Дело №2-73/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Зырянка 05 апреля 2023 года
Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи ЗиничевойО.И., с участием представителя истца по доверенности Агафоновой И.А., представителя ответчиков – адвоката Попова Е.К., и.о.прокурора Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) Ефимкина Е.О., при секретаре Инкаровой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
администрации муниципального образования «Поселок Зырянка» к Лавриненко Ж. А., Лавриненко Ж. А., Данилову С. В. о выселении граждан из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
администрация муниципального образования «Поселок Зырянка», в лице представителя по доверенности Агафоновой И.А., обратилась в суд с заявлением к Лавриненко Ж.А., Лавриненко Ж.А., Данилову С.В., которым просит выселить ответчиков из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма.
Представитель истца Агафонова И.А. в судебном заседании отказалась от исковых требований в отношении Тайшиной Е.С.
Ответчик Данилов С.В., надлежащим образом уведомлен, в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств в адрес суда не направил.
ОтветчикиЛавриненко Ж.А., Лавриненко Ж.А., надлежащим образом не уведомлены о времени и месте судебного заседания. В соответствии с адресной справкой № от <дата> зарегистрированы по адресу: <адрес>. Согласно ответа Отд МВД России по Верхнеколымскому району № ответчики на территории Верхнеколымского района фактически не проживают. В соответствии с положениями ст. 50 ГПК РФ, представлять интересы ответчиков Лавриненко Ж.А., Лавриненко Ж.А., судом было поручено адвокату Попову Е.К.
Представитель ответчиков – адвокат Попов Е.К., участвуя в судебном заседании исковые требования не признал.
И.о.прокурора Верхнеколымского района Ефимкин Е.О. в своем заключении считает, что исковые требования поселковой АМО «Поселок Зырянка» подлежат удовлетворению в полном объеме в отношении ответчиков, как законные и обоснованные.
Выслушав мнения представителя истца, выслушав заключение и.о.прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. "к" ч. 1 Конституции РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ЖК РФ, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии с п. 1 и п. 1.1. ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 87.2 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, подлежащим выселению из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с пп. 1ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. п. 7, 42).
В соответствии с разъяснением, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, вкотором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или увеличивается, в результате чего общая площадь на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения, носит компенсационный характер, и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Поселок Зырянка» на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением главы муниципального образования от 24.01.2019 № 05 было произведено расселение аварийного многоквартирного дома по <адрес>.
Нанимателю муниципальной квартиры № в указанном МКД ДАВ была предоставлена муниципальная квартира <адрес>. На основании распоряжения главы МО «Поселок Зырянка» № 75 от 27.04.2022 был заключен договор социального найма № от <дата>. В соответствии с п. 3 данного договора совместнос нанимателем в жилое помещение были вселены члены семьи Лавриненко Ж.А., Лавриненко Ж.А., Данилов С.В. Согласно п. 3 вышеуказанного распоряжения главы муниципального образования ДАВ. совместно с членами семьи необходимо было в течение 10 дней с момента заключения договора социального найма сняться с регистрационного учета по адресу: <адрес> и зарегистрироваться в предоставленном жилом помещении.
На день рассмотрения настоящего дела с регистрационного учета не сняты – Лавриненко Ж.А., Лавриненко Ж.А., Данилов С.В.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда
Граждане российской Федерации обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предусматривает обязанность граждан при изменении места жительства обратиться в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства с заявлением установленной формы.
В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, регистрация осуществляется по месту жительства.
Как отражено в Постановлении Конституционного суда РФ от 25 апреля 1995 №3-П, Постановлении Конституционного суда РФ от 04 апреля 1996 года №9-П, Постановлении Конституционного суда РФ от 02 февраля 1998 года №4-П, сама по себе регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Факт регистрации по месту жительства является административным актом и не влечет за собой автоматического возникновения права на жилое помещение либо его утрату, наличие регистрации предоставляет гражданину возможность обладать определенными правами и льготами по месту жительства.
Таким образом, признание жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу, является безусловным основанием для выселения нанимателя и членов его семьи с предоставлением другого жилого помещения.
На день рассмотрения гражданского дела судом, ответчики фактически заняли предоставленную квартиру по адресу: <адрес>, но до настоящего времени не снялись с регистрационного учета по адресу: <адрес>
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных поселковой администрацией муниципального образования «Поселок Зырянка» исковых требований к Лавриненко Ж.А., Лавриненко Ж.А., Данилову С.В. о выселении граждан из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма государственной пошлины определяется правилами ст. 333.19 НК РФи составит 300 рублей.
Согласно предоставленных документальных доказательств, оснований для освобождения ответчиков от уплаты государственной пошлины нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования администрации муниципального образования «Поселок Зырянка» к Лавриненко Ж. А., Лавриненко Ж. А., Данилову С. В. о выселении граждан из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма– удовлетворить.
Выселить Лавриненко Ж. А., <дата> рождения, из муниципальной квартиры по адресу: <адрес>, в связи с предоставлением иного жилого помещения по адресу: <адрес>, и заключением договора социального найма № от <дата>.
Выселить Лавриненко Ж. А., <дата> рождения, из муниципальной квартиры по адресу: <адрес>, в связи с предоставлением иного жилого помещения по адресу: <адрес>, и заключением договора социального найма № от <дата>.
Выселить Данилова С. В., <дата> рождения, из муниципальной квартиры по адресу: <адрес>, в связи с предоставлением иного жилого помещения по адресу: <адрес>, и заключением договора социального найма № от <дата>.
Взыскать с Лавриненко Ж. А., <дата> рождения, Лавриненко Ж. А., <дата> рождения,Данилова С. В., <дата> рождения, в доход бюджета администрации муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» государственную пошлину в размере 300 рублей в солидарном порядке.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: О.И. Зиничева
В окончательной форме решение суда принято 05 апреля 2023 года.