Дело № 2-1365/2023
УИД 42RS0023-01-2023-001545-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 13 ноября 2023 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Шлыкова А.А.,
при секретаре Лучшевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области-Кузбасса действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новокузнецкого района, действующий в защиту прав неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса об обязании администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем обеспечения транспортной доступности граждан к населенным пунктам: <адрес> <адрес> по дороге общего пользования.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Новокузнецкого района проведена проверка исполнения администрацией Новокузнецкого муниципального округа требований законодательства о местном самоуправлении при решении вопросов местного значения, входе которой установлено, что транспортное сообщение с населенными пунктами – <адрес>, <адрес>, осуществляется по дороге «<данные изъяты>», которая состоит из трех участков:
- участок автодороги (далее – участок №), расположенный на земельном участка с кадастровым №, поставлен на учет как безхозяйный объект недвижимости, собственником земельного участка является администрация Новокузнецкого муниципального округа;
- участок дороги (далее – участок №), расположенный на земельном участке с кадастровым №, принадлежит юридическому лицу <данные изъяты> на праве собственности, собственником земельного участка является администрация Новокузнецкого муниципального округа, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен юридическому лицу <данные изъяты>»;
- участок дороги (далее – участок №), расположенный на земельных участках с кадастровыми №№ и №, принадлежит <данные изъяты> собственником земельных участков является администрация Новокузнецкого муниципального округа.
Установлено, что участок дороги № принадлежит и эксплуатируется юридическим лицом <данные изъяты> Проезд транспортных средств по данному участку регулируется юридическим лицом самостоятельно, путем установки средств, ограничивающих передвижение автотранспорта. Следовательно автодорога, расположенная на указанном земельном участке не является дорогой общего пользования. Участок автомобильной дороги протяженностью 3,1 км фактически является технологической дорогой, принадлежащей <данные изъяты> на праве собственности, которая в свою очередь используется для движения технологического транспорта. Более того, в близи данного участка дороги <данные изъяты> в целях осуществления производственной деятельности осуществляется выполнение взрывных работ. Перемещение, как общественного транспорта, так и личного транспорта граждан по фактически технологической дороге <данные изъяты> является не безопасным, может повлечь возникновение реальной угрозы жизни и здоровья граждан, являющихся участниками дорожного движения, причинение ущерба гражданам и их имуществу. В результате сложилась ситуация, когда дорога общего пользования от <адрес> до <адрес> разделена участком частной автодороги необщего пользования, на которой собственник регулирует проезд транспортных средств самостоятельно. Данные обстоятельства создают препятствие к обеспечению равной для всех транспортной доступности. Прокурором района в адрес главы Новокузнецкого муниципального округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое в свою очередь рассмотрено, удовлетворено, однако, нарушения, указанные в представлении прокурора района, до настоящего времени не устранены. Таким образом, поскольку вышеуказанные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц – граждан, проживающих в <адрес>, <адрес>, на транспортную доступность к местам проживания, возникла необходимость обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании заместитель прокурора Новокузнецкого района Лепихова К.А. просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ Суду объяснила, что транспортное сообщение <адрес> – <адрес> осуществляется в настоящее время по автодороге «<данные изъяты>», которая состоит из трех участков, расположенных на земельных участках администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса. Две части дороги принадлежат <данные изъяты> и <данные изъяты> и одна часть дороги является бесхозяйным объектом недвижимости, в отношении которого ответчиком ведутся подготовительные работы по постановке данной дороги на государственный кадастровый учет и включении в состав муниципальной собственности. По данной автомобильной дороге осуществляется сообщение общественного транспорта в населенные пункты. При этом, часть дороги принадлежащая <данные изъяты> в настоящее время перекрывается, поскольку является технологической дорогой, в близи которой ведется промышленная деятельность по добыче недр. В периоды взрывных работ Общество перекрывает принадлежащий ему участок дороги, по которому движется общественный транспорт в целях соблюдения безопасности. На въезде установлены КПП и шлагбаум. Таким образом, ответчиком не исполняются надлежащим образом обязанности по организации транспортной доступности в населенные пункты. Кроме того, в адрес прокуратуры неоднократно поступали обращения жителей населенных пунктов об ограничении движения транспорта по автодороге.
Представитель ответчика – администрации Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области-Кузбасса в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств не заявил, направил отзыв на исковое заявление, согласно которому считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо -Громов Г.С. и его представитель Ергина А.В., действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании исковые требования полагали подлежащими удовлетворению, суду объяснили, что на участке автодороги «<данные изъяты>», принадлежащем <данные изъяты> установлено два КПП и шлагбаумы, в связи с чем, жители населенных пунктов и собственники дачных участков не могут проехать, приходится ждать окончания взрывных работ 1-1,5 часа. В настоящее время разработка по добыче угля, где в том числе ведутся взрывные работы, подошла близко к общественной дороге, поэтому по ней не безопасно ездить. Шлагбаумы были установлены летом № г. Кроме того, в периоды перекрытия проезда не может проехать не только общественный и личный транспорт, но и транспорт специальных служб, в частности, была ситуация, когда в населенный пункт из-за перекрытия дороги не могла проехать машина скорой помощи. Исходя из того, что добыча угля ведется постоянно, в скором времени этот участок дороги вовсе будет поглощён разработкой. В объезд данного участка имеется грунтовая дорога, но зимой по ней проезд не возможен.
Представитель третьего лица – ООО «Сибэнергоуголь» Богулянова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просил разрешить данный спор на усмотрение суда, объяснил, что в настоящее время на участке дороги, принадлежащем Обществу установлены шлагбаумы и введены ограничения проезда на время проведения взрывных работ на 1-2 часа. Данные ограничения установлены год назад в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан. Кроме того, имеется заключение эксперта о том, что есть другие пути подъезда к поселкам. Полагает, что для разрешения сложившейся ситуации необходимо организовать иные пути проезда жителей населенных пунктов, минуя территорию промышленного предприятия. Лицензия на добычу недр получена Обществом давно, поэтому спорный участок дороги принадлежит предприятию.
Представитель третьего лица – ГКУ «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств не заявил, ранее в судебном заседании пояснил, что считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку часть общественной автодороги проходит по участка технологической дороги, по которой двигается промышленный транспорт, а также рядом ведутся горные работы, что создает опасность для граждан. На данном участке уже ранее происходило ДТП, когда БелАЗ наехал на легковой автомобиль.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Конституция Российской Федерации предоставляет каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27).
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" закреплено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу положений статьи 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как отражено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, обеспечению экономического развития и благополучия страны призвана служить транспортная инфраструктура общего пользования, строительство и модернизация которой, доступность и содержание в надлежащем состоянии создают необходимые предпосылки для реализации гражданами закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, включая право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе, относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Согласно ч. 8.1, ч. 12 ст. 6 данного Федерального закона, к собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 названного Федерального закона, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Новокузнецкого района поступило обращение ФИО7, о том, что он является жителем <адрес> Новокузнецкого района. К его и еще нескольким населенным пунктам проходит единственная автомобильная дорога, по которой жители добираются в <адрес>. Один из участков данной автодороги оборудован КПП со шлагбаумом и металлическими шипами. Данный участок автодороги принадлежит <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ он для проведения строительно-ремонтных работ у себя на участке дома в <адрес> заказал грузовой автомобиль с краном-манипулятором, однако, указанный автомобиль сотрудниками <данные изъяты>» на КПП не был пропущен, в связи с тем, что часть общественной дороги проходит по частной территории предприятия, въезд грузовой техники на которую запрещен. На просьбы пропустить автомобиль для его личных нужд сотрудники отказались, заявив, что им необходимо соответствующее указание руководства Общества. В итоге, заказанный им автомобиль охрана предприятия так и не пропустила, в связи с чем, он понес расходы, так как был вынужден оплатить аренду автомобиля. /л.д. 6/
В ходе проведения проверки по указанному обращению, прокуратурой Новокузнецкого района были направлены требования в адрес администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, ГКУ «Дирекция автомобильных дорог Кузбасс», ООО «Сибэнергоуголь» о предоставлении информации и документов. /л.д. 8-9, 20-21, 22-23/
Из ответа ГКУ «Дирекция автомобильных дорог Кузбасс» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке с кадастровым № (контур 3) располагается часть участка автомобильной дороги с кадастровым № (примерно 80 м). От границы <адрес> начинается технологическая дорога, не отвечающая требованиям СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85» для дорог общего пользования, которая заканчивается на расстоянии 6 км. от городской черты. Для осуществления проезда жителей <адрес> до <адрес> было принято решение включить участок протяженностью 11,8 км в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области-Кузбасса «<данные изъяты>», общей протяженностью 11,8 км состоит из двух участков: автомобильная дорога <данные изъяты>, км 0-8, км 11-12, кадастровый №, протяженностью 8,8 км.; автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области-Кузбасса <данные изъяты>, км 8-11, кадастровый №, протяженностью 3 км. Указанные участки автодороги находятся в государственной собственности Кемеровской области-Кузбасса и закреплены на праве оперативного управления за ГКУ «Дирекция автодорог Кузбасса». /л.д. 10-11/
Согласно ответу администрации Новокузнецкого муниципального района №е от ДД.ММ.ГГГГ организация пассажирских перевозок с поселком <адрес> осуществляется Управлением по транспорту и связи администрации <адрес>. Владельцем дороги, которая является частью автобусного маршрута № «<данные изъяты>», расположенной на земельных участках с кадастровыми №№, № является ГКУ КО «Дирекция автомобильных дорог Кузбасс». Участок автомобильной дороги «<данные изъяты>», расположенной на земельном участке с кадастровым №, ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет как бесхозяйный объект недвижимости, правообладатель Новокузнецкий муниципальный округ. На земельном участке с кадастровым № какие-либо объекты недвижимости отсутствуют, правообладателем указанного земельного участка на основании договора аренды является <данные изъяты> Ранее в реестре объектов муниципальной собственности МО «Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса» дорога «<данные изъяты>» не числилась. /л.д. 24/
Согласно ответу <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Общество является собственником сооружения – технологическая дорога с кадастровым №, протяженностью 3 100 м., местоположение: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес>, государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ Сооружение расположено на земельном участке с кадастровым № площадью № кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес>; категория земель – земли промышленности, вид разрешенного использования – под автодорогу, и предоставлен <данные изъяты> по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, государственная собственности на который не разграничена или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключенному с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Проект организации дорожного движения отсутствует, т.к. данная дорога является технологической дорогой необщего пользования. Для удобства передвижения местных жителей из близ расположенных поселков <данные изъяты> были произведены работы за счет собственных средств по устройству (укладки) асфальтового покрытия указанной технологической дороги. В целях исключения повреждений дорожного полотка введены ограничения проезда большегрузного транспорта. /л.д. 39/
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН и договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 25-38, 53-56, 57-60/
Согласно схеме автомобильной дороги «<данные изъяты>», общая протяженность данной автодороги составляет № км, участок автомобильной дороги «<данные изъяты>» составляет 22 км и состоит из четырех отрезков дороги расстоянием 2,5 км., 3 км., 3.1 км. и 12 км. Данная автомобильная дорога обеспечивает наземный доступ в населенные пункты Новокузнецкого муниципального округа - <адрес>, <адрес>. /л.д. 98-99/
Таким образом, установлено, что транспортное сообщение с населенными пунктами – <адрес>, <адрес>, осуществляется по дороге «<данные изъяты>», которая состоит из трех участков:
- участок автодороги, расположенный на земельном участка с кадастровым №, поставлен на учет как безхозяйный объект недвижимости, собственником земельного участка является администрация Новокузнецкого муниципального округа;
- участок дороги, расположенный на земельном участке с кадастровым №, принадлежит юридическому лицу <данные изъяты> на праве собственности, собственником земельного участка является администрация Новокузнецкого муниципального округа, на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен юридическому лицу <данные изъяты>
- участок дороги, расположенный на земельных участках с кадастровыми №№ и №, принадлежит ГКУ «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса», собственником земельных участков является администрация Новокузнецкого муниципального округа.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Новокузнецкого района в адрес главы Новокузнецкого муниципального округа было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по обеспечению транспортной доступности граждан к населенным пунктам по дороге общего пользования. /л.д. 61-64/
Согласно ответу администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым № № располагается в границах действия лицензии <данные изъяты> № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 65/
Из ответа администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для удобства проезда жителей поселков <данные изъяты> и гарантий защиты от влияния горных работ, предприятие заасфальтировало участок технологической дороги протяженностью 3,1 км с консервацией запасов угля под данным объектом на срок более 10 лет. Организован беспрепятственный проезд общественного транспорта и экстренных служб до перечисленных поселков через установленные КПП. Для нужд местных жителей организован проезд большегрузного транспорта (вывоз мусора, транспортировка строительных материалов и т.д.) по согласованию с начальником Загорского территориального управления администрации Новокузнецкого муниципального округа. /л.д. 107/
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
В силу ст. 9 указанного Федерального закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Часть 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет критерии отнесения частных автомобильных дорог к частным автомобильным дорогам общего пользования и необщего пользования: к первым относятся частные автомобильные дороги, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц; ко вторым - все иные частные автомобильные дороги, т.е. оборудованные указанными устройствами.
Согласно положениям ст. 27 указанного Федерального закона, правила использования частных автомобильных дорог определяются собственниками таких автомобильных дорог или владельцами таких автомобильных дорог в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
<данные изъяты> владеет лицензией № на право добычи угля на участке <данные изъяты>». Разрез является опасным производственным объектом, зарегистрирован в реестре за номером № под наименованием «<данные изъяты>». Технологическая дорога, протяженностью 3100 м расположена в границах указанной лицензии.
ДД.ММ.ГГГГ между КУМИ администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области и <данные изъяты> заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена №, в соответствии с которым, Общество приняло в аренду под технологическую дорогу земельный участок с кадастровым №, площадью № кв.м., разрешенное использование – под автодорогу, категория земель – земли промышленности, на котором расположен объект капитального строительства - технологическая дорога с кадастровым №. Срок действия аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 145-148/
В материалы дела представлены фотографии и видеозаписи с участка автомобильной дороги «<данные изъяты>», принадлежащего <данные изъяты>», на которых изображен предупреждающий дорожный щит с информацией о том, что на участке предприятия <данные изъяты> будут проводится взрывные работы, в связи с чем проход и проезд запрещен, сигналы оповещения подаются электросиреной. После предупреждающего дорожного щита располагается КПП <данные изъяты> и шлагбаум, установленный для ограничения проезда большегрузной техники. Кроме того, из представленной видеозаписи видно, что данный участок автомобильной дороги, проходящий по территории <данные изъяты> расположен в непосредственной близости к территории, где ведутся горные работы и работает спецтехника. /л.д. 93-96, 144/
Таким образом, судом установлено, что участок автомобильной дороги «<данные изъяты>» протяженностью 3,1 км, расположенный на земельном участке с кадастровым №, принадлежащий <данные изъяты> на праве собственности, является технологической дорогой, частной дорогой необщего пользования и одновременно является частью горнодобывающего предприятия. Дорога предназначена для использования в производственной деятельности и на нее распространяются ограничения, предусмотренные правовым режимом опасного производственного объекта. Проезд по такой дороге в силу закона должен быть ограничен в целях обеспечения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», поскольку данный участок дороги расположен в границах лицензии на добычу угля, выданной <данные изъяты>
Технологическая дорога протяженностью около 6 км, предназначенная для движения транспорта угольных предприятий, не может быть отнесена к автомобильным дорогам общего пользования и включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что перемещение, как общественного автотранспорта, так и личного транспорта граждан по фактически технологической автомобильной дороге <данные изъяты> расположенной в границах опасного производственного объекта, является не безопасным, может повлечь возникновение реальной угрозы жизни и здоровья граждан, являющихся участниками дорожного движения, причинение ущерба гражданам и их имуществу.
Исходя из чего, в результате сложилась ситуация, когда дорога общего пользования от <адрес> до <адрес> разделена участком частной автомобильной дороги необщего пользования, на которой собственник регулирует проезд транспортных средств самостоятельно, в силу чего, возникает препятствие к обеспечению равной для всех транспортной доступности.
Кроме того, суд отмечает, что отсутствие обеспечения постоянного бесперебойного движения по автомобильной дороге создает препятствия для проезда транспортных средств специальных служб, осуществляющих экстренную медицинскую помощь, помощь при аварийных, чрезвычайных ситуациях. и т.д.
Таким образом, судом установлено, что администрацией Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса безопасное транспортное сообщение жителей населенных пунктов Новокузнецкого муниципального округа - <адрес>, <адрес>, с <адрес> организовано ненадлежащим образом, необходимые меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений своевременно не приняты, что является недопустимым, и находится в прямой причинно-следственной связи с возможным возникновением угрозы жизни и здоровья людей, поскольку не обеспечивает безопасного и бесперебойного движения автотранспорта по автомобильной дороге «<данные изъяты>».
Ответчиком до настоящего времени выявленное нарушение не устранено.
Следует также отметить, что как усматривается из заключения специалиста <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 122-141/ безопасное транспортное сообщение жителей населенных пунктов Новокузнецкого муниципального округа - <адрес>, <адрес>, с <адрес>, возможно организовать за счёт других подъездных путей, которые необходимо привести ответчику в соответствие с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к обустройству автомобильных дорог.
В связи с вышеизложенным, суд находит исковые требования прокурора Новокузнецкого района законными и обоснованными, и считает необходимым обязать администрацию Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса устранить нарушения Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём обеспечения транспортный доступности граждан к населенным пунктам: <адрес>, <адрес> по дороге общего пользования.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает разумным установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 167, 191 -199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области-Кузбасса действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать Администрацию Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путём обеспечения транспортный доступности граждан к населенным пунктам: <адрес>, <адрес> по дороге общего пользования.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Новокузнецкий районной суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 20.11.2023 г.
Председательствующий судья Шлыков А.А.