Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-1094/2019 от 24.10.2019

Адм. дело № 12-1094/2019

УИД 0

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

09 декабря 2019 года г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Сидорова И.Н., рассмотрев жалобу Кочкина Семена Александровича на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Чебоксары от 15 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Чебоксары от 15 октября 2019 года Кочкин С. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Чебоксары, Кочкин С. А. просит отменить указанное постановление мирового судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В судебное заседание Кочкин С. А., прокурор Московского района г. Чебоксары, извещенные о месте и времени, не явились.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу требований статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Московского района г. Чебоксары проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при создании Межрегионального профессионального союза «Альянс учителей».

По результатам проведенной проверки прокурором Московского района г.Чебоксары 26 апреля 2019 года в адрес ------ Межрегионального профессионального союза «Альянс учителей» Кочкина С.А. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства при создании профсоюза.

В представлении были изложены требования: - рассмотреть данное представление и принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства при создании профсоюза; - о дне и времени рассмотрения представления прокурора сообщить отдельной информацией в прокуратуру района; - о результатах рассмотрения сообщить в установленный законом месячный срок в прокуратуру Московского района г. Чебоксары в письменной форме.

Как следует из материалов дела, указанное представление было получено Кочкиным С. А. 14 мая 2019 года и рассмотрено в установленный срок – 21 мая 2019 года в прокуратуру района поступил ответ Кочкина С. А., в котором он выразил свое несогласие с требованиями представления.

Из письменного ответа ------ Межрегионального профессионального союза «Альянс учителей» Кочкина С.А. следует, что в ответ на представление сообщает, что в силу п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2). Уставом Межрегионального профессионального союза «Альянс учителей» приносящая доход деятельность не предусмотрена.

Полагая, что ------ Межрегионального профессионального союза «Альянс учителей» Кочкиным С.А. умышленно не выполнены требования представления, извещением от 26 августа 2019 года он был приглашен на 06 сентября 2019 года в прокуратуру Московского района г. Чебоксары для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и составления в отношении него постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.

06 сентября 2019 года в отношении ------ Межрегионального профессионального союза «Альянс учителей» Кочкина С.А. заместителем прокурора Московского района г.Чебоксары было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ без участия лица.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ (то есть сведения, включаемые в протокол об административном правонарушении).

По смыслу ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).

Согласно ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, исходя из смысла статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, только в том случае, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении должно обладать достоверными сведениями о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.

Как усматривается из материалов дела, указанная обязанность в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Кочкина С. А. не выполнена. Согласно отчету по почтовому идентификатору, вышеуказанная корреспонденция была вручена адресату 23 сентября 2019 года, то есть постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу, и в отсутствие сведений о его надлежащем уведомлении, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено до получения сведений о результатах вручения почтового извещения.

Как указано выше, исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В соответствии с приведенными выше положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5), возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного Кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи в отношении ------ Межрегионального профессионального союза «Альянс учителей» Кочкина С.А. подлежало бы отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований закона.

Как следует из материалов дела, в установленный срок – 21 мая 2019 года в прокуратуру района поступил ответ Кочкина С. А., в котором он выразил свое несогласие с требованиями представления.

В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Частью 2 ст. 1 Закона установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Согласно ст. 22 Закона одной из форм прокурорского реагирования является внесение представления об устранении нарушений закона.

В соответствии со ст. 24 Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, в силу закона внесение прокурором представления влечет обязанность органа или должностного лица его безотлагательно рассмотреть, и в месячный срок со дня внесения представления сообщить прокурору.

Установленная статьей 17.7 КоАП РФ административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его законных полномочий, является средством обеспечения исполнения указанных обязанностей.

Вместе с тем, Закон не связывает орган или должностное лицо, которым внесено представление прокурора, правовой позицией прокурора, изложенной в его представлении. Орган или должностное лицо, получившие представление прокурора, вправе как согласиться с требованиями прокурора, так и не согласиться, что не исключает обязанность в любом случае рассмотреть представление и дать на него ответ.

Указанные обязанности ------ Межрегионального профессионального союза «Альянс учителей» Кочкиным С.А. были исполнены.

Представление прокурора не является вступившим с законную силу судебным актом, обязательным к исполнению, и суд первой инстанции, делая вывод о наличии в действиях Кочкина С. А., не согласившегося с правовой позицией прокурора, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, фактически ошибочно отождествил представление прокурора в порядке ст. 24 Закона о прокуратуре и судебный акт, тогда как ст. 35 Закона о прокуратуре, ГПК РФ, КАС РФ и АПК РФ, помимо возможности прокурора внести представление предусмотрена и иная форма реагирования, а именно обращение прокурора с иском (заявлением) в суд или арбитражный суд в зависимости от подсудности спора.

При таких обстоятельствах в действиях Кочкина С. А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены вынесенного постановления и прекращения производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Чебоксары от 15 октября 2019 года о привлечении Кочкина Семена Александровича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, отменить.

Производство по административному делу в отношении ------ Межрегионального профессионального союза «Альянс учителей» Кочкина С.А. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Решение суда вступает в законную силу с момента его принятия

Судья И.Н. Сидорова

Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2019 года.

Мотивированное решение составлено 09 декабря 2019 года.

12-1094/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Прокурор Московского района г.Чебоксары
Ответчики
Кочкин Семен Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Сидорова Ирина Николаевна
Статьи

КоАП: ст. 17.7

Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
24.10.2019Материалы переданы в производство судье
06.12.2019Судебное заседание
20.12.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее