УИД 29RS0018-01-2022-004219-21
Дело № 2-3729/2022
Решение
именем Российской Федерации
5 октября 2022 г. г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Терентьевой А.А.,
при секретаре Кравец Т.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владимировой Эльзы Николаевны к Министерству строительства и архитектуры Архангельской области, Администрации муниципального образования "Мезенский район" о признании членом семьи, обязании включить в очередь на получение субсидии,
установил:
Владимирова Э.Н. обратилась в суд с иском к министерству строительства и архитектуры Архангельской области, администрации МО «Мезенский район» о признании членом ее семьи Анашкину Веронику Максимовну, обязании включить в очередь на получение субсидии.
В обоснование заявленных требований указала, что является участником федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, в категории «инвалиды». Она зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес>. Вместе с ней по данному адресу проживает ее правнучка – Анашкина Вероника Максимовна. Мама Анашкиной Вероники – Панкратова Любовь Витальевна, приходится истцу внучкой. Они ведут общее совместное хозяйство, имеют общий семейный бюджет.
Истец Владимирова Э.Н., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Ее представитель Воронцова Т.А. исковые требования поддержала. Указала, что истец проживает совместно с правнучкой Анакшиной В.М. и внучкой Панкратовой Л.В. Они являются одной семьей, ведут совместный бюджет и хозяйство. Требование истца о признании членом семьи адресовано ответчику - администрации МО «Мезенский район», а об обязании включить в очередь на получение субсидии - министерству строительства и архитектуры Архангельской области.
Ответчик министерство строительства и архитектуры Архангельской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направил, в письменных возражениях указало, что министерство не является надлежащим ответчиком по иску, разрешение вопроса о признании членами семьи оставила на усмотрение суда, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик администрация МО «Мезенский район», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, заявлений и ходатайств не направили.
Третье лицо Анашкина В.М., извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в письменных пояснениях законный представитель Анашкиной Вероники - Панкратова Л.В. иск поддержала, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии со ст. 4 и 5 вышеуказанного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом; размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее по тексту решения – Правила).
В силу пп. «а» п. 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В силу ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судом установлено, что согласно выписке из домовой книги, по адресу: Архангельская область, Мезенский район, дер. Лампожня, д.40, зарегистрированы истец Владимирова Э.Н., внук Владимиров С.В., внучка Панкратова Л.В., правнучка Панкратова Э.С. и Анашкина В.М., внук Владимиров А.В., правнук Владимиров К.А., жена внука Владимирова Л.Ф.
Родственные отношения истца с правнучкой Анашкиной В.М подтверждаются копиями паспортов, свидетельствами о рождении.
Как указывает истец, правнучка проживает совместно с ней по указанному адресу, они ведут совместное хозяйство, имеют общий семейный бюджет, который расходуют на приобретение продуктов питания, одежды. Семейный бюджет состоит из пенсии истца дохода Панкратовой Л.В.
Справками ГБУЗ Архангельской области «Мезенская центральная районная больница», МБДОУ «Детский сад «Улыбка» подтверждается фактическое проживание Анашкиной В.М. по адресу регистрации в Мезенском районе.
Оценив представленные истцом доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, так как факт того, что правнучка проживает совместно с истцом и является членом ее семьи, подтвержден в ходе судебного разбирательства и ответчиками опровергнут не был.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В силу ст. 39 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями», принятого Архангельским областным Собранием депутатов 20.09.2005, государственными полномочиями, указанными в статье 40 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и муниципальных округов Архангельской области (далее в настоящей главе - муниципальные образования).
Согласно ст. 40 названного областного закона органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Архангельской области по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также по проверке представленных ими документов, принятии решения о постановке, на учет в целях получения жилищной субсидии и др.
Поскольку решение вопросов о принятии от граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей документов, необходимых для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий; проверка представленных ими документов; принятие решения о постановке таких граждан на учет для получения жилищных субсидий; заведение и ведение учетных дел на граждан, поставленных на учет имеющих право на получение жилищных субсидий отнесено в силу ст. 40 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ к полномочиям органов местного самоуправления, надлежащим ответчиком по делу является Администрации МО «Мезенский район».
Соответственно, в удовлетворении исковых требований к министерству строительства и архитектуры Архангельской области, в обязанности которого не входит решение вопросов о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, равно как о постановке на учет в целях получения жилищных субсидий, следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Владимировой Эльзы Николаевны к Министерству строительства и архитектуры Архангельской области, Администрации муниципального образования "Мезенский район" о признании членом семьи, обязании включить в очередь на получение субсидии - удовлетворить частично.
Признать Анашкину Веронику Максимовну (ИНН <данные изъяты>) ДД.ММ.ГГГГ года рождения, членом семьи Владимировой Эльзы Николаевны (ИНН <данные изъяты>) ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В удовлетворении исковых требований Владимировой Эльзы Николаевны (ИНН <данные изъяты>) к министерству строительства и архитектуры Архангельской области (ИНН 2901164135) о признании членом семьи, обязании включить в очередь на получение жилищной субсидии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий А.А. Терентьева
Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2022 г.