.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Новокуйбышевск 12 июля 2022 года
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Строганковой Е.И.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 21027/2022 (УИД <№>) по исковому заявлению Гайфуллиной Л. Ю. к ОПФР по Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Гайфуллина Л.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ в г о. Новокуйбышевске <№> от <Дата> ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 20 лет. Пенсионный орган не засчитал в ее специальный стаж периоды работы: в должности медицинской сестры физиотерапевтического отделения в цехе <№> «П.» АООТ «Т.» с <Дата> по <Дата> (6 лет 10 мес. 14 дн.), так как наименование учреждения не поименовано Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395, Списком, утвержденным постановлением от 06.09.1991 № 464 и Списком, утвержденным постановлением от 29.10.2002г. № 781, при этом заявительницей не представлена справка, уточняющая льготный характер работы, и другие документы, подтверждающие факт постоянного осуществления медицинской деятельности и полную занятость, а также в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения, подтверждающие медицинский стаж работы - периоды отражены на общих основаниях; работа в должности медицинской сестры физиотерапевтического отделения санатория-профилактория «А.» ОАО «Т.» с <Дата> по <Дата> (1 год 7 мес. 22 дн.), так как наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением от 29.10.2002 № 781, заявительницей не представлена справка, уточняющая льготный характер работы, и другие документы, подтверждающие факт постоянного осуществления медицинской деятельности и полную занятость, а также в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения, подтверждающие медицинский стаж работы - периоды отражены на общих основаниях; работа в должности медицинской сестры по физиотерапии в санатории-профилактории «А.» ООО «Оздоровительно-спортивный комплекс» с <Дата> по <Дата> (2 года 8 мес. 25 дн ), с <Дата> по <Дата> (11 мес. 26 дн.), с <Дата> по <Дата> (1 год 0 мес. 06 дн.), с <Дата> по <Дата> (3 мес. 23 дн.), с <Дата> по <Дата> (1 год 2 мес. 06 дн.), с <Дата> по <Дата> (1 мес. 15 дн.), с <Дата> по <Дата> (7 мес. 03 дн.), с <Дата> по <Дата> (5 мес. 12 дн.), с <Дата> по <Дата> (7 мес. 13 дн.), с <Дата> по <Дата> (2 года 7 мес. 07 дн.), с <Дата> по <Дата> (2 мес. 27 дн.), с <Дата> по <Дата> (1 год 8 мес. 23 дн.), с <Дата> по <Дата> (8 мес. 05 дн.), с <Дата> по <Дата> (3 года), так как наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением от 29.10.2002 №781, заявительницей представлена справка, уточняющая льготный характер работы, и другие документы подтверждающие факт постоянного осуществления медицинской деятельности полную занятость, а также в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения, подтверждающие медицинский стаж работы - периоды отражены на общих основаниях. С решением ГУ-УПФ РФ в г.о.Новокуйбышевске Самарской области истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
В судебном заседании истец Гайфуллина Л.Ю., представитель истца Белозеров С.В., действующий на основании доверенности от <Дата>, исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Новокуйбышевске Золина И.И., действующая на основании доверенности от <Дата>, просила суд отказать в удовлетворении требований Гайфуллиной Л.Ю. по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица ООО «ОСК», привлеченный к участию в деле, Зайцева Т.Н. в судебном заседании считала тербования истца обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также –Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Частью 2 ст. 30 Закона №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "н" п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список №781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения”, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 год включительно (далее - Список №1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 год включительно (далее - Список №464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Список № 464, не содержал перечня учреждений, поэтому применялись акты уполномоченного органа здравоохранения соответствующего периода времени. (Номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденные приказом Минздрава России от 23.11.1992 № 301, приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995 № 35, приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395).
В соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20.02.1995 № 35 профилакторий не поименован в разделе 1. Лечебно - профилактические учреждения.
Списками № 1066 и № 781 к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения отнесены санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические (п. 21, раздела «Наименование учреждений»).
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 Закона № 400-ФЗ, после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими (государственными) муниципальными органами.
Судом установлено, что 30.09.2021 года истец Гайфуллина Л.Ю. обратилась с заявлением в ГУ-УПФ РФ в г.о.Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением <№> от 18.01.2022 года ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого, не менее 30 лет медицинского стажа. В специальный стаж не включены периоды её работы с <Дата> по <Дата> (6 лет 10 мес. 14 дн.) – в должности медицинской сестры физиотерапевтического отделения в цехе <№> «П.» АООТ «Т.» - так как не поименовано Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395, Списком, утвержденным постановлением от 06.09.1991 № 464 и Списком, утвержденным постановлением от 29.10.2002 № 781, при этом Гайфуллиной Л.Ю. не представлена справка, уточняющая льготный характер работы, и другие документы, подтверждающие факт постоянного осуществления медицинской деятельности и полную занятость, а также в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения, подтверждающие медицинский стаж работы - периоды отражены на общих основаниях;
- с <Дата> по <Дата> (1 год 7 мес. 22 дн.) - в должности медицинской сестры физиотерапевтического отделения санатория-профилактория «А.» ОАО «Т.» - так как не поименовано Списком №781, не представлена справка, уточняющая льготный характер работы, и другие документы, подтверждающие факт постоянного осуществления медицинской деятельности и полную занятость, а также в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения, подтверждающие медицинский стаж работы - периоды отражены на общих основаниях;
- с <Дата> по <Дата> (2 года 8 мес. 25 дн ), с <Дата> по <Дата> (11 мес. 26 дн.), с <Дата> по <Дата> (1 год 0 мес. 06 дн.), с <Дата> по <Дата> (3 мес. 23 дн.), с <Дата> по <Дата> (1 год 2 мес. 06 дн.), с <Дата> по <Дата> (1 мес. 15 дн.), с <Дата> по <Дата> (7 мес. 03 дн.), с <Дата> по <Дата> (5 мес. 12 дн.), с <Дата> по <Дата> (7 мес. 13 дн.), с <Дата> по <Дата> (2 года 7 мес. 07 дн.), с <Дата> по <Дата> (2 мес. 27 дн.), с <Дата> по <Дата> (1 год 8 мес. 23 дн.), с <Дата> по <Дата> (8 мес. 05 дн.), с <Дата> по <Дата> (3 года), так как наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением от 29.10.2002 №781, заявительницей представлена справка, уточняющая льготный характер работы, и другие документы подтверждающие факт постоянного осуществления медицинской деятельности полную занятость, а также в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения, подтверждающие медицинский стаж работы - периоды отражены на общих основаниях.
Судом также установлено и следует из представленной в материалы дела трудовой книжки <№> от <Дата>, что <Дата> Гайфуллина (<...>) Л.Ю. принята на работу медицинской сестрой физиотерапевтического отделения в цехе <№> «П.» АООТ «Т.», <Дата> переведена в санаторий – профилакторий «Январь» на должность медицинской сестрой физиотерапевтического отделения.
Также истец принята в порядке перевода в санаторий- профилакторий «А.» ООО «Оздоровительно-спортивный комплекс» на должность медицинской сестры по физиотерапии в периоды с <Дата> по <Дата> (2 года 8 мес. 25 дн ), с <Дата> по <Дата> (11 мес. 26 дн.), с <Дата> по <Дата> (1 год 0 мес. 06 дн.), с <Дата> по <Дата> (3 мес. 23 дн ), с <Дата> по <Дата> (1 год 2 мес. 06 дн.), с <Дата> по <Дата> (1 мес. 15 дн.), с <Дата> по <Дата> (7 мес. 03 дн.), с <Дата> по <Дата> (5 мес. 12 дн.), с <Дата> по <Дата> (7 мес. 13 дн. ), с <Дата> по <Дата> (2 года 7 мес. 07 дн.), с <Дата> по <Дата> (2 мес. 27 дн. ), с <Дата> по <Дата> (1 год 8 мес. 23 дн.), с 12.01.2018 по <Дата> (8 мес. 05 дн.), с <Дата> по <Дата> (3 года).
Вместе с тем, судом установлено, что «П.» АООТ «Т.», саноторий-профилакторий «А.» ОАО «Т.» не поименовано Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395, Списком, утвержденным постановлением от 06.09.1991 № 464 и Списком, утвержденным постановлением от 29.10.2002 № 781, при этом Гайфуллиной Л.Ю. не представлена справка, уточняющая льготный характер работы, и другие документы, подтверждающие факт постоянного осуществления медицинской деятельности и полную занятость, а также в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения, подтверждающие медицинский стаж работы - периоды отражены на общих основаниях.
Саноторий-профилакторий «А.» ООО «Оздоровительно- спортивный комплекс» не относится к категории санаториев, поименованных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка № 781, работа в которых в должности медицинской сестры дает право на досрочное назначение пенсии по старости. Общество с ограниченной ответственностью не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности участников определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации данным кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1920-0).
Списком № 781 к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения отнесены санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические (п. 21, раздел «Наименование учреждений»).
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Из представленных в материалы дела Положения о структурном подразделении ООО «ОСК» - Профилактория «А.», а также выданных Обществу лицензий и приложений к ним, следует, что данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Однако материалами дела установлено, что спорные периоды работы истца отражены на общих основаниях, без кода льготы.
Кроме того, в материалы дела не представлена справка, уточняющая характер работы истца, выданная работодателем, и другие документы, подтверждающие факт постоянного осуществления медицинской деятельности и полную занятость.
На основании вышеизложенного, исковые требования Гайфуллиной Л.Ю. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гайфуллиной Л. Ю. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <Адрес> о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и досрочном назначении трудовой пенсии по старости, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19 июля 2022 года.
Судья Е.И. Строганкова