№2-1490/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2024 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Чимидова М.В.,
при помощнике судьи Москаленко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КалинН.й Н. В. к ООО «ЭКОГРАД-Н», третье лицо Администрация Большелогского сельского поселения об отмене начисленной задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Истец КалинН. Н.В. обратилась в суд с иском к ООО «ЭКОГРАД-Н» об отмене начисленной задолженности.
В обосновании иска указано, что ООО «ЭКОГРАД-Н» предоставлял в мировой суд Аксайского района заявление на выдачу приказа о взыскании задолженности за вывоз мусора за период с октября 2018 года по ноябрь 2021 года в сумме 14 298,46 руб. и начислил пени за этот период в сумме 5 718,26 руб. Жилой дом по ..., принадлежащий истцу, находится напротив школы, где отсутствует возможность подъезда большегрузной техники для забора мусора. Контейнеры для сбора ТКО отсутствовали. Машины регионального оператора по обращению с ТКО в связи с указанными обстоятельствами не производили вывоз мусора. ООО «ЭКОГРАД-Н» письменно предлагал складировать мусорные пакеты на пересечении ..., возле соседних домовладений.
После неоднократных обращений в Администрацию района, Прокуратуру района и Роспотребнадзор по вопросу установки баков, в декабре 2021 года были организованы площадки и установлены баки для сбора ТКО. По факту установки баков ежемесячно истец производит оплату за вывоз мусора по настоящее время. Несмотря на отмены судебных приказов, ООО «ЭКОГРАД-Н» продолжает начислять долг и пени за не предоставленные услуги.
На основании изложенного, истец КалинН. Н.В. просит суд отменить начисленную задолженность, включая пени в общей сумме 20 016,72 рубля.
Протокольным определением суда от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Администрация Большелогского сельского поселения.
Истец КалинН. Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом о дате и времени слушания дела.
Представитель ООО «ЭКОГРАД-Н» в судебное заседание не явился и не обеспечил явку своего представителя, причины неявки неизвестны; судом принимались меры к её надлежащему извещению, однако судебные извещения, направленные ответчику по месту её нахождения, регистрации и проживания, были возвращены в суд в связи с истечением срока их хранения в почтовом отделении.
В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 23 июня 2015 г. № 25, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет – сайте Аксайского районного суда Ростовской области - http://aksajsky.ros.sudrf.ru.
Представитель третьего лица Администрация Большелогского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
На этом основании, суд, применительно к положениям статей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом согласия представителя истца, находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного производства.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У собственника жилого помещения такая обязанность возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1 Правил).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) указанных выше Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения абзаца 2 пункта 148(30) Правил предусматривают определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади, определяется в соответствии с формулой 9(2) Приложения к Правилам.
Согласно данной формуле плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что ... между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и ООО «ЭКОГРАД-Н», как региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Новочеркасского МЭОКа (включающего муниципальное образование Аксайский район).
Услуга по обращению с ТКО оказывается ООО «ЭКОГРАД-Н» на территории Аксайского района с .... Публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора были опубликованы истцом на официальном сайте регионального оператора до ..., средствах массовой информации.
Истец КалинН. Н.В. является собственницей домовладения, расположенного по адресу: ....
Между КалинН.й Н.В. и ООО «ЭКОГРАД-Н» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора.
С ... ООО «ЭКОГРАД-Н» открыт лицевой счет ... на КалинН. Н.В. для начисления платы за оказание услуг по обращению с ТКО по адресу: ....
Как следует из справки о начисления ООО «ЭКОГРАД-Н» в период с октября 2018 года по апрель 2024 года у КалинН.й Н.В. по адресу: ..., исходя из количества собственников дома, на основании утвержденного тарифа, образовалась задолженность по оказанию услуг по обращению с ТКО.
Общая сумма задолженности за указанный период, с учетом производимых истцом частичных оплат, составляет 20 535,09 руб., из которых общий долг – 13 428,32 руб., пеня в размере 7 106,77 руб., что подтверждается сведениями ООО «ЭКОГРАД-Н» от ... и справкой о начислениях.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Аксайского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ ... от ... о взыскании с КалинН.й Н.В. в пользу ООО «ЭКОГРАД-Н» задолженности по коммунальной услуги за период с ... по ... в размере 11 747,29 руб., пени за период с ... по ... в размере 486,61 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 Аксайского судебного района Ростовской области от ... судебный приказ ... от ... отменен.Определением мирового судьи судебного участка № 5 Аксайского судебного района Ростовской области от ... вынесен судебный приказ ... о взыскании с КалинН.й Н.В. в пользу ООО «ЭКОГРАД-Н» задолженности по коммунальной услуги по вывозу ТКО за период с ... по ... в размере 14 672,09 руб., пени за период с ... по ... в размере 393 руб.
... определением мирового судьи судебного участка № 5 Аксайского судебного района Ростовской области судебный приказ ... от ... отменен.
Обращаясь в суд с требованием об отмене начисленной задолженности, истец КалинН. Н.В. ссылается на то, что с 2018 года по 2021 год контейнеры для сбора ТКО возле ее дома отсутствовали, машины регионального оператора по обращению с ТКО в связи с указанными обстоятельствами не производили вывоз мусора.
Разрешая заявленные КалинН.й Н.В. требования, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130 (далее также - Правила разработки территориальной схемы в области обращения с ТКО).
В соответствии с пунктом 5 данных правил территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 названных правил).
Согласно подпункту "а" пункта 12 этих же правил раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
По пункту 10 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Согласно ответу Администрации Большелогского сельского поселения от ... № ..., по ... в районе ... площадка для сбора ТКО отсутствует, ближайшая площадка расположена по ..., площадки для сбора ТКО в ... оборудованы в 2022 году.
В соответствии с информацией ООО «ЭКОГРАД-Н», размещенной для жителей ..., с ... региональный оператор осуществляет вывоз ТКО на территории ... контейнерным способом. Для жителей населенного пункта, на территории ..., расположены 5 контейнерных площадок, предназначенных для сбора ТКО. Данные контейнерные площадки являются общедоступными и предназначены для обслуживания неограниченного круга лиц.
При таких обстоятельствах, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной КалинН.й Н.В. в спорный период с 2018 года до установления площадки для сбора ТКО, только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона и пунктов 9, 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 17 приложение N 1) установлено требование к качеству коммунальных услуг в виде обеспечения своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Доводы ответной стороны о том, что в отсутствие места накопления ТКО, предназначенного для жильцов, собственник Каллиникова Н.В. складировала отходы в иных местах, а именно на пересечении ... и ..., для дальнейшего их вывоза ООО «ЭКОГРАД-Н», суд признает несостоятельными, услуга регионального оператора по обращению с ТКО считается предоставленной формально, поскольку ответчик не представил доказательства фактического оказания услуги по вывозу ТКО с указанием места накопления в соответствии с реестром и территориальной схемой накопления ТКО (в которую входит адрес истца), маршрутные листы мусоровозов.
Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
При указанных фактических обстоятельствах дела, суд приходит к выводу, что поскольку предоставление коммунальной услуги не было обеспечено и без использования соответствующих площадок, оснований для начисления ООО «ЭКОГРАД-Н» КалинН.й Н.В. задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО за период с ... по ноябрь 2021 в размере 20 016,72 рублей не имелось, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление КалинН.й Н. В. к ООО «Экоград-Н», третье лицо Администрация Большелогского сельского поселения об отмене начисленной задолженности – удовлетворить.
Обязать ООО «ЭКОГРАД-Н» исключить КалинН.й Н. В. начисленную задолженность по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО по адресу: ..., за период с ... по ноябрь 2021 в размере 20 016,72 рублей.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком путем подачи заявления об отмене заочного решения в Аксайский районный суд Ростовской области в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2024 года.
Председательствующий М.В.Чимидов