Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-24/2022 (2-224/2021;) ~ М-295/2021 от 06.12.2021

Дело №2-24/2022

УИД 10RS0009-01-2021-000597-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года                                                                                                       пгт. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Гринкевич Н.О., с участием представителя истцов Вергизовой Е.Т., Маннер Т.Т., Маннер В.А. - Тимофеевой А.А., истца Даниевой М.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Даниевой М.Т., Вергизовой Е.Т., Маннер Т.Т., Маннер В.А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Ледмозерского сельского поселения, об установлении факта существования границ земельного участка на местности,

УСТАНОВИЛ:

Даниева М.Т., Вергизова Е.Т., Маннер Т.Т., Маннер В.А. (далее - истцы) обратились в суд с настоящим иском к администрации Ледмозерского сельского поселения. Иск мотивирован тем, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – личной подсобное хозяйство, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес: <адрес>, и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Ранее земельный участок и жилой дом на праве собственности принадлежал наследодателю У., умершей ДД.ММ.ГГГГ. В ГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства», категория земель «земли населенных пунктов», статус «ранее учтенный», дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок постановлением местной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен У. в собственность бесплатно для развития личного подсобного хозяйства, выдано свидетельство на право собственности на землю РК , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ. Государственный кадастровый учет изменений земельного участка в части уточнения местоположения границ и площади не осуществлялся. В целях уточнения границ земельного участка Даниева М.Т. обратилась в ООО «Карелгеоком», кадастровым инженером Зверхановской О.В. работником ООО «Карелгеоком» подготовлена печатная версия межевого плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В заключении кадастрового инженера указано, что площадь уточняемого земельного участка составила <данные изъяты> кв.м., то есть соответствует площади данного участка, указанной в ЕГРН. Конфигурация земельного участка отличается от той, что указана в приложении к Свидетельству. Данное отличие обусловлено сложившимися в течение длительного времени (15 и более лет) границами земельного участка – граница проходит по существующему забору в точках <данные изъяты>. Картографический материал в госфонде данных на данный участок отсутствует. Истцы обратились с заявление об осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка . Уведомлением Росреестра по РК от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета приостановлено в связи с отсутствием документов, подтверждающих факттическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет. Истцам разъяснено право обратиться в суд с заявлением об установлении факта существования земельного участка на местности 15 и более тел в границах площади, определенных в межевом плане. Местоположение границ земельного участка определялось с учетом фактического землепользования. Границы спорного земельного участка существуют на местности более 15 лет и проходят по объектам искусственного происхождения – забору, возведенному более 15 лет назад. Смежные земельные участки отсутствуют. Споров по границам земельного участка не имеется. Установление факта существования земельного участка в границах, определенных межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ необходимо для внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка. Учитывая отсутствие картографических материалов, без решения суда уточнить границы не представляется возможным. Поскольку вопрос изменения площади, уточнение границ земельного участка, представляет собой спор о праве, требования не подлежат рассмотрению в порядке особого производства. Спор о праве на земельный участок в указанных границах, подлежит разрешению в порядке искового производства и не может быть преодолен посредством установления юридического факта в порядке особого производства. Истцы просят суд установить факт существования земельного участка с кадастровым номером 10:19:0040106:5 площадью 2065 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес> на местности пятнадцать и более лет в границах со следующими координатами характерных точек границ земельного участка: <данные изъяты>.

Определениями суда в ходе производства по делу к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Истцы Вергизова Е.Т., Маннер Т.Т., Маннер В.А. в судебном заседании не присутствовали, извещены о времени и месте надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истцов Вергизовой Е.Т., Маннер Т.Т., Маннер В.А - Тимофеева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила об удовлетворении иска. Кроме того, пояснила, что несоответствие конфигурации земельного участка, отраженного в межевом плане, плану земельного участка, являющемуся приложением к Свидетельству на право собственности на землю РК от ДД.ММ.ГГГГ, связано с недостатками, допущенными исполнителем при составлении Плана в 1995 году. Это подтверждается тем, что расположение объектов искусственного и естественного происхождения относительно друг друга, отраженных на Плане 1995 года не соответствует фактическому их расположению на местности. Так, <адрес> изображена перпендикулярно озеру, однако, фактически она проходит вдоль оз. Новинка, а в месте расположения спорного земельного участка – параллельно ему. Также согласно Плану, с северной и западной стороны от земельного участка расположено озеро, тогда ка на самом деле озеро находится с юго-западной стороны участка, а с восточной стороны – река. Земельный участок с трех сторон ограничен объектами естественного и искусственного происхождения (река, озеро, дорога), сформировать его иным образом с сохранение площади невозможно. В ограниченных забором границах земельный участок используется более 15 лет, никаких споров по границам, правопритязаний третьих лиц – нет. Таким образом, земельный участок не мог быть и не был той конфигурации, которая указана в Плане 1995 года.

Истец Даниева М.Т. в судебном заседании исковые требования по доводам, изложенным в иске, поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений РК в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлены письменные мотивированные возражения относительно иска, иск удовлетворению не подлежит. Согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок поставлен на государственный учет ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, каких-либо решений, направленных на формирование земельного участка в существующих границах и площади Министерство не принимало, соответственно прав истцов не нарушало.

Ответчик администрация Ледмозерского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Простив удовлетворения исковых требований не возражают.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, администрация Муезерского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв относительно иска, разрешение заявленных требований полагают на усмотрение суда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «Карелгеоком», кадастровый инженер ООО «Карелгеоком» Зверхановская О.В. в судебное заседание своего представителя не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представлен письменный отзыв относительно иска, согласно которому при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , были уточнены границы в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Исходным документом на земельный участок является Свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку конфигурация отличается от той, что указана в приложении к Свидетельству, то единственным способом определения границы является определение границ, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Такой границей является существующее ограждение земельного участка с кадастровым номером (в точках <данные изъяты>). В процессе работ был запрошен картографический материал в Росреестре на уточняемый участок. Картографический материал в госфонде данных на данный участок отсутствует.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ГУП РК РГЦ «Недвижимость» извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Федеральное агентство водных ресурсов, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представлен письменный отзыв: согласно сведений из Государственного водного реестра водный объект «Новинка» зарегистрирован в Государственном водном реестре отделом водных ресурсов Невско-Ладожского бассейнового водного управления по Республики Карелия при внесении сведений о рыбопромысловых участках, представленных письмом Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ . Сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта) оз. Новинка, расположенного п. Тикша Муезерского района Республики Карелия, в государственном водном реестре отсутствуют. Считают, что в случае установления входе судебного разбирательства нахождение спорного земельного участка в пределах береговой полосы оз. Новинка, спорный земельный участком в указанных границах не может находиться в собственности Истцов.

Суд, заслушав представителя истцов, истца Даниеву М.Т., исследовав письменные материалы дела, имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, в том числе показания свидетеля, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 7 Всеобщей Декларации прав человека все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с п.З ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Согласно ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8), площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч.9), при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч.10).

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что на основании свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., местоположением: <адрес>, являлась У.

Из свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что свидетельство выдано У. на основании постановления местной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> площадь <данные изъяты> га, земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства.

Из выписок из ЕГРН относительно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> следует, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения для заполнения раздела 3 – описание местоположения земельного участка – отсутствуют.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, что соответствует требованиям ст.ст.37, 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», данный участок может выступать в качестве объекта гражданских прав.

Собственниками земельного участка на основании свидетельств о праве собственности на наследство по закону являются: Даниева М.Т. (с ДД.ММ.ГГГГ 2/10 доли в праве общей долевой собственности), Маннер Т.Т. (с ДД.ММ.ГГГГ 3/10 доли в праве общей долевой собственности), Маннер В.А. (с ДД.ММ.ГГГГ, 3/10 доли в праве общей долевой собственности), Вергизова Е.Т. (с ДД.ММ.ГГГГ 2/10 доли в праве общей долевой собственности).

Смежные земельные участки с участком истцов – отсутствуют.

В силу ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

В соответствии с п.1 ч.б ст.30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч.7 ст.36 ГрК РФ).

В соответствии с п.1 ст.59 ЗК РФ признание права на земельный участок возможно в судебном порядке.

Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» описание местоположения объекта недвижимости является одним из основных сведений об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно ст.68 ЗК РФ землеустройство включает в себя, в том числе, описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства.

В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отноше-нии которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п.5 ст. ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

Согласно ч.4, ч.5 ст.40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке.

Смежные земельные участки с участком истцов – отсутствуют.

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).

Под межеванием земельного участка понимается определение его границ на местности.

Исходя из п.59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ № 10/22 от 20.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

В целях уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , а также с целью внесения координат поворотных точек в ЕГРН, кадастровым инженером ООО «Карелгеоком» Зверхановской О.В. проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план и заключение.

При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , были уточнены границы в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах точек границ земельного участка. Исходным документом на земельный участок является Свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. Конфигурация отличается от той, что указана в приложении к Сивдетельству. Данное обусловлено сложившимися в течение длительного времени (15 и более лет) границами участка граница проходит по существующему забору в точках <данные изъяты>. Картографический материал в госфонде данных на данный участок отсутствует. На сайте https;//fgistp.economy.gov/ru/ опубликованы правила землепользования и застройки Ледмозерского сельского поселения, утвержденные Решением 7 сессии 3 созыва Ледмозерского сельского поселения от 21.03.2014 №41 (с изменениями). Участок располагается в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (ж1), в которой указаны предельные размеры участков 600-1500 кв.м. для вида разрешенного использования уточняемого участка. Площадь уточняемого участка не изменилась.

Указанные в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ правила землепользования и застройки Ледмозерского сельского поселения, утвержденные Решением 7 сессии 3 созыва Ледмозерского сельского поселения от 21.03.2014 №41 (с изменениями) суд при разрешении спора не применяет, поскольку данные правила утверждены после оформления на спорный земельный участок права собственности и остановки его на государственный кадастровый учет.

Результаты кадастровых работ оформлены межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, площадь уточняемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., что соответствует площади указанного земельного участка, зафиксированной в свидетельстве о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, сведениям из ЕГРН.

Исходя из приведенных в исковом заявлении истцами доводов, земельный участок с кадастровым номером на котором расположен принадлежащий истцам жилой дом, поставленный на кадастровый учет (кадастровый , дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ), существует в определенных кадастровым инженером межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ границах на местности более 15 лет.

Факт существования земельного участка с кадастровым номером в определенных кадастровым инженером межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ границах на местности более 15 лет подтвердил допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель С., пояснившая, что земельный участок истцов огорожен забором, как указано на схеме к межевому плану. Этот забор был установлен, когда свидетель была еще ребенком. В последствии фрагменты забора менялись, но устанавливались в том же месте. То есть границы земельного участка по характерным точкам установленным в межевом плане не менялись на местности более 15 лет, границы земельного участка не переносились.

Суд оценивая показания свидетеля полагает, что данные показания являются относимыми и допустимыми доказательствами по делу, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опорочены, согласуются с иными письменными материалами дела, оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется, поскольку свидетель предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, суд признает данные показания достоверными, достаточными и находящимися во взаимной связи с иными доказательствами по делу в совокупности.

Согласно ч.9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (утратившего силу с 01.01.2017) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Таким образом, исходя из межевого плана от 16.09.2021, показаний допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей установлено, что местоположение границы и площадь земельного участка определялись с учетом фактического землепользования, естественных границ земельного участка, границы спорного земельного участка существуют на местности более пятнадцати лет и проходят по объектам искусственного происхождения - забору, с двух сторон земельный участок ограничен землями общего пользования, с третьей стороны – дорогой, что подтверждается схемой расположения земельного участка и чертежом земельных участков и их частей, являющихся составной частью межевого плана.

Границы спорного земельного участка определены по границе, существующей на местности длительное время, более 15 лет и закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения (забора), земельный участок по всему периметру огражден забором, межевые знаки, установленные при межевании сохранены в виде ограждения, на местности передвижение забора не наблюдается, забор достаточно длительное время стоит на своем месте и фактическая территория земельного участка используется более 15 лет, сам участок правильный формы.

Смежные землепользователи, спор о границах земельного участка отсутствует, наложений границ спорного земельного участка на границы смежных земельных участков, а также пересечения границ не выявлено, что подтверждено пояснениями представителя истцов, истца Даниевой М.Т., доводами иска, показаниями допрошенного свидетеля.

Оснований полагать, что при установлении границ спорного земельного участка по границам характерных точек приведенным кадастровым инженером в межевом плане от будут нарушены права и охраняемые законом интересы иных лиц, у суда не имеется.

В соответствии со ст.ст.264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

В данном случае, суд, считает доказанным, что в целях соблюдения положений земельного законодательства РФ, необходимо привести местоположение границ спорного земельного участка, в соответствии с фактическим местоположением, установленным по факту существования на местности 15 и более лет, согласно, заключению и межевому плану, изготовленному кадастровым инженером Зверхановской О.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд считает, что те обстоятельства, на которые ссылаются истцы в обоснование заявленных требований, являются правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку целью кадастрового учета объектов недвижимости является внесение соответствующих действительности сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, существенными сведениями, в данном конкретном случае, являются достоверные сведения о местоположении (границах), площади объекта недвижимости.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также того обстоятельства, что земельный участок был предоставлен в собственность наследодателя У. до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 (№167-ФЗ) и от 03.06.2006 (№74-ФЗ), и Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 (№136-ФЗ), суд приходит к выводу о том, что земельный участок в определенных в межевом плане от 16.09.2021границах и площади существует на местности более пятнадцати лет, в данной связи заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.

В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п.1), органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2).

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуальногожилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительстваили садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольнойпостройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства РФ, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в со¬ответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ; 39) участие в соответствии с федеральным законом в выполнении комплексных кадастровых работ.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмот¬ренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 настоящей статьи).

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с ч.2 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, атакже решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В силу ст.3 Закона Республики Карелия № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в статье 1 данного Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В соответствии с Законом РК№ 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановлением Правительства РК от 30.12.2015 №446-П функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок.

Постановлением Правительства РК от 26.09.2017 № 326-П Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений РК.

Согласно подп.39 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений РК, утв. постановлением Правительства РК от 02.11.2017 № 390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, полномочия по принятию решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.

Согласно ст.5 Закона РК № 1980-ЗРК в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселе¬ния, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношениитакого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправле-ния городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.

Таким образом, по общему правилу с 01.01.2016 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Карелия осуществляется Министерством имущественных и земельных отношений РК. Администрация Ледмозерского сельского поселения утратила полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Завершение ранее начатой процедуры предоставления земельного участка может осуществляться органом местного самоуправления, начавшим данную процедуру, при условии, если им были совершены действия, прямо предусмотренные положениями ст.5 Закона РК № 1980-ЗРК.

Поскольку Министерство имущественных и земельных отношений РК не наделено полномочиями по предоставлению земельных участков, расположенный на территории п.Тикша собственность на которые разграничена, а равно не вправе претендовать на спорный земельный участок в том числе в порядке ст. 1151 ГК РФ в порядке наследование выморочного имущества, в удовлетворении требований, заявленных к данному ответчику надлежит отказать.

В соответствии со ст.6 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» для строительства дач, гаражей, а также индивидуальной предпринимательской деятельности и иного, не запрещенного законом использования, земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение либо пользование, в том числе аренду.

Согласно ст.7 Закона РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе» до юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками.

Частью 1 ст.49 Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 было предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение или в пользование для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения подсобного хозяйства и садоводства, для возведения и использования жилых домов и иных строений на праве собственности, а также для удовлетворения других нужд, предусмотренных законодательными актами. Земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местной администрацией в соответствии с ее компетенцией.

В соответствии со ст.30 ЗК РСФСР (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ, которым введен в действие Земельный кодекс РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, должны были подать заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.

Согласно ст. 64 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Полномочия администрации в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы установлены в ст.ст.49, 51 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

В п. 8 ст. 49 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действовавшей до 01.07.2006, было предусмотрено, что поселковый сельский совет определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной совету территории.

В силу п. 1 ст. 51 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» сельская администрация обладала полномочиями передавать в собственность и сдавать в аренду, изымать земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель, переданных в ведение сельского совета.

Анализ указанных норм материального права позволяет сделать вывод, что до ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления п. Тикша обладал полномочиями по предоставлению земельных участков на территории п. Тикша, в настоящее время п. Тикша входит в состав Ледмозерского сельского поселения.

Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, учитывая конкретные обстоятельства дела, исходя из презумпции добросовестности в действиях участников гражданских правоотношений, полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, оснований для отказа в удовлетворении иска суд не усматривает.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Истцами при подаче иска понесены судебные расходы уплачена государственная пошлина в общем размере 1200 руб. (по 300 руб. каждым из истцов).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, между лицами, участвующими в деле, распределению не подлежат.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что в ином (внесудебном) порядке восстановить свои права истцы возможности не имели, права истцов непосредственно действиями ответчика администрации Ледмозерского сельского поселения нарушены не были, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика судебных расходов, в том числе, расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.12, 55-56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Даниевой М.Т., Вергизовой Е.Т., Маннер Т.Т., Маннер В.А. к администрации Ледмозерского сельского поселения, об установлении факта существования границ земельного участка на местности удовлетворить.

Установить факт существования земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес> на местности пятнадцать и более лет в границах со следующими координатами характерных точек границ земельного участка, указанным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, определенных методом спутниковых геодезических измерений со средней квадратической погрешностью определения координат 0,10 м.: <данные изъяты>

В удовлетворении иска к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03.06.2021.

Судья                                                                                         И.В. Каськович

2-24/2022 (2-224/2021;) ~ М-295/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маннер Татьяна Тайстовна
Вергизова Екатерина Тайстовна
Маннер Валентина Алексеевна
Даниева Мария Тайстовна
Ответчики
администрация Ледмозерского сельского поселения
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Тимофеева Ангелина Александровна
Администрация Муезерского муниципального района
государственное унитарное предприятие Республики Карелия Республиканский государственный центр "Недвижимость"
Общество с ограниченной ответственностью "Карелгеоком"
Федеральное агентство водных ресурсов
Кадастровый инженер Зверхановская Оксана Васильевна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Каськович Игорь Викторович
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
06.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.01.2022Предварительное судебное заседание
26.01.2022Предварительное судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
12.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
03.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2022Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
12.07.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
02.11.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее