Судья: Лобанова Ю.В. дело № 12-203/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 30 мая 2019 года
Судья Самарского областного суда Трескунова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Станкевича А.В. по доверенности в интересах ООО «Самарские коммунальные системы» на постановление судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 18 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, которым
юридическое лицо – ООО «Самарские коммунальные системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Протоколом № 04-1/39 от 25.02.2019 года, составленным должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области – главным специалистом-экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене Хаматшиной Г.М., юридическому лицу – ООО «Самарские коммунальные системы» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ.
Материалы дела в соответствии с требованиями ст. 23.1 КоАП РФ переданы на рассмотрение по подведомственности в Октябрьский районный суд г.Самары, которым 18 апреля 2019 года вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с судебным актом, защитник Станкевич А.В. по доверенности в интересах ООО «Самарские коммунальные системы» обратился в Самарский областной суд с жалобой, в которой просит постановление суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав защитника ООО «СКС» Лебедеву А.В. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя Роспотребнадзора Хаматшиной Г.М., прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Санитарными правилами в силу ст. 1 Закона РФ N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" являются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно ч. 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Специальные требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из представленных материалов дела следует, что ресурсоснабжающей организацией ООО «Самарские коммунальные системы» нарушены требования к качеству питьевой холодной воды, подаваемой населению. Нарушение заключается в следующем: 13.02.2019 года в 10 часов 30 минут отобранная проба холодной воды на границе балансовой ответственности ООО «Самарские коммунальные системы» (водоразборная колонка по адресу: г.Самара, ул.Обувная, д.1б) не соответствовала требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по показателям «общая минерализация» (сухой остаток), «общая жесткость».
Согласно экспертному заключению по результатам испытаний №2398 от 20.02.2019 года, представленному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», в отобранной пробе холодной воды на границе балансовой ответственности (водоразборная колонка по адресу: г.Самара, ул.Обувная, 1б) установлено: превышение по показателю «общая минерализация» (сухой остаток): при величине допустимого уровня 1000 мг/куб.дм., фактически с учетом погрешности составило 1413±129 мг/куб.дм; превышение по показателю «общая жесткость»: при величине допустимого уровня 7Ж?, фактически с учетом погрешности составило 16 ±2 Ж?, что является нарушением ст.11, ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гл.4, ст.23, п.4 Федерального Закона РФ ФЗ-416 от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении», п.3.1, п.3.4.3 СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Согласно пунктам 1.1, 1.3 договора холодного водоснабжения и водоотведения №1-825 от 05 октября 2015 года, ресурсоснабжающая организация ООО «Самарские коммунальные системы» обязуется в течение срока действия договора подавать абоненту (ЖЭУ-66) через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества для оказания абонентом коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах….качество подаваемой питьевой воды должно соответствовать требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За выявленные нарушения (неудовлетворительное качество холодной воды) ООО «Самарские коммунальные системы» несет ответственность (п. 11.1 Договора).
26.02.2019 года должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области– главным специалистом-экспертом Хаматшиной Г.М. был составлен протокол об административном правонарушении №04-1/39 в отношении ООО «Самарские коммунальные системы», предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, согласно которому юридическим лицом допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому водоснабжению.
Факт совершения правонарушения и вина ООО «Самарские коммунальные системы» также подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, экспертным заключением по результатам испытаний, протоколом лабораторных испытаний №3286 от 15.02.2019 года, выпиской из ЕГРЮЛ, уставом ООО «Самарские коммунальные системы», договором холодного водоснабжения и водоотведения №1-825, актом о разграничении балансовой принадлежности, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении районным судьей сделан правильный вывод о виновности ООО «Самарские коммунальные системы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ. В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка содеянному. Всем доказательствам в постановлении судьи дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы аналогичны позиции ООО «Самарские коммунальные системы» при рассмотрении дела, они являлись предметом рассмотрения судьей нижестоящей инстанции, проверены и обоснованно ими отвергнуты с приведением мотивов принятых решений, оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
Согласно частям 1, 4 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24 Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Изложенное позволяет сделать вывод, что качество воды, поставляемой потребителю, должно обеспечиваться всеми лицами, участвующими в обеспечении жителей дома водой, как ресурсоснабжающей организацией, так и организацией, осуществляющей эксплуатацию внутридомовых сетей.
ООО «Самарские коммунальные системы» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет водоснабжение дома расположенного по адресу: г.Самара, ул.Осетинская, д.2, до границы эксплуатационной ответственности.
ООО «ЖЭУ-66» также осуществляет водоснабжение указанного дома, но в границах принадлежности инженерных сетей.
Линия раздела эксплуатационной ответственности между двумя организациями определяется по признаку возложения бремени содержания соответствующих инженерных коммуникаций.
Сравнительный анализ результатов экспертизы свидетельствует, что показатели качества воды холодного хозяйственно-питьевого водоснабжения в пробах, отобранных из распределительной сети жилого дома по адресу: г.Самара, ул.Осетинская, д.2, кв.22, на объекте ООО «ЖЭУ-66», аналогичны показателей проб, отобранных на границе балансовой ответственности ООО «Самарские коммунальные системы» (водоразборная колонка по адресу: г.Самара, ул.Обувная, 1б).
Поскольку установлено превышение норматива питьевой воды по показателю «общая минерализация» (сухой остаток) и «общая жесткость», что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, то суд пришел к правильному выводу, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению указанного многоквартирного жилого дома допустило в своей зоне эксплуатационной ответственности ООО «Самарские коммунальные системы».
Таким образом, ООО «Самарские коммунальные системы» обоснованно было привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ.
В силу статьи 11 и части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Самарские коммунальные системы» имело возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых статьей 6.5 КоАП РФ установлена административная ответственность, но не приняло надлежащих мер по их соблюдению.
По существу в жалобе Общества не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены судебного постановления.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что районным судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Административное наказание назначено ООО «Самарские коммунальные системы» в пределах санкции статьи 6.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, не установлено, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 18 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо – ООО «Самарские коммунальные системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, – оставить без изменения.
Жалобу защитника Станкевича А.В. по доверенности в интересах ООО «Самарские коммунальные системы» – оставить без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда Л.А. Трескунова