховой пенсии по старости ввиду достижения возраста.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований Карапетяна С.Т. о возложении обязанности на ответчика включить в его страховой стаж периоды работы со 02.12.1977г. по 15.09.1978г. в должности такелажника разнорабочего в складе КМТС треста «Армцветметстрой»; с 03.08.1981г. по 31.03.1982г. – работа в качестве такелажника стройки разнорабочего; с 06.05.1988г. по 16.11.1988г. – работа в качестве строителя в совхозе «Хилокский»; с 01.01.1989г. по 01.05.1993г. – работа в качестве сторожа в Араратском районном отделе ОВД; с 02.07.2001г. по 31.12.2001г. – работа в качестве мастера ДЗАО «Сибстройкомплектинвест», поскольку указанные периоды не подтверждены, в том числе Компетентным органом Республика Армения, отсутствуют первичные документы, подтверждающие трудоустройство истца, также данные периоды не отражены в выписке из лицевого счета застрахованного лица. Кроме того, судом учитывается то, что данные требования истцом не поддерживаются, что говорит об утрате к ним интереса истца.
Разрешая требования Карапетяна С.Т. о дате назначения страховой пенсии по старости суд, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 2920-О, от 24 апреля 2018 года N 948-О).
Из части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила от 17 ноября 2014 года № 884н).
Согласно пункту 22 Правил от 17 ноября 2014 года № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникативной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Из пояснений представителя истца – Усова Ю.Ю., следует, что при обращении с заявлениями о назначении пенсии в феврале и июне 2022г. Карапетяну С.Т. не было разъяснено о необходимости предоставить пенсионному органу решение суда об установлении факта принадлежности аттестата и справки о прохождении военной службы, сотрудники пенсионного органа разъяснили о необходимости предоставить решение суда об установлении факта принадлежности истцу его трудовой книжки.
Ответчик, возражая против установления пенсии Карапетяну С.Т. со дня возникновения права на нее (12.03.2022г.), не представил суду доказательств, подтверждающих исполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению Карапетяну С.Т., как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы, содержащие сведения о его страховом стаже необходимо предоставить с целью назначения пенсии.
Таким образом, принимая во внимание то, что с учетом включенных судом периодов иной деятельности истца, страховой стаж истца составит более 18 лет, ИПК 27,978, учитывая переходные положения об отложенном праве на страховую пенсию, а также то, что спорные периоды учебы и военной службы имели место на дату обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, суд полагает возможным возложить обязанность на ОСФР по Красноярскому краю назначить Карапетяну С.Т. страховую пенсию со дня возникновения права на нее – 12.03.2020г. (12.09.1960 (год рождения истца)+60 лет=2020 год+24 месяца=12.09.2022г. (отложенное право)-6 месяцев).
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карапетяна Самвела Телмани (паспорт: №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ИНН: №) о возложении обязанности по включению периодов работы и иной деятельности в страховой стаж, назначении пенсии – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии Карапетяну Самвелу Телмани период обучения в Ереванском техническом училище с 15.12.1975г. по 20.05.1977г.; период прохождения службы по призыву с 13.05.1979г. по 29.06.1981г. и назначить Карапетяну Самвелу Телмани страховую пенсию по старости с 12.03.2022г.
В удовлетворении остальной части исковых требований Карапетяна Самвела Телмани – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме 02 мая 2023 года.
Копия верна.