Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-189/2022 (33а-13022/2021;) от 27.10.2021

Судья: Коваленко О.Л. адм.дело № 33а-13022/2021

№ 2а-612/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 декабря 2021 года     г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Лёшиной Т.Е. и Хлыстовой Е.В.

при секретаре Петровой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Барановой И.А. на решение Самарского районного суда г. Самары от 10 июня 2021 года по административному делу № 2а-612/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области к Барановой И.А. о взыскании задолженности по налогу и пени,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Барановой И.А. о взыскании задолженности по налогу и пени.

В обоснование заявленных требований указала, что административный ответчик Баранова И.А. состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать установленные законодательством налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты. В связи с чем налоговый орган в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога. В установленный срок должник указанные требования об уплате налога не исполнил. Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № Самарского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа. 21.07.2020 г. мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района г. Самары Самарской области был вынесен судебный приказ № . 03.09.2020г. судебный приказ № был отменен по заявлению административного ответчика. В связи с чем, административный истец вынужден обратиться с настоящим иском в суд.

Административный истец с учетом уточнений просил взыскать с Барановой И.А. задолженность по налогу на имущество с физических лиц за 2016 г. в размере <данные изъяты> копеек, пени в размере <данные изъяты> копеек, за 2018 г. задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, пени <данные изъяты> копеек (л.д.51).

Решением Самарского районного суда г. Самары от 10.06.2021 административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области удовлетворены частично. Судом взыскана с Барановой И.А. в доход бюджета недоимка по налогу на имущество за 2016 г. – <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, по налогу на имущество за 2018 г. в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> 16 копеек, а всего <данные изъяты> рублей; государственная пошлина в бюджет муниципального образования г.о. Самара в размере <данные изъяты> копейки (л.д. 92-99).

В апелляционной жалобе Баранова И.А. просит отменить решение суда, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 102 - 105).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Баранова И.А., представитель административного ответчика по доверенности Темченко И.Л. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области по доверенности Косьменко Н.А. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьями 57 Конституции РФ и 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ч. 1 ст. 399 НК РФ).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории "Сириус") определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (ч. 2 ст. 399 НК РФ).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения являются, в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение.

    На основании статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Барановой И.А. в период 2016 по 2018 гг. в собственности находились объекты недвижимости: 1) иные строения и сооружения, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ г.; 2) нежилое помещение, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.03.2021 (л.д. 26-27).

В адрес Барановой И.А. административным истцом направлялись налоговые уведомления:

- № от 25.07.2019 г., содержащее в том числе расчет налога на имущество физических лиц за 2018 в общей сумме <данные изъяты> рубля, по сроку исполнения не позднее 01.12.2019 года (л.д. 8);

- № от 25.09.2019 г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год (перерасчет) в сумме <данные изъяты> рубля, по сроку исполнения не позднее 02.12.2019 года по объекту недвижимости с кадастровым номером в сумме <данные изъяты> рубля, по сроку исполнения не позднее 02.12.2019 года (л.д. 9).

Баранова И.А. в срок указанный в уведомлениях задолженность не оплатила и в ее адрес налоговым органом направлено требование № 4566 по состоянию на 06.02.2020 г. по сроку исполнения не позднее 31.03.2020 года, налог на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей, пени <данные изъяты> рубля (л.д.6)

В связи с неисполнением обязанностей по уплате налога, Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Барановой И.А. задолженности по налогам и пени.

21.07.2020 г. мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района г. Самары Самарской области был вынесен судебный приказ № о взыскании с Барановой И.А. налога на имущество физических лиц за 2015 – 2018 г.г. в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты>, на общую сумму <данные изъяты> копеек.

03.09.2020 г. Баранова И.А. обратилась к мировому судье с возражением относительно исполнения судебного приказа, просила его отменить, в связи с чем 03.09.2020 мировым судьей судебного участка № Самарского судебного района г. Самары Самарской области было вынесено определение об отмене судебного приказа № .

10.03.2021 г. административный истец МИФНС России № 18 по Самарской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском, направленным почтой 03.03.2021. Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд, установленный в ст. 48 НК РФ, налоговым органом соблюден.

Разрешая административный спор и удовлетворяя уточненные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налогов в установленный законом срок, процедура, предшествующая обращению в суд соблюдена, расчет пени произведен верно, нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд не установил.

Удовлетворяя частично уточненные административные исковые требования в части взыскания недоимки по имущественному налогу за 2018 г. в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>), суд первой инстанции, исходил из того, что административном ответчиком представлены платежные документы о частичной уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г. в общей сумме <данные изъяты> рублей по налоговому уведомлению № от 25.07.2019 г. УИН , что подтверждается чек-ордерами от 03.12.2019 г. (л.д. 58).

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.

В апелляционной жалобе административный истец указывает, что при расчете налога на имущество за 2018 год налоговым органом была неправильно применена ставка налога, установленная решением Думы г.о. Самара от 26.11.2014 № 482 "О налоге на имущество физических лиц". Поскольку нежилое помещение с кадастровым номером , принадлежащее административному истцу не использовалось в коммерческих целях и не подпадает под признаки ст. 378.2 НК РФ, для расчета налога должна применяться налоговая ставка в размере 0,5%, тогда как налоговым органом применена для расчета ставка - 1,8 %. Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.05.2020 г. объект недвижимости с кадастровым номером исключен из Перечня объектов, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, поэтому для расчета налога за 2018 г. должна быть применена ставка 0,5%.

Данные довод, не может быть принят апелляционной коллегией по следующим основаниям.

Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).

На территории Самарской области в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением Думы городского округа Самара от 24 ноября 2014 года N 482 "О налоге на имущество физических лиц" на территориях внутригородских районов городского округа Самара введен налог на имущество физических лиц, установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении:

объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в размере: в 2017 году - 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения; прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 (ред. от 26.06.2019) "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством имущественных отношений Самарской области (далее - уполномоченный орган) с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Решения об определении вида фактического использования объектов недвижимости, не соответствующего положениям, установленным статьей 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, являются основанием для исключения этих объектов недвижимости из Перечня, определенного уполномоченным органом на текущий налоговый период, а также на налоговые периоды, предшествующие календарному году направления заявления, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка (но не более чем за три налоговых периода), в случае если такие объекты были включены в данный Перечень (п.14 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 (ред. от 26.06.2019).

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год).

В данный перечень под пунктом 22496 включен объект недвижимости

с кадастровым номером .

     Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Доказательств исключения спорного объекта недвижимости из указанного Перечня объектов недвижимого имущества на 2018 год суду не было представлено.

Суд первой инстанции правомерно исходил из тех обстоятельств, что перечень объектов налогообложения определяется ежегодно и действует в течение соответствующего налогового периода, исключение помещения из перечня на 2019 год не влечет обязанности налогового органа произвести перерасчет требования по налогу за 2018 год по ставке 0,5%.

Оснований не согласиться с данным выводом, основанном на требованиях законодательства, у судебной коллегии не имеется.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, с учетом предоставленных пояснений, что решением Самарского районного суда от 29.05.2020 г. отказано во взыскании с административного ответчика задолженности по налогам за 2016 г., поэтому требования не подлежат удовлетворению.

Решением Самарского районного суда от 29.05.2020 г. по административному делу в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области о взыскании с Барановой И.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 гг. в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. отказано. Решение вступило в законную силу 04.07.2020 года.

Основанием для обращения в суд заявленными требованиями о взыскании налога в рамках административного дела № являлись направленные уведомления № от 21.09.2017 г. и № от 28.09.2018 г. в отношении имущества по адресу: <адрес> с кадастровым номером за 2016 год, требование № по состоянию на 01.02.2019.

В рамках рассматриваемого спора основаниям для взыскания недоимки по налогу за 2016 г. являются: налоговое уведомление № от 25.09.2019 г., требование № по состоянию на 06.02.2020 г. В налоговом уведомлении № от 25.09.2019 г. указан расчет доначисленной суммы налога за иные строения помещения и сооружения по адресу <адрес> за 2016 г. с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей (сумма исчисленного налога <данные изъяты> рублей - сумма ранее исчисленного <данные изъяты> рублей по налоговым уведомлениям № от 21.09.2017 г. и № от 28.09.2018 г. = сумма к доплате <данные изъяты> рублей).

Суд первой инстанций при рассмотрении дела правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем, основания для его отмены отсутствуют.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 10 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Барановой И.А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-189/2022 (33а-13022/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МИФНС России № 18 по Самарской области
Ответчики
Баранова И.А.
Другие
Темченко И.Л.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.10.2021Передача дела судье
23.11.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
20.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее