Судья Полузерова С.В. |
№21-134/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
28 мая 2020 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива рыболовецкий колхоз «Помор» на постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в городе Беломорске Республики Карелия Службы в городе Архангельске Пограничного управления Федеральной Службы безопасности России по западному арктическому району от 09 сентября 2019 г. и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 17 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица пограничного поста в г.Беломорске РК Службы в г.Архангельске Пограничного управления по западному арктическому району ФСБ России от 09 сентября 2019 г. СПК РК «Помор» подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.
Решением судьи Беломорского районного суда РК от 17 февраля 2020 г., принятым по результатам разрешения жалобы привлекаемого к ответственности лица, постановление по делу об административном правонарушении изменено путем исключения из него указания на наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства и снижения размера административного штрафа до 100 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник СПК РК «Помор» фио1 просит отменить акты субъектов административной юрисдикции и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью состава инкриминируемого противоправного деяния, мотивируя свои доводы отсутствием в сложившейся ситуации умысла на совершение выявленного правонарушения и недопустимостью положенного в основу обвинения акта осмотра судна.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу требований ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2 ст.8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением предусмотренных ч.2 ст.8.17 настоящего Кодекса случаев.
Исходя из подп.13 п.1 ст.25 Кодекса торгового мореплавания РФ, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением судов, указанных в п.1 ст.27 названного Кодекса, должны иметь судовые документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.43.1 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В силу п.12 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 №414, капитан судна (за исключением граждан, осуществляющих любительское и спортивное рыболовство) должен иметь при себе либо на борту судна, в числе прочего, свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) для судна, выданное в определяемом Минсельхозом России порядке.
Приложением №2 к приказу Минсельхоза России от 28.04.2015 №166 утвержден Порядок выдачи рыболовному судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства, в силу требований п.12 которого временное свидетельство об управлении безопасностью должно выдаваться уполномоченной организацией на период, не превышающий 6 месяцев.
Исходя из пп.10, п.11 Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2008 №775 (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого деяния), наличие документов, подтверждающих соответствие судна требованиям Международного кодекса об управлении безопасностью, в том числе свидетельства об управлении безопасностью, является условием получения пользователем водных биологических ресурсов разрешения на их добычу (согласно внесенным в названные Правила на основании постановления Правительства РФ от 23.02.2019 №190 изменениям данное правило не применялось до 01 января 2020 г. в отношении маломерных судов, не подлежащих государственной регистрации, длина которых не превышает 12 м).
Согласно установленным по делу обстоятельствам СПК РК «Помор» принадлежит рыболовное судно «Сорока» СП-4409, 2001 года постройки (согласно содержащейся в судовом билете информации наибольшая его длина составляет 17,6 м), на которое выдано временное свидетельство об управлении безопасностью сроком действия с 21 ноября 2018 г. по 20 мая 2019 г.
В ходе проведения проверяющим лицом 08 августа 2019 г. контрольного мероприятия выявлен факт отсутствия у СПК РК «Помор» действующего свидетельства об управлении безопасностью (СвУБ) упомянутого выше судна, используемого юридическим лицом для осуществления промышленного рыболовства (добыча (вылов) водных биологических ресурсов на основании разрешения № от 10 июля 2019 г.).
В связи с установленными нарушениями требований ч.4 ст.43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п.12 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна на основании постановления должностного лица пограничного поста в г.Беломорске РК Службы в г.Архангельске Пограничного управления по западному арктическому району ФСБ России от 09 сентября 2019 г.
СПК РК «Помор» было признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, которое по результатам судебного пересмотра по существу оставлено без изменения.
Выводы субъектов административной юрисдикции о наличии в рассматриваемом случае события и квалифицирующих признаков состава выявленного правонарушения основаны на фактических обстоятельствах и собранных по делу доказательствах.
Акты субъектов административной юрисдикции приняты в рамках предусмотренной нормами КоАП РФ процедуры, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
Срок давности привлечения СПК РК «Помор» к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, каких-либо убедительных доказательств объективной невозможности соблюдения требований специального законодательства в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы, сводящиеся к недоказанности состава инкриминируемого деяния, несостоятельные, так как должностным лицом и судьей надлежащим образом установлены все необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу об административном правонарушении, применительно к заложенной в ч.2 ст.8.37 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения и возложенным на рыбопромысловое предприятие обязанностям.
С учетом физических характеристик судна проведение его освидетельствования на предмет соответствия требованиям Международного кодекса об управлении безопасностью, равно как и получение свидетельства об управлении безопасностью судна, является обязанностью хозяйствующего субъекта, осуществляющего добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выполнение которой направлено на обеспечение безопасности как самого судна, так и членов экипажа, осуществляющих трудовые функции при использовании данного объекта движимого имущества.
Ссылка в жалобе на отсутствие в сложившейся ситуации умысла на совершение выявленного правонарушения освобождение юридического лица от административной ответственности не влечет, так как субъективная сторона данного противоправного деяния характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.
Доводы подателя жалобы относительно нарушения административной процедуры осмотра судна подверглись судебной проверке при пересмотре постановления должностного лица и правомерно отклонены по приведенным в судебном акте мотивам. Поскольку в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении факт отсутствия надлежащего документа нашел свое подтверждение, оснований сомневаться в достоверности отраженных в акте осмотра судна сведений не имеется.
Таким образом, в данном случае в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения противоправного деяния, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса, и несогласие с толкованием и применением субъектами административной юрисдикции норм КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, не допущено, постановление по делу об административном правонарушении с учетом его изменения в судебном порядке и решение судьи, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права, подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов пограничного поста в городе Беломорске Республики Карелия Службы в городе Архангельске Пограничного управления Федеральной Службы безопасности России по западному арктическому району от 09 сентября 2019 г. с учетом его изменения в судебном порядке и решение судьи Беломорского районного суда Республики Карелия от 17 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива рыболовецкий колхоз «Помор» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26). |
Судья Н.А.Колбасова