Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-248/2024 ~ М-1-228/2024 от 19.06.2024

Дело №2а-1-248/2024

УИД 73RS0011-01-2024-000348-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2024 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,

с участием помощника прокурора Майнского района Осипова К.А.,

при секретаре Авдеевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» Майнского района Ульяновской области, муниципальному образованию «Майнский район» Ульяновской области в лице администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по оснащению здания системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Майнского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» Майнского района Ульяновской области (далее по тексту МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева»), муниципальному образованию «Майнский район» Ульяновской области в лице администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по оснащению здания системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка состояния антитеррористической защищенности МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева», в ходе которой выявлены нарушения в обеспечении антитеррористической защищенности. Вопреки требованиям подпункта «д» пункта 24 Постановления от 02.08.2019 года № 1006, здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: Ульяновская область, Майнский район, с. Тагай, ул. Калинина, дом 1А, которое относится к объектам четвертой категории опасности в соответствии с паспортом безопасности, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Имеющиеся нарушения препятствуют обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности Учреждения и в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе совершения террористического акта, ставят под угрозу жизнь и здоровье учащихся и работников учреждения.

Просит обязать МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» в срок до 01 апреля 2025 года за счет средств бюджета муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области оборудовать здание МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева», расположенное по адресу: Ульяновская область, Майнский район, с. Тагай, ул. Калинина, дом 1А, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средством) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Представитель административного истца – помощник прокурора Осипов К.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам иска.

Представитель административного ответчика МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» - директор Тимажева Ф.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. В отзыве на иск указала о согласии с заявленными требованиями, просила о рассмотрении дела в своё отсутствие. Отметила, что в образовательном учреждении действительно отсутствует система оповещения и управления эвакуацией. Приобретение системы оповещения и управления эвакуацией запланировано до 2025 года в силу Соглашения Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области с Управлением образования Майнского района по выполнению мероприятий антитеррористической направленности № 47-7/1 от 25.12.2023 года.

Представитель административного ответчика муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области в лице администрации муниципального образования «Майнский район» Долбнин А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В отзыве на иск указал о признании заявленных требований в полном объёме, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Управления образования администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

В письменном отзыве на иск представитель Министерства просвещения и воспитания *** Л.В.И. указала, что финансирование исполнения мероприятий, указанных в исковом заявлении, должно осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования «***» ***.

Суд полагает возможным административное дело рассмотреть в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав представителя истца Осипова К.А., исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд исходит из следующего.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В силу статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003года    №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа также отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В ст.5.2 названного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.

В силу ст. 9 Устава муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области к вопросам местного значения района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования «Майнский район» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 21).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006.

Согласно п. 1 названных Требований они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

Для целей настоящих Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий) (пункт 2 Требований).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 5 Требований).

Пунктом 24 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункт «д»).

Как установлено судом, в здании по адресу: Ульяновская область, Майнский район, с. Тагай, ул. Калинина, дом 1А, находится МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева», которое является общеобразовательной организацией (л.д. 12, оборот, 39).

Учредителем (собственником) данного учреждения является муниципальное образование «Майнский район» Ульяновской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области (п. 2.1 Устава МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева») (л.д. 13, оборот).

В отношении помещения, занимаемого МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева», проведено категорирование объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Объект отнесен к четвёртой категории опасности, что подтверждается Паспортом безопасности (л.д. 41-61).

По результатам проверки исполнения законодательства об образовании в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения прокурором выявлено, что в нарушение требований законодательства в области противодействия терроризму указанный объект четвёртой категории опасности не оснащен в соответствии с предписаниями подпункта «д» пункта 24 Требований.

В материалах дела имеется ответ МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» от 16.04.2024 года на представление прокурора от 29.03.2024 года, согласно которому в здании МКОУ «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией. Приобретение системы оповещения и управления эвакуацией запланировано на 2024-2025 годы (Соглашение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области с Управлением образования Майнского района Ульяновской области по выполнению мероприятий антитеррористической направленности № 47-7/1 от 25.12.2023) (л.д. 11).

При этом, отсутствие в учреждении в нарушение требований федерального законодательства системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиками законодательства в области антитеррористической защищенности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также имуществу.

Таким образом, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Вилу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий напрямую отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, мероприятия по установке системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации должны быть проведены за счет средств бюджета муниципального образования «Майнский     район» Ульяновской области.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» Майнского района Ульяновской области, муниципальному образованию «Майнский район» Ульяновской области в лице администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области подлежат удовлетворению путем возложения на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» Майнского района Ульяновской области за счет средств бюджета муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области обязанности оборудовать здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» Майнского района Ульяновской области, расположенное по адресу: Ульяновская область, Майнский района, с. Тагай, ул. Калинина, дом 1А, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, учитывая объёмы финансирования и производства работ, находит целесообразным установить срок для исполнения заявленных требований до 01 апреля 2025 года, согласившись с позицией административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» Майнского района Ульяновской области, муниципальному образованию «Майнский район» Ульяновской области в лице администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» Майнского района Ульяновской области, ***, за счет средств бюджета муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области в срок до 01 апреля 2025 года оборудовать здание муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тагайская средняя школа имени Ю.Ф. Горячева» Майнского района Ульяновской области, расположенное по адресу: Ульяновская область, Майнский район, с. Тагай, ул. Калинина, дом 1А, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Майнский районный суд Ульяновской области.

Судья Н.Д. Николаева

Решение изготовлено в окончательной форме 09 июля 2024 года

2а-1-248/2024 ~ М-1-228/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Майнского района Ульяновской области
Ответчики
Администрация МО "Майнский район" Ульяновская область
МКОУ "Тагайская СШ им. Ю.Ф. Горячева"
Суд
Майнский районный суд Ульяновской области
Судья
Николаева Н. Д.
Дело на сайте суда
mainskiy--uln.sudrf.ru
19.06.2024Передача материалов судье
19.06.2024Регистрация административного искового заявления
20.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
20.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее