К делу № 12-14/2024
РЕШЕНИЕ
12 февраля 2024 года а. Тахтамукай
Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея Тимошенко О.Н., с участием лица, привлекаемого к администартивной ответственности Теучеж Р.А., его защитника адвоката Татлок З.А.,
рассмотрев жалобу адвоката Татлок З.А. в защиту интересов Теучеж Руслана Азметовича на постановление мирового судьи с/у №4 Тахтамукайского района Республики Адыгея и.о. мирового судьи с/у №2 Тахтамукайского района Республики Адыгея от 28.11.2023, которым постановлено признать Теучеж Руслана Азметовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи с/у № 4 Тахтамукайского района Республики Адыгея и.о. мирового судьи с/у № 2 Тахтамукайского района Республики Адыгея от 28.11.2023 Теучеж Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной адвокатом Татлок З.А. в защиту интересов Теучеж Р.А., просит отменить судебный акт, состоявшийся в отношении его подзащитного по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, считая его незаконным. В обоснование своей позиции защитник указывает, что согласно фабуле протокола об административном правонарушении от 26.11.2023 Теучеж Р.А. совершил административное правонарушение в 14 часов 26 минут в <адрес> Однако, согласно запрошенной по адвокатскому запросу информации на имя Генерального директора ООО «Лидер» Теучеж Р.А. во вменяемое ему время совершения административного правонарушения находился по адресу: <адрес>. Кроме того, обращает внимание, что никакие процессуальные права Теучеж Р.А. разъяснены не были, что свидетельствует о недопустимости протокола об административном правонарушении. На основании приведенных доводов просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник и Теучеж Р.А. доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав адвоката Татлок З.А., Теучеж Р.А., допросив сотрудника УУП по «Яблоновский» ОМВД РФ по Тахтамукайкому району Республики Адыгея Уджуху А.А., суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Глава 20 КоАП РФ содержит перечень административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Одним из таких правонарушений является совершение лицом мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ).
Согласно ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ мелким хулиганством является нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влекущее административную ответственность в виде административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Объектом мелкого хулиганства является общественный порядок и спокойствие граждан, их честь и достоинство, общественная безопасность, урегулированные правилами поведения граждан в их общении с другими лицами, в том числе в общественных местах. Кроме того, объектом могут выступать личность, чужая собственность, установленный порядок управления. Под общественными местами принято понимать улицы, площади, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки, жилые микрорайоны, подъезды и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц. Также общественным местом может являться зал кинотеатра, цех предприятия, салон авиалайнера и другие места. Под хулиганством следует понимать умышленные действия, которые совершены без какого-либо повода или с использованием незначительного повода.
Как усматривается из материалов дела, 26.11.2023 в 14 часов 26 минут Теучеж Р.А., находясь в <адрес>, в общественном месте, выражался нецензурной бранью в присутствии сотрудников полиции, на неоднократные требования прекратить хулиганские действия не реагировал, чем выразил явное не уважение к обществу.
В постановлении о назначении административного наказания указано, что названные обстоятельства подтверждены: протоколом об административном правонарушении, объяснениями Теучеж Р.А., объяснениями Богус А.Н., Гучетль Р.А., протоколом об административном задержании Теучеж Р.А., и иными доказательствами по делу.
Из письменных объяснений Богус А.Н. следует, что 26.11.2023 в 14 часов 26 минут Теучеж Р.А., находясь в <адрес>, в общественном месте, выражался нецензурной бранью в присутствии сотрудников полиции, на неоднократные требования прекратить хулиганские действия не реагировал.
Аналогичные сведения содержатся в письменных показаниях Гучетль Р.А.
В судебное заседание Богус А.Н. и Гучетль Р.А. не явились, должностное лицо Уджуху А.А.
Как следует из показаний допрошенного в судебном заседании должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении Уджуху А.А., судом было установлено, что процессуальные права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ Теучеж Р.А. разъяснены не были. При этом, указал, что Теучеж Р.А. говорил по телефону, выражаясь нецензурной бранью, в связи с чем, ему было сделано замечание, а после этого составлен протокол об административном правонарушении.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из содержания протокола об административном правонарушении усматривается, что Теучеж Р.А. в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации. Соответствующая графа об ознакомлении с положениями указанных статей в протоколе об административном правонарушении должностным лицом, составившим указанный акт не заполнена, подпись Теучеж Р.А. отсутствует, его отказ от удостоверения факта о разъяснении ей положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации должностным лицом ГИБДД не зафиксирован. Расписка о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении при составлении процессуальных документов по настоящему делу, в материалах дела также отсутствует.
Изложенное свидетельствует о том, что Теучеж Р.А. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не мог быть использован судом при вынесении постановления.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными.
Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены.
Изложенным доказательствам и доводам мировым судьей надлежащая оценка не дана. Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи, вынесенное в отношении Теучеж Р.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, в отношении Теучеж Р.А. подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.17 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу адвоката Татлок З.А. в защиту интересов Теучеж Руслана Азметовича – удовлетворить.
Постановление мирового судьи с/у № 4 Тахтамукайского района Республики Адыгея и.о. мирового судьи с/у № 2 Тахтамукайского района Республики Адыгея от 28.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ в отношении Теучеж Руслана Азметовича – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Теучеж Руслана Азметовича по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано и опротестовано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья О.Н. Тимошенко