УИД 42RS0№-86
(2-593/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Смолина С.О.,
при секретаре Журавель Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске 10 мая 2023 года
гражданское дело по иску прокурора города Прокопьевска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации города Прокопьевска, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «<данные изъяты> (далее – МАДОУ «Детский сад №», Учреждение), Управлению образования администрации <адрес> о понуждении к совершению действий, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просит обязать Управление образования администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на проектирование и установку охранной сигнализации, на оборудование на первом этаже здания образовательного учреждения помещения для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения, оснащение системой видеонаблюдения, а МАДОУ «Детский сад №» обязать в течение месяца с момента перечисления денежных средств Управлением образования администрации <адрес> осуществить проектирование и установку охранной сигнализации, оборудовать на первом этаже здания образовательного учреждения помещение для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения, оснастить системой видеонаблюдения.
Требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения образовательными организациями требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в ходе которой установлены нарушения в части создания безопасных условий обучения и воспитания обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В ходе проверки выявлены факты необеспечения антитеррористической защищенности в МАДОУ «Детский сад №», осуществляющей образовательную деятельность. В нарушение подпунктов «а, в, г» пункта 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования) в МАДОУ «Детский сад №» отсутствует охранная сигнализация, на первом этаже здания не оборудовано помещение для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения, отсутствует система видеонаблюдения. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления. Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности. Управление образования администрации <адрес>, являющееся учредителем МАДОУ «Детский сад №» и осуществляющее бюджетные полномочия по осуществлению финансового обеспечения, при формировании расходов муниципального бюджета на образование обязано обеспечить финансирование работ по устранению выявленных нарушений в силу действующего законодательства.
Представитель истца - старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании на заявленных исковых требований настаивал, просил иск удовлетворить полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления образования администрации <адрес> в судебном заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не сообщил суду о причинах неявки.
Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад №» ФИО3, действующая на основании приказа Управления образования администрации <адрес> о приеме работника на работу №/№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108), исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица Прокопьевского филиала ФГКУ «УВО ВНГ России» по <адрес>-Кузбассу ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д.150), не возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, определено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Указанная обязанность образовательных учреждений закреплена в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ), согласно которому образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п. 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с п.п. 3, 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава предметом деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № «<данные изъяты>» является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, направленное на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, присмотр и уход за воспитанниками.
По своему типу Учреждение является общеобразовательным учреждением, осуществляющим в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками (л.д. 73-89).
Согласно пунктам 1.3, 1.6 Устава МАДОУ «Детский сад №» является юридическим лицом, учредителем Учреждения является Муниципальное образование «Прокопьевский городской округ <адрес> – Кузбасса», функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет Управление образования администрации <адрес>. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами.
Полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом Учреждения осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> (далее - КУМИ <адрес>) (п. 1.4 Устава).
Как установлено судом и следует из материалов дела, МАДОУ «Детский сад №» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно паспорту безопасности объекта (территории) МАДОУ «Детский сад №» установлена третья категория опасности объекта.
Как следует из акта внепланового обследования объекта образовательной организации МАДОУ «Детский сад №» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного сотрудниками ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>-Кузбассу» (л.д.105-106), в соответствии с пунктами «а, в, г» пункта 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 образовательное учреждение необходимо оснастить охранной сигнализацией, оборудовать на первом этаже здания образовательного учреждения помещение для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения, оснастить системой видеонаблюдения.
В соответствии с подп. «а» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в частности на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). Подпунктом «г» пункта 18 данных Требований установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В соответствии с подп. «а, в, г» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
В нарушение указанных норм в МАДОУ «Детский сад №» охранная сигнализация, помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации отсутствуют, что не позволяет обеспечить требуемый уровень физической защиты образовательного учреждения.
На основании изложенного подлежат удовлетворению исковые требования в части возложения на МАДОУ «Детский сад №» обязанности осуществить проектирование и установку охранной сигнализации, оборудовать помещение для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения, оснастить системой видеонаблюдения.
Разрешая исковые требования о возложении на Управление образования администрации <адрес> обязанности по финансированию исполнения МАДОУ «Детский сад №» вышеуказанных требований, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п.п. 6.10, 6.11 Устава МАДОУ «Детский сад №» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе субсидии из бюджета Муниципального образования «Прокопьевский городской округ <адрес> – Кузбасса», доходы от приносящей доход деятельности, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, другие источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 40 Устава <адрес>, принятого Постановлением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 120 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), администрация <адрес> осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города; обеспечивает исполнение бюджета города и программ развития города; организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования.
Исполнение бюджета <адрес> обеспечивается администрацией <адрес> в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления <адрес> (ст. 57 Устава).
Согласно пунктам 6.3, 6.5 главы 6 Положения Управления образования администрации <адрес>, утвержденного Решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 761 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), финансовая деятельность муниципальной системы образования осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета <адрес> - Кузбасса и бюджета Прокопьевского городского округа в пределах утвержденных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на текущий год, обеспечивающих покрытие расходов, связанных с процессом образования и воспитания, функционирования и развития муниципальной системы образования Прокопьевского городского округа, содержания аппарата Управления.
Финансовое обеспечение деятельности Управления осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета Прокопьевского городского округа.
Пункт 3 статьи 123.21 ГК РФ предусматривает, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению требований в сфере профилактики терроризма и экстремизма является обязанностью не только самого образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления, обязанного финансировать мероприятия по обеспечению надлежащих условий содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> о возложении на Управление образования администрации <адрес> обязанности по финансированию мероприятий, которые надлежит выполнить Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «<данные изъяты> подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке, необходимом для исполнения решения суда, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер выявленных нарушений, часть из которых ставят под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников МАДОУ «Детский сад №», требования разумности, длительность и сложность подлежащих выполнению работ, планирование муниципального бюджета, а также соблюдение требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает правильным установить срок исполнения Управлением образования администрации <адрес> обязанности по финансированию данных мероприятий – до ДД.ММ.ГГГГ, а МАДОУ «Детский сад №» указанных в решении суда мероприятий - в течение месяца с момента перечисления денежных средств Управлением образования администрации <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации <адрес>, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № <данные изъяты>» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Управление образования администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства на проектирование и установку охранной сигнализации, оборудование помещения для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения, оснащение системой видеонаблюдения в Муниципальном автономному дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № «<данные изъяты>
Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № «<данные изъяты> в течение месяца с момента перечисления денежных средств Управлением образования администрации <адрес> осуществить проектирование и установку охранной сигнализации, оборудовать помещение для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения, оснастить системой видеонаблюдения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через суд, принявший решение, т.е. через Центральный районный суд <адрес>
Судья (подпись) С.О. Смолин
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (подпись) С.О. Смолин
Подлинный документ подшит в деле 42RS0№-86 (2-593/2023) Центрального районного суда <адрес>