Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-513/2023 ~ М-254/2023 от 27.02.2023

2-513/2023

24RS0018-01-2023-000321-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2023 года                                  г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Петуховой М.В., с участием

представителя истца КГКУ «УСЗН» ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика Хисаметдиновой И.А.,

при секретаре Суровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Хисаметдиновой И. А. о взыскании излишне выплаченных сумм,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Управление социальной защиты населения» обратилось в суд с иском к Хисаметдиновой И.А., в котором просит взыскать незаконно полученную сумму государственной помощи на основании социального контракта в размере 276761 рубль за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 5968 рублей.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Хисаметдинова И.А. (далее - ответчик) обратилась в территориальное отделение краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» по ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края (далее - ТО КГКУ «УСЗН») с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности). Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан». Решением ТО КГКУ «УСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ ответчику была назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, направленной на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Согласно справке ИФНС ответчик с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, то есть являлась самозанятой. С ответчиком заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Согласно социальному контракту ответчику предоставлена единовременная денежная выплата в размере 276 761 рубль на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, а именно, на оказание услуг по участию в электронных торгах, а также юридических услуг в том числе: на приобретение оборудования для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 196907 рублей; на приобретение материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 21102 рубля; на исполнение имущественных обязательств на праве аренды (за нежилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. <адрес> <адрес>, пос. 2 (ТЦ Меркурий) в размере 31952 рубля; на прохождение профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (стоимость двух курсов обучения: в НОНО «ИГТО» - 12900 руб., в ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности» - 13 900 руб.). В соответствии с разделом 4 социального контракта получатель обязался: пройти в период действия социального контракта профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование; расходовать государственную помощь, полученную в объеме и на цели, указанные в разделе 2 социального контракта; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе Получателя), а также в случае выявления Факта нецелевого использования Получателем денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта; предоставлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным в ТО КГКУ «УСЗН» лично, посредством почтового отправления либо направления в электронной форме на официальный адрес электронной почты Управления отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению к социальному контракту; добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные Получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течение 30 дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи. Учитывая, что срок действия социального контракта заканчивался ДД.ММ.ГГГГ, а ответчик полностью не отчиталась за выполнение мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (в том числе за обучение), специалисты ТО КГКУ «УСЗН» пытались связаться с Хисаметдиновой И.А. с целью получения дипломов об обучении, на телефонные звонки она не отвечала, по месту аренды нежилого помещения ее офис был закрыт, съехала, не предупредив ТО КГКУ «УСЗН», по месту жительства ее не было, не проживала там фактически. На электронную почту ДД.ММ.ГГГГ ей было направлено письмо с просьбой срочно направить дипломы/удостоверения об обучении. ДД.ММ.ГГГГ ответчик на адрес электронной почты направила протокол заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ с ЧОУ ДПО «УЦ Академия Безопасности» по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заявления от ответчика о продлении срока действия социального контракта не поступало. По второму курсу обучения в НАНО «НПО» ответчик так и не отчиталась, диплом либо удостоверение о прохождении профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в ТО КГКУ «УСЗН» не представила, на связь больше не выходила, на телефонные звонки не отвечала. Специалисты ТО КГКУ «УСЗН» ДД.ММ.ГГГГ звонили в учебный центр НАНО «НПО» (<адрес>), где ответчик проходила обучение (второй учебный курс) с целью выяснить, когда будет направлено ответчику удостоверение о прохождении обучения. Сотрудник учебного центра пояснила, что обучение завершено, Хисаметдинова И.А. не сдала итоговую аттестацию, соответственно удостоверение ей не было выдано. Повторной сдачи не предполагается. В связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ от ответчика не поступил в ТО КГКУ «УСЗН» отчет о выполнении мероприятия по прохождению дополнительного профессионального образования ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке на основании подпункта 5 пункта 35 Порядка. В адрес ответчика направлены уведомления о расторжении социального контракта и о возврате полученных денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.

В судебном заседании представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» ФИО3 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Хисаметдинова И.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, представила письменные возражения, в которых указала, что в апреле 2022 года к заявлению о назначении государственной социальной помощи она прилагала копию договора <адрес> оказания платных образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому срок обучения составляет 7 месяцев, зачисление слушателя проводится после оплаты за обучение. Деньги по социальному контракту она получила в последних числах мая, оплату произвела в июне, срок обучения соответственно закачивался в январе 2023 г. УСЗН ей было одобрено обучение именно по данному договору, именно с таким сроком. При обращении за социальной помощью она указывала адрес арендуемого помещения: <адрес>, где арендовала помещение. Впоследствии она нашла более дешевое помещение по адресу: <адрес> переехала туда. Именно туда в ноябре 2022 года к ней приходили с проверкой две сотрудницы УСЗН, проверили наличие оборудования и сказали ей, что дипломы об образовании у нее должны быть до окончания контракта, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Порекомендовали каким-нибудь образом договориться с учебным заведением. Она с учебным заведением созвонилась и ей пояснили, что сокращение сроков обучения невозможно. По второму обучению ДД.ММ.ГГГГ она направила в адрес УСЗН протокол заседания экзаменационной комиссии о том, что она прошла обучение и сдала экзамен. Срок действия контракта на тот момент еще не закончился, удостоверение ей было выдано ДД.ММ.ГГГГ, в учебном заведении ей объяснили, что все удостоверения выписываются одним числом для всех слушателей, раз в месяц. Поэтому она считает, что не нарушила условия контракта, прошла обучение в те сроки, которые были предусмотрены договорами и именно по тем договорам, которые ей одобрили при выдаче социального контракта. Дополнительно пояснила, что после истечения срока контракта ей сказали, что дополнительно никаких документов у неё не примут.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственная социальная помощь на основании социального контракта производится за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых должно отвечать принципу эффективности необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Частями 1, 7 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» утвержден Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (Приложение № 11) (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 года № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».

Согласно подпункту 2 пункта 7 Порядка уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Пунктом 28 Порядка установлено, что получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению № 2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 34 Порядка).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления ряда обстоятельств, в том числе непредставления получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абзацем первым пункта 28 Порядка.

Согласно пункту 37 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.

В соответствии с пунктом 39 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Хисаметдинова И.А. обратилась в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» в г. Зеленогорске с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором просила назначить ей государственную социальную помощь на основании социального контракта при возникшей трудной жизненной ситуации, преодоление которой может быть осуществлено в результате реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

При этом заявителем представлено резюме проекта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, с описанием планируемых расходных обязательств в период срока действия социального контракта, с приложением документов на 20 листах, подтверждающих, в том числе обучение по программе «44-ФЗ, 223-ФЗ» в ЧОУ ДПО «Академия Безопасности» и по программе «Ипотечный брокер» в НАНО «ИПО».

Согласно решению КГКУ «УСЗН» от ДД.ММ.ГГГГ Хисаметдиновой И.А. назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта.

ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «УСЗН» и Хисаметдиновой И.А. был заключен социальный контракт на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Хисаметдиновой И.А. назначена единовременная денежная выплата в размере 276761 рубль на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности: на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, исполнение обязательств по оплате аренды в общей сумме 249961 рубль (в НОНО «ИПО» - 12900 рублей, в ЧОУ ДПО «УЦ «Академия Безопасности» - 13900 рублей).

ДД.ММ.ГГГГ Хисаметдиновой И.А. была перечислена единовременная денежная выплата в размере 276761 рубль.

ДД.ММ.ГГГГ Хисаметдиновой И.А. была произведена оплата за обучение в НАНО «ИПО» в размере 12900 рублей.

    Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Хисаметдиновой И.А. были представлены в КГКУ «УСЗН» отчеты, подтверждающие приобретение оборудования на сумму 201752 рубля, материально-производственных запасов на сумму 21400,26 рублей, оплату арендной платы на сумму 31952 рубля, оплату за обучение в сумме 27900 рублей, а всего на общую сумму 283004,26 рублей, включая собственные средства ответчика в сумме 6243,26 рублей.

Представленными справками о доходах ответчика подтверждается увеличение доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход, что свидетельствует об изменении материального положения ответчика по окончании срока действия социального контракта, преодолении ответчиком трудной жизненной ситуации, то есть об эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Из переписки посредством электронной почты между специалистом КГКУ «УСЗН» ФИО4 и Хисаметдиновой И.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик представила протокол заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ из ЧОУ ДПО «УЦ Академия Безопасности» по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заявления от ответчика о продлении срока действия социального контракта не поступало.

По обучению в НАНО «НПО» ответчик Хисаметдинова И.А. не отчиталась, диплом либо удостоверение о прохождении профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в КГКУ «УСЗН» в течение срока действия социального контракта не представила.

ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» принято решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении с Хисаметдиновой И.А. социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредставлением получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации; невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в полном объеме, в установленные сроки.

В тот же день ТО КГКУ «УСЗН» было направлено уведомление Хисаметдиновой И.А. о расторжении социального контракта и возврате денежных средств.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в соответствии с пунктом 39 Порядка, подпунктами 10, 17 пункта 4.1 социального контракта ответчик обязан:

     - возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе получателя), а также в случае выявления факта нецелевого использования получателем денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта;

- добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ему (его семье) государственной помощи), в течение 30 дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи.

Между тем, как следует из объяснений ответчика Хисаметдиновой И.А. и представленных ею документов, направленных ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом в адрес КГКУ «УСЗН», ДД.ММ.ГГГГ между НАНО «Институт профессионального образования» и Хисаметдиновой И.А. был заключен договор на предоставление образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе «Ипотечный брокер» в объеме 532 часа, срок обучения в соответствии с программой составляет 7 месяцев с даты зачисления слушателя. При этом зачисление слушателя проводится после полной оплаты слушателем за обучение в сумме 12900 рублей.

Дипломом о профессиональной переподготовке и сертификатом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается прохождение Хисаметдиновой И.А. профессиональной переподготовки в НАНО «Институт профессионального образования» по программе «Ипотечный брокер» в объеме 532 часа и присвоение квалификации «Специалист по ипотечным кредитам».

Доводы истца о нецелевом использовании ответчиком Хисаметдиновой И.А. денежных средств основаны на ошибочном толковании норм права и не соответствуют обстоятельствам дела.

Однако судом достоверно установлено, что все предоставленные Хисаметдиновой И.А. по социальному контракту денежные средства использованы получателем строго по целевому назначению - на выполнение мероприятий программы социальной адаптации.

Несвоевременное исполнение ответчиком обязанностей по социальному контракту, в том числе нарушение срока представления отчета, при недоказанности нецелевого использования денежных средств по смыслу закона не может являться основанием для возврата полученной государственной помощи.

Также истцом не доказан факт осуществления Хисаметдиновой И.А. гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (статья 10 ГК РФ), в том числе факт представления ответчиком документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытия данных или несвоевременного извещения об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания назначенной ей государственной помощи.

В данном конкретном случае, учитывая, что в соответствии с образовательной программой и условиями договора на предоставление образовательных услуг Хисаметдинова И.А., получив от истца денежные средства только в июне 2022 года, по объективным причинам не имела возможности закончить обучение и представить КГКУ «УСЗН» документы, подтверждающие получение образования, ранее января 2023 года.

Таким образом, судом установлено, что у Хисаметдиновой И.А. имелись уважительные причины, препятствовавшие выполнению обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по обучению в пределах срока действия социального контракта, являющиеся непреодолимыми, в связи с которыми ответчик оказалась неспособной надлежаще исполнить принятые при заключении социального контракта обязательства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что предельный срок заключения социального контракта предусмотрен подпунктом 2 пункта 7 Порядка до 12 месяцев, социальный контракт мог быть продлен его сторонами, а при разумной степени заботливости и осмотрительности специалистов КГКУ «УСЗН» должен был быть заключен с учетом срока обучения, предусмотренного образовательной программой.

Судом отклоняются доводы истца о том, что ответчиком не была представлена полная информация о планируемом обучении. Так, истцом не оспаривается, что в их распоряжении до заключения социального контракта находился учебный план НАНО «Институт профессионального образования» по программе «Ипотечный брокер», согласно которому срок обучения составляет 532 часа. В случае недостаточности представленной заявителем по собственной инициативе информации КГКУ «УСЗН» не лишено было возможности направить межведомственный запрос о предоставлении документов (содержащейся в них информации) в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ, о чем указано в пункте 18 Порядка.

На момент обращения Хисаметдиновой И.А. в ТО КГКУ «УСЗН» и получения ею государственной социальной поддержки истец располагал всеми необходимыми сведениями, которые могли быть им проверены, истребованы дополнительные документы, в связи с чем в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ истребуемые денежные средства не являются неосновательным обогащением, подлежащим возмещению.

В силу установленных судом обстоятельств использования Хисаметдиновой И.А. денежных средств, представленных ей по социальному контракту, в целях осуществления предпринимательской деятельности, то есть на цели, предусмотренные социальным контрактом, и отсутствия доказательств её недобросовестности при использовании денежных средств, представленных ей на условиях социального контракта, а также сокрытия ею сведений, влияющих на право получения государственной социальной помощи, учитывая пояснения ответчика о добросовестном заблуждении относительно порядка исполнения условий контракта после истечения срока его действия, исковые требования признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Хисаметдиновой И. А. о взыскании излишне выплаченных сумм отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

         Судья                                       М.В. Петухова

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 года.

2-513/2023 ~ М-254/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения"
Ответчики
Хисаметдинова Ирина Александровна
Другие
Архипова Татьяна Владимировна
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Петухова М.В.
Дело на странице суда
zelen--krk.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2023Передача материалов судье
27.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.04.2023Предварительное судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2023Дело оформлено
15.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее