Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2024 года город Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Казариной Н.А., при секретаре Дроздовой СВ.,
с участием помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Метелина И.Е., представителя ответчика администрации Слюдянского городского поселения Абдрахмановой С.А., действующей по доверенности от "ДАТА", представителя третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Управление Коммунальными Системами» Вершинского Е.А., действующего по доверенности от "ДАТА",
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-184/2024 по иску прокурора Слюдянского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Слюдянского городского поселения о возложении обязанности организовать проведение ремонтных работ тепловых сетей, сетей теплоснабжения и водоотведения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Слюдянского района Иркутской области обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что прокуратурой района по результатам проведенного анализа состояния законности и мониторинга исполнения мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2023-2024 гг. выявлены нарушения в деятельности администрации Слюдянского городского поселения.
В соответствии с п. 3, п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 №96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Во взаимосвязи с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является, в том числе и приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 10 Закона № 416-ФЗ).
По смыслу совокупности требований п.п. 1, 3 и 4 ч.1 ст. 14, п.п. 1,5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, п.п. 5, 6 ч. ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ, администрация поселения, как собственник объектов водоотведения, отнесенных к муниципальной собственности, несет бремя их содержания, реализуя гарантированные законом вопросы местного значения поселения, а также обязана организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание, надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоотведение, в том числе путем обеспечения надлежащего уровня финансирования, утверждения технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласования инвестиционных программ.
Реализация на своей территории вопросов местного значения поселения является собственными расходами муниципального образования. При этом, каждое муниципальное образование в силу требований Бюджетного кодекса РФ вправе использовать не только собственные средства, но и привлеченные в установленном законом порядке федеральные и/или областные бюджетные средства в своих интересах.
Содержание объектов муниципальной собственности в соответствии с совокупностью требований ст.ст. 6, 15, 65, 86 и 87 Бюджетного кодекса РФ является расходным обязательством муниципального образования.
Полномочия распорядителя бюджетных средств определены в ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, к числу которых, в том числе, относятся полномочия по осуществлению планирования расходов, распределение бюджетных ассигнований и исполнение бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Согласно пп. «в», пп. «д» п. 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1, качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам (бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: не более 8 часов (суммарно) в течение месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
На основании концессионного соглашения от "ДАТА" № *** администрацией Слюдянского городского поселения ООО «Управление коммунальными системами»переданы в эксплуатацию объекты централизованной системы холодного водоснабжения, расположенные на территории Слюдянского городского поселения, общая протяженность которых 34,6 км, из них ветхих - 20,403 км, фактический износ которых по сведениям администрации Слюдянского городского поселения составляет 86%.
Так, наиболее «аварийными» участками сетей водоснабжения, среди прочих, являются:
- участок сетей теплоснабжения по: ул. Фрунзе, 7, пер. Волгоградский, 2, 4, г. Слюдянка - протяженностью 144 м.п.;
- участок сетей водоотведения по: ул. Фрунзе, 7, пер. Волгоградский, 2, 4, г. Слюдянка - протяженностью 149 м.п.;
- участок тепловых сетей по ул. Бабушкина от котельной «Центральная» до тепловой камеры № 5 г. Слюдянки Иркутской области, протяженностью 336 м.п.
Пунктами 1,4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ).
Подпунктом «г» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абз. 1 ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ).
Таким образом, со стороны администрации Слюдянского городского поселения мероприятия, направленные на обеспечение безопасности сетей холодного водоснабжения, на предотвращение возникновение аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в полном объеме не организованы, вопрос реконструкции всей протяженности сети холодного водоснабжения не решен.
Вследствие изложенного не обеспечивается соблюдение предусмотренных МДК 3-02.2001 правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, что свидетельствует об угрозе нарушения прав неопределенного круга лиц, пользующихся услугой холодного водоснабжения, в случае возникновения аварийных ситуаций, на получение качественных коммунальных услуг.
Неисполнение требований федерального законодательства в указанной части влечет нарушение интересов неопределённого круга лиц на решение приведенных выше вопросов местного значения и ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст 130, 132 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством о местном самоуправлении, законодательством о теплоснабжении и водоснабжении.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просит возложить на администрацию Слюдянского городского поселения обязанность в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение ремонтных работ на следующих участках:
1) сетей теплоснабжения по: ул. Фрунзе, 7, пер. Волгоградский, 2, 4, г. Слюдянка - протяженностью 144 м.п., в том числе: D159 мм - 80 м.п., D108 мм - 33 м.п., D57 мм -31 м.п., материал труб - стальные;
2) сетей водоотведения по: ул. Фрунзе, 7, пер. Волгоградский, 2, 4 г. Слюдянка - протяженностью 149 м.п., в том числе: D150 мм - 117 м.п., D100 мм - 32 м.п., материал труб - полиэтиленовые;
3) тепловых сетей по ул. Бабушкина от котельной «Центральная» до тепловой камеры № 5 г. Слюдянки Иркутской области, протяженностью 336 м.п., D426MM, D200 мм (паропровод), материал труб стальные.
В судебном заседании помощник прокурора Слюдянского района Иркутской области Метелин И.Е. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Слюдянского городского поселения по доверенности Абдрахманова С.А. в судебном заседании уточненные исковые требования признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление. Просила принять признание иска и вынести решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173, 220-221 ГПК Российской Федерации разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Управление Коммунальными Системами» Вершинский Е.А. указала, что ООО «УКС» требования прокурора поддерживает, против удовлетворения иска не возражают..
Выслушав помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Метелина И.Е., представителя ответчика администрации Слюдянского городского поселения Абдрахманову С.А., представителя третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Управление Коммунальными Системами» Вершинского Е.А., суд приходит к выводу о принятии признания иска ответчиком и вынесении решения об удовлетворении уточненных исковых требований.
В силу статьи 39 (части 1 и 2), ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что в данном случае возможно принятие признания ответчиком иска с вынесением решения об удовлетворении исковых требований, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ч.4.1. ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Слюдянского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Слюдянского городского поселения о возложении обязанности организовать проведение ремонтных работ тепловых сетей, сетей теплоснабжения и водоотведения, удовлетворить.
Возложить на администрацию Слюдянского городского поселения (ИНН № ***) обязанность в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение ремонтных работ на следующих участках:
1) сетей теплоснабжения по: ул. Фрунзе, 7, пер. Волгоградский, 2, 4, г. Слюдянка - протяженностью 144 м.п., в том числе: D159 мм - 80 м.п., D108 мм - 33 м.п., D57 мм -31 м.п., материал труб - стальные;
2) сетей водоотведения по: ул. Фрунзе, 7, пер. Волгоградский, 2, 4 г. Слюдянка - протяженностью 149 м.п., в том числе: D150 мм - 117 м.п., D100 мм - 32 м.п., материал труб - полиэтиленовые;
3) тепловых сетей по ул. Бабушкина от котельной «Центральная» до тепловой камеры № 5 г. Слюдянки Иркутской области, протяженностью 336 м.п., D426MM, D200 мм (паропровод), материал труб стальные.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.А. Казарина
Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2024 г.