Дело № 12-6/2024
УИД 32MS0058-01-2023-003142-80
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
29 февраля 2024 года г. Унеча
Судья Унечского районного суда Брянской области (ул. Иванова, д. 9, г. Унеча, Брянская область, 243300) Клименко В.И.
с участием:
помощника прокурора Унечского района Брянской области Рязанова Д.А.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Земляникина А.С.,
рассмотрев жалобу
Земляникина А С, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного по месту жительства и фактически проживающего в <адрес>, ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, благоустройства и экологии администрации Унечского района Брянской области,
на постановление мирового судьи судебного участка № 58 Унечского судебного района Брянской области от 12 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 58 Унечского судебного района Брянской области от 12 декабря 2023 года ведущий специалист отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, благоустройства и экологии администрации Унечского района Брянской области Земляникин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Земляникин А.С. обратился в Унечский районный суд с жалобой на данное постановление, считая его незаконным, ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, в обоснование своей позиции ссылается на то, что он не является должностным лицом по смыслу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, так какие-либо организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции он не выполняет, не наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, в связи с исполнением обязанностей по осуществлению муниципального контроля за сохранностью муниципальных дорог, обеспечению безопасности дорожного движения, исполнению иных полномочий в области использования автомобильных дорог. По мнению заявителя жалобы в постановлении не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а именно, событие административного правонарушения, к которым относятся время и место совершения правонарушения.
В письменных возражениях помощник прокурора Унечского района Брянской области относительно удовлетворения жалобы Земляникина А.С. возражал, полагая постановление мирового судьи законным и обоснованным. По мнению помощника прокурора Рязанова Д.А., место и время совершения правонарушения подтверждены необходимыми и достаточными доказательствами, ведущий специалист отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, благоустройства и экологии администрации Унечского района Брянской области Земляникин А.С. является надлежащим субъектом данного правонарушения, исходя из его должностных обязанностей, наделении его полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Брянской области от 15 июня 2007 года № 88-З, то есть обладает признаками должностного лица, указанными в приложении к ст. 2.4 КоАП РФ. Земляникин А.С. при исполнении должностных обязанностей не принял должных мер к соблюдению безопасности дорожного движения, что было установлено в ходе проверки 9 ноября 2023 года, поэтому обоснованно признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Заслушав Земляникина А.С., помощника прокурора Унечского района Рязанова Д.А., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, допросив в качестве свидетеля заместителя главы администрации Унечского района Дуда В.А., изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно постановлению прокурора Унечского района о возбуждении производства по делу об административном правонарушении при проведении прокуратурой совместно с должностным лицом отделения ГИБДД МО МВД России «Унечский» соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Унечского района Брянской области выявлены нарушения требований п.6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 и СНИП 23-05-95, а именно:
– на ул.Дачной (в районе д.23) г. Унеча - на нерегулируемом пешеходном переходе освещенность составляет 1.14 лк., на ул. Дачной (в районе д.42) г. Унеча - на нерегулируемом пешеходном переходе освещенность составляет 2.20 лк, в нарушение п.6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017,
- на ул. Танкистов (на участке от пресечения с ул. Речной до пересечения с ул. Крупской) г. Унеча, на ул. Дачной на участке от пересечения с ул. 9 Мая до пересечения ул. Твардовского) г. Унеча стационарное уличное освещение отсутствует, в нарушение п.6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007.
В соответствии с должностной инструкцией ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, благоустройства и экологии администрации Унечского района Брянской области на Земляникина А.С. возложены обязанности по осуществлению муниципального контроля за сохранностью муниципальных дорог в границах Унечского района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, исполнение иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Из постановления следует, что указанные нарушения обязательных требований ГОСТ и СНИП произошли ввиду ненадлежащего исполнения названных должностных обязанностей Земляникиным А.С., поэтому в отношении него прокурором возбуждено производство по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Мировым судьей по результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Таким образом, субъектами данного правонарушения являются должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к указанной статье предусмотрено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Признавая ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, благоустройства и экологии администрации Унечского района Брянской области Земляникина А.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил из того, что Земляникин А.С., являясь должностным лицом, осуществляющим муниципальный контроль за сохранностью муниципальных дорог в границах Унечского района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, исполнение иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, допустил при осуществлении администрацией Унечского района дорожной деятельности нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в отсутствии необходимого уровня освещенности на улице Дачной в г. Унеча, на нерегулируемых пешеходных переходах, отсутствии стационарного уличного освещения на улицах Дачной и Танкистов в г. Унеча.
Вместе с тем, данный вывод материалами дела, в том числе копиями должностной инструкции, распоряжения главы администрации Унечского района о распределении обязанностей между главой администрации, его заместителями, управляющим делами (с приложением), не подтверждается.
Из указанных документов не следует, что Земляникин А.С., состоя в должности ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, благоустройства и экологии администрации Унечского района Брянской области, выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
В данном случае не может рассматриваться в качестве обстоятельства, подтверждающего его статус как должностного лица, наделение ведущего специалиста отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, благоустройства и экологии администрации Унечского района Брянской области полномочиями в соответствии с решением Унечского районного совета народных депутатов от 25 февраля 2021 года № 61/2 составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Брянской области от 15 июня 2007 года №88-З, поскольку эти полномочия не распространяются на правоотношения в области безопасности дорожного движения (уполномочен составлять протоколы по ст. 13.4 Закона «Размещение транспортных средств, разукомплектованных (неисправных) транспортных средств вне специально отведенных для этих целей мест, а также на территориях парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок, газонов и других объектов с зелеными насаждениями», ст. 15 «Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов»). Возложение должностной инструкцией на Земляникина А.С. обязанностей по осуществлению муниципального контроля за сохранностью муниципальных дорог в границах Унечского района, обеспечение безопасности дорожного движения не свидетельствует о предоставлении ему полномочий должностного лица в смысле примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, поскольку правом принятия каких-либо распорядительных, обязательных к исполнению актов в рамках муниципального контроля он не наделен, что подтверждается Положением о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории Унечского муниципального района, утвержденному решением Унечского районного совета народных депутатов от 03.12.2021 года.
Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения жалобы подтверждены свидетелем Дуда В.А., состоящим в должности заместителя главы администрации Унечского района (по вопросам строительства, архитектуры, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства и экологии, контрактной системы в сфере закупок).
Поскольку ведущий специалист отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, благоустройства и экологии администрации Унечского района Брянской области Земляникин А.С. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, состав административного правонарушения отсутствует.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство по делу – прекращению по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь на основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6.-30.8. КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 58 Унечского судебного района Брянской области от 13 декабря 2023 года, которым ведущий специалист отдела жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, благоустройства и экологии администрации Унечского района Брянской области Земляникин А С признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья В.И. Клименко