Материал №12-314/2023
Решение
г. Рыбинск «16» января 2024 г.
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Коновалова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Ярославского межрайонного природоохранного прокурора на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 28.09.2023 № в отношении Серова Александра Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.37 КоАП РФ; решение начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 27.10.2023 № об оставлении протеста прокурора без удовлетворения,
установил:
14.09.2023 государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, в отношении Серова А.В., в связи с незаконной добычей (выловом) ВБР в запрещенном месте (<адрес>
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 28.09.2023 № Серов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КОАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа 2000 руб.
Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности действий сотрудников отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско-Окского территориального управления Росрыболовства при осуществлении контрольных полномочий, по результатам которой заместителем прокурора принесен протест на указанное постановление.
Решением начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 27.10.2023 № протест прокурора оставлен без удовлетворения.
Заместитель Ярославского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с протестом, в котором просит постановление и решение отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование требований указано, что в нарушение ФЗ от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» должностным лицом при проведении контрольного (надзорного) мероприятия не оставлен акт контрольного (надзорного) мероприятия, и не вручен контролируемому лицу. При рассмотрении протеста прокурора на данное постановление в нарушение правовых норм КоАП РФ должностным лицом не принято мер к уведомлению Серова А.В.
Помощник прокурора Чернов Е.А. в судебном заседании поддержал протест.
Выслушав помощника прокурора, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Частью второй статьи 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.4,5 ст.43.2 ФЗ от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (за исключением морских биоресурсов) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу ч.1,3 ст.56 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия): 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации (ч.2,3 ст.87 ФЗ №248-ФЗ).
Согласно ч.1,3 ст.88 данного федерального закона контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.88).
При этом, в силу п.10 ч.2 ст.91 Ф №248-ФЗ грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является: непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что в соответствии с заданием от 11.09.2023 № государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям ФИО4 14.09.2023 проведено выездное обследование акватории и водоохраной зоны Горьковского и Рыбинского водохранилищ в границах Ярославской области. Перечень контрольных (надзорных) действий определен в задании - в соответствии с ч.3 ст.75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Предмет выездного обследования -в соответствии со ст.15 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и п.3 постановления Правительства РФ от 25.06.2021 № 996.
Далее, в тексте задания указано: результаты проведения выездного обследования- выявлено нарушение Правил рыболовства для водоемов Вожско-Каспийского рыбодобывающего бассейна. МОКТУ № на Серова А.В.
14.09.2023 государственным инспектором ФИО4 составлен протокол осмотра.
Приложением к протоколу осмотра от 14.09.2023 является протокол об административном правонарушении от 14.09.2023 №, составленный в отношении Серова А.В., из которого следует, что на правом берегу <адрес> в 501 м. от <адрес> Серов А.В. осуществлял добычу (вылов) водных биологических ресурсов с берега на спиннинговую снасть в запретном месте (р. Шексна от здания ГЭС Шенуснинского створа Рыбинского гидроузла до устья). Постановлением по делу об административном правонарушении от 28.09.2023 №76-736 Серов А.В. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что в случае проведения выездной проверки, не предусматривающей взаимодействие с контролируемыми лицами, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований физическими лицами допускается взаимодействие с ними. В этом случае обязательным является составление акта контрольного (надзорного) мероприятия, ознакомление контролируемого лица с актом, и принятие решения о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности.
Однако, в нарушение указанных требований по итогам выездной проверки, в ходе которой происходило взаимодействие с физическим лицом Серовым, должностным лицом отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско-Окского территориального управления Росрыболовства при проведении вышеуказанного контрольного (надзорного) мероприятия акт по результатам контрольного (надзорного) мероприятия не составлен, контролируемому лицу не направлен.
Таким образом, в отсутствие составленного по результатам выездного обследования, осуществленного со взаимодействием с контролируемым лицом, акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, не ознакомление с таким актом ФИО7 влекут отмену решений, принятых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в данном случае – постановления по делу об административном правонарушении от 28.09.2023.
Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с выявленными нарушениями на указанное постановление по делу об административном правонарушении от 28.09.2023 принесен протест от 18.10.2023 №.
По результатам рассмотрения протеста прокуратуры начальником отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско- Окского территориального управления Росрыболовства ФИО5 27.10.2023 принято решение об отказе в удовлетворении протеста.
В соответствии со ст.30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Аналогичные требования обязательны при рассмотрении жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях (ст. 30.6 КоАП РФ).
В нарушение ч. 2 ст. 25.1, п. 1 ч. 1 ст. 29.4, ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ должностным лицом не принято мер к уведомлению Серова о времени и месте рассмотрения протеста на постановление о назначении административного наказания, в связи с чем он был лишен права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Учитывая изложенное, решение начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско- Окского территориального управления Росрыболовства ФИО5 27.10.2023 не может быть признано законным.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд полагает протест подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 -30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 28.09.2023 № о привлечении к административной ответственности Серова А.В., решение начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 27.10.2023 № - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.37 КоАП РФ в отношении Серова Александра Владимировича, прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд Ярославской области.
Судья Коновалова И.В.