Дело № 2-264/2023
УИД №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Омская область р.п. Москаленки 04 мая 2023 года
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Барабанова А.Н.,
при секретаре Руденко О.В.,
с участием помощника прокурора Москаленского района Омской области Жунусова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Москаленского района в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ильичевская СОШ», управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области об обязании в трехмесячный срок со дня получения бюджетных средств от учредителя провести работы по проведению технического обследования здания образовательного учреждения и обязании управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области обеспечить финансирование вышеназванного мероприятия в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Москаленского района Омской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБОУ «Ильичевская СОШ», управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области, в котором просит суд обязать МБОУ «Ильичевская СОШ» в трехмесячный срок со дня получения бюджетных средств от учредителя провести работы по проведению технического обследования здания МБОУ «Ильичевская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>; обязать Управление образования администрации Москаленского муниципального района обеспечить финансирование вышеназванных мероприятий в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Москаленского района проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в деятельности образовательного учреждения, в результате которой выявлены следующий нарушения, выразившиеся в том, что образовательным учреждением осуществляется деятельность в здании ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенном по вышеуказанному адресу, которое принадлежит на праве собственности администрации Москаленского муниципального района Омской области и на основании Распоряжения главы Москаленского района от ДД.ММ.ГГГГ № было передано образовательной организации в оперативное управление. При этом, техническое обследование эксплуатируемого здания, в установленном требованиями законодательства порядке силами специализированной организации не проводилось, что может привести к ухудшению состояния муниципального имущества, а также к его повреждению и уничтожению и как следствие угрожает жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и персонала образовательного учреждения. В связи с чем, в адрес директора образовательного учреждения прокуратурой района было направлено представление об устранении выявленных нарушений, однако действенные меры, направленные на устранение нарушений не приняты, вследствие чего исполняющий обязанности прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Омской области Жунусов М.М. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив суду, что нарушения на момент рассмотрения дела не устранены, в связи с чем просит удовлетворить заявленные требования.
Представители ответчиков МБОУ «Ильичевская СОШ» и управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены о месте и времени слушания дела, ходатайств об отложении дела, а равно как и заявлений о рассмотрении дела без их участия суду не представили.
Судом с учетом мнения представителя прокурора Москаленского района определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В соответствии с п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь, здоровье и охрану обучающихся, работников образовательной организации, за невыполнение или ненадлежащее выполнение которых, а также реализацию не в полном объеме образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В частях 7, 8 ст. 55.24 ГрК РФ раскрываются понятия эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий, а также технического обслуживания и текущего ремонта зданий, сооружений.
В частности, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно ч. 9 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Статьей 55.25 ГрК РФ установлено, что лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Согласно Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (ВСН 58-88 (р)), техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно п. 3.4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 319372011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст (далее – ГОСТ 31937-2011), обследование технического состояния здания (сооружения) – комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Нормативное техническое состояние – категория технического состояния, при котором количественные и качественные значения параметров всех критериев оценки технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, включая состояние грунтов основания, соответствуют установленным в проектной документации значениям с учетом пределов их изменения (п. 3.10 ГОСТ 31937-2011).
ГОСТ 31937-2011 распространяется, в том числе на проведение работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.
Согласно п. 4.1 ГОСТ 319372011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
На основании п. 4.3 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.
Кроме того, в силу п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания.
В п. 4.9 ГОСТ 31937-2011 установлено, что заключения по итогам проведенного обследования технического состояния зданий и сооружений или этапа их мониторинга подписывают непосредственно исполнители работ, руководители их подразделений и утверждают руководители организаций, проводивших обследование или этап мониторинга.
В соответствии с п. 5.1.3 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия и др.
На основании результатов обследования технического состояния зданий и поверочных расчетов проводится оценка категорий технического состояния несущих конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание (п. 5.1.5 ГОСТ 31937-2011).
Для конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, находящихся в нормативном техническом состоянии и работоспособном состоянии, эксплуатация при фактических нагрузках и воздействиях возможна без ограничений. Эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается.
В силу п. 5.1.7 ГОСТ 31937-2011 обследование технического состояния зданий (сооружений) должно проводиться в три этапа: 1) подготовка к проведению обследования; 2) предварительное (визуальное) обследование; 3) детальное (инструментальное) обследование.
При сокращении заказчиком объемов обследования, снижающем достоверность заключения о техническом состоянии объекта, заказчик сам несет ответственность за низкую достоверность результата обследования.
По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (п. 5.1.19 указанного ГОСТ).
Таким образом, законодательно установлена обязанность проведения не реже 1 раза в 10 лет обследования технического состояния зданий и сооружений, специализированными организациями, с целью оценки на основании результатов проведенного обследования категорий технического состояния несущих конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание.
Из материалов дела следует и судом установлено, что МБОУ «Ильичевская СОШ» осуществляет деятельность в здании 1974 года постройки, расположенном по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности администрации Москаленского муниципального района Омской области и на основании Распоряжения главы Москаленского района от ДД.ММ.ГГГГ № было передано образовательной организации в оперативное управление.
При этом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства техническое обследование эксплуатируемого здания в установленном законом порядке силами специализированной организации не проводилось, что может привести к ухудшению состояния муниципального имущества, а также к его повреждению.
ДД.ММ.ГГГГ по факту допущения выявленных нарушений прокурором района в адрес директора образовательного учреждения внесено представление (л.д. 6-7). Однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений не приняты (л.д. 10,11).
Таким образом, МБОУ «Ильичевская СОШ» допустило нарушение требований законодательства об образовании, о безопасности зданий и сооружений и градостроительного законодательства.
При этом, доказательств обратного об устранении выявленного нарушения ответчиками суду в порядке статьи 56 ГПК РФ не представлено.
С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, а выявленные нарушения создают угрозу для их жизни и здоровья.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос об установлении срока исполнения решения суда, исходя из бюджета управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области, суд считает, что указанный прокурором срок для выполнения ответчиками всего комплекса мероприятий, направленных на устранение вышеуказанных нарушений с учетом их характера, а именно для Управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области – не позднее ДД.ММ.ГГГГ и трехмесячный срок для образовательного учреждения со дня получения бюджетных средств от учредителя является достаточным, разумным и позволяющим обеспечить организацию проведения работ по устранению нарушений.
Вместе с тем, суд полагает возможным отметить, что ответчики не лишены возможности обращения в суд в порядке ст.ст. 203 и 434 ГПК РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда при наличии к тому уважительных обстоятельств.
Применение отсрочки исполнения решения суда допустимо после вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно ГПК РФ, она подлежит взысканию с ответчиков.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ судебные издержки в виде государственной пошлины взысканию с управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области не подлежат.
При решении вопроса о взыскании судебных издержек в виде государственной пошлины с образовательного учреждения, суд исходит из того, что на основании п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что МБОУ «Ильичевская СОШ» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом образовательного учреждения, при этом, согласно Уставу, учредителем данного юридического лица является администрация Москаленского муниципального района Омской области, чьи полномочия от имени учредителя осуществляет управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области. Учреждение является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании субсидий (л.д. 16-24).
Учитывая имущественное положение ответчика, являющегося муниципальным учреждением, учредителем которого является администрация Москаленского муниципального района Омской области, в бюджет которого администрируется госпошлина при её взыскании, суд полагает возможным освободить МБОУ «Ильичевская СОШ» в полном объёме от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования исполняющего прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская СОШ» в трехмесячный срок со дня получения бюджетных средств от учредителя провести работы по проведению технического обследования здания муниципального бюджетного образовательного учреждения по адресу: <адрес>.
Обязать Управление образования администрации Москаленского муниципального района обеспечить финансирование вышеназванных мероприятий в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись А.Н. Барабанов
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ______________________ Секретарь судебного заседания Руденко О.В. ДД.ММ.ГГГГ. |