Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 г. г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Кит М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осауленко А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по иску и.о. Керченского транспортного прокурора в интересах Федорова Никиты Александровича к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации за задержку выплаты,
установил:
И.о. Керченского транспортного прокурора в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации за задержку выплаты. С учетом ст. 39 ГПК РФ исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1 работал в филиале ГУП РК «КМП» «Керченский торговый порт» с ДД.ММ.ГГГГ в должности техника 2 категории главной диспетчерской службы эксплуатации. Коллективным договором предусмотрено увеличение тарифных ставок, окладов с 1 января каждого года, что является механизмом индексации заработной платы. В нарушение требований статьи 134 Трудового Кодекса РФ работодатель не произвёл в июне 2022 года индексацию его заработной платы в порядке, определенном коллективным договором, в связи с чем должен нести ответственность и за задержку выплаты заработной платы согласно статье 236 Трудового Кодекса РФ. С учетом поданного истцом уточнения по иску, просил суд взыскать с ГУП РК «КМП» задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 462,54 руб., компенсацию за задержку выплаты проиндексированной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 532,59 руб.,
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, от него поступило заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в судебном заседании иск не признала, просила учесть поданные письменные возражения по делу, в которых указано, что коллективным договором ГУП РК «КМП» определено, что размер минимального оклада (должностного оклада) устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на очередной год. Оклад работника в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рассчитывался в соответствии с установленной колдоговором системой оплаты труда, исходя из МРОТ, установленного с ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 890,00 руб. В течение 2022 года оклад работника не изменялся. Из-за тяжелого финансового положения предприятия в настоящее время отсутствует возможность произвести индексацию окладов работников за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просил суд в удовлетворении иска отказать, так как работодатель не допускал в отношении истца задержек по выплате заработной платы, работник не обращался на протяжении 2022 года к работодателю с заявлением о нарушении сроков выплаты заработной платы.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации устанавливается право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, оплаты труда.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статьей 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом установлено, что согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на работу в филиал государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Керченский торговый порт» с ДД.ММ.ГГГГ на должность техника 2 категории главной диспетчерской службы эксплуатации. Работал истец до ДД.ММ.ГГГГ года
Согласно штатного расписания работнику установлен должностной оклад на ДД.ММ.ГГГГ в размере 38 400 руб., на ДД.ММ.ГГГГ – 44 900 руб.
На предприятии действует Коллективный договор Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» на 2022-2024 годы (далее – Коллективный договор).
Условиями Коллективного договора предусмотрена система оплаты труда, а также механизм индексации заработной платы работников ГУП РК «КМП».
В соответствии с пунктами 3.2 - 3.4 Коллективного договора оклады (должностные оклады) работников рассчитываются на основании:
- минимального оклада (должностного оклада), определённого на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Федеральным законом на очередной год (но не ниже величины минимального размера оплаты труда в <адрес>);
- коэффициента соотношения оклада (должностного оклада) работника к минимальному окладу (должностному окладу), определённому в размере 1,2;
- коэффициента оклада (должностного оклада) работника в зависимости от занимаемой им должности в соответствии с Приложением № к Коллективному договору.
Одновременно, пунктом 3.5 Коллективного договора в качестве индексации заработной платы работников установлен следующий механизм: увеличение окладов (должностных окладов) производится с 1 января каждого года в соответствии с установленными минимальным окладом (должностным окладом), определённым пунктом 3.2 Коллективного договора.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предоставлено право в 2022 и 2023 годах принимать решения, предусматривающие особенности исчисления и установления минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (пункт 18 части 1 статьи 18).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 973 "Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда, установленный с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", подлежит увеличению на 10 процентов.
На основании статьи 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей ДД.ММ.ГГГГ подписано Соглашение о минимальной заработной плате в <адрес> на 2021-2023 годы.
Пунктом 1.1 указанного Соглашения стороны определили, что минимальная заработная плата для работников - не бюджетников устанавливается на уровне не ниже МРОТ, утверждённого Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Таким образом, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 973 "Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда…" стало основанием для повышения МРОТ в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до утверждённого указанным постановлением уровня - 15 279 рублей.
По результатам анализа установленной в ГУП РК «КМП» Коллективным договором системе оплаты труда суд приходит к выводу о том, что размер оклада работника напрямую зависит от показателя МРОТ, действующего на территории Республики Крым.
Следовательно, при изменении величины МРОТ, действующей на территории Республики Крым, изменению подлежит и минимальный оклад (должностной оклад) работника, из которого согласно Коллективному договору рассчитывается его заработная плата.
Аналогичным образом на предприятии также реализуется механизм индексации заработной платы, установленный пунктом 3.5 Коллективного договора.
Согласно отзыву ответчика на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ оклад работника в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рассчитывался в соответствии с установленной колдоговором системой оплаты труда, исходя из МРОТ, установленного с ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 890,00 руб. в течение 2022 года оклад работника не изменялся.
Учитывая, что МРОТ, входящий в установленную Коллективным договором формулу расчёта оклада работников ГУП РК «КМП», дополнительно увеличен с ДД.ММ.ГГГГ, работодатель обязан был с этой даты производить расчёт заработной платы истца с учётом изменённого оклада.
Однако ответчик, в нарушение установленной на предприятии системы оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ не произвёл перерасчёт оклада ФИО1, чем нарушил требования статьи 135 ТК РФ.
Согласно расчета, предоставленного ответчиком с учетом уточненных исковых требований, недоначислена и не выплачена заработная плата истцу за период с учетом индексации в размере 29 462,54 руб. в том числе НДФЛ.
В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно расчета ответчика компенсация за задержку выплаты заработной платы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т.е. дату вынесения решения суда) составит сумму размере 4 532,59 руб. в том числе НДФЛ.
Суд принимает во внимание расчет ответчика, который произведен на основании имеющихся у работодателя бухгалтерских документов.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию сумма проиндексированной и невыплаченной заработной платы в размере 29 462,54 руб., компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 4 532,59 руб., а также ответчик обязан выплачивать компенсацию за задержку выплаты заработной платы до полного погашения задолженности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 59,60,67,71,98, 194- 199 ГПК Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Исковое заявление и.о. Керченского транспортного прокурора в интересах ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации за задержку выплаты удовлетворить.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» (ИНН 9111000450, КПП 911101001, ОГРН 1149102012620) в пользу ФИО1 проиндексированную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 462,54 руб., компенсацию за задержку выплаты проиндексированной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 532,59 руб., а всего 33 995,13 руб. (тридцать три тысячи девятьсот девяносто пять руб. 13 коп.).
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» (ИНН 9111000450, КПП 911101001, ОГРН 1149102012620) выплатить ФИО1 компенсацию в размере одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы заработной платы за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по день фактического расчёта включительно.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» (ИНН 9111000450, КПП 911101001, ОГРН 1149102012620) госпошлину в доход муниципального образования городской округ Керчь в размере 1219,85 руб. (одна тысяча двести девятнадцать руб. 85 коп.).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья – Кит М.В.