УИД 60RS0001-01-2023-004533-94
Производство по делу № 2-3814/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2023 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лугиной Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Караульновой О.В.,
с участием прокурора Румянцевой Н.О.,
представителя ответчика Абрамовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Псковский международный аэропорт «Княгиня Ольга» об обязании обеспечить исполнение требований законодательства в области транспортной и авиационной безопасности и противодействия терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Псковский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), к ООО «Псковский международный аэропорт «Княгиня Ольга» (далее – Общество, аэропорт), указав в обоснование, что в ходе проведенной проверки установлено, что Обществом не соблюдаются требования законодательства в области обеспечения транспортной и авиационной безопасности, а также антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. В частности, в аэропорту отсутствуют устройства технические средства обеспечения транспортной безопасности, как то: системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, а также не предоставляется информация в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по рейсам, выполняемым из аэропорта. Считая бездействие ответчика незаконным, прокурор просил обязать Общество обеспечить предоставление информации в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по рейсам, выполняемым из аэропорта, в срок до ДД.ММ.ГГГГ2024, обеспечить оснащение транспортной инфраструктуры аэропорта «Псков» сертифицированными в соответствии с Требованиями к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, как то: системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в срок до ДД.ММ.ГГГГ2024.
Представитель ответчика, не возражая против требования об обеспечении аэропорта техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, пояснила, что в настоящее время Обществом ведется работа по оснащению аэропорта необходимым оборудованием. В части требования об обязании обеспечить предоставление информации в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по рейсам, выполняемым из аэропорта, возражала против его удовлетворения, указав, что Общество не имеет собственных информационных систем, баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а регистрацию пассажиров осуществляет в системах регистрации пассажиров авиакомпаний (перевозчиков), откуда сведения автоматически поступают в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (далее – АЦБПДП). Учитывая, что целью Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» является сам факт передачи сведений в АЦБПДП, и данная информация автоматически формируется и передается перевозчиком (авиакомпанией), дублирование той же самой информации Обществом полагал хоть и соответствующим букве закона, но не целесообразным. Помимо этого, пояснила, что Общество является малым аэропортом, объем пассажиропотока которого не превышает 150 000 человек в год. Данные объемы не позволяют аэропорту выйти на самоокупаемость, Общество работает с убытком, который за 2022 год составил 23 904 000 руб. Сжатые сроки завершения начатых работ и укомплектования аэропорта необходимым оборудованием, о которых просит прокурор, создают риск банкротства Общества, в связи с чем просила установить срок исполнения требований прокурора до конца 2025 года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в судебное заседание не вился, отношения к иску не выразил.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, Общество является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является аэропортовая деятельность (л.д. 74-86,86-94).
Псковской транспортной прокуратурой в ноябре 2022 года проведена проверка соблюдения ООО «Псковский международный аэропорт «Княгиня Ольга» требований законодательства в области обеспечения транспортной и авиационной безопасности, а также антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что Обществом длительное время не выполняются обязательные требования действующего законодательства, которые выразились в ненадлежащем обеспечении объекта транспортной инфраструктуры специализированными техническими средствами и устройствами. В частности, технические средства не сертифицированы в соответствии с установленными требованиями, не обладают функциями распознавания в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, что противоречит частям 7, 10 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Помимо этого, установлено, что Общество не передает в автоматизированные централизованные базы персональных данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по рейсам, выполняемым из аэропорта.
В связи с указанным Псковский транспортный прокурор 30.11.2022 вынес Обществу представление об устранении нарушений требований законодательства в области обеспечения транспортной и авиационной безопасности, а также антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры (л.д. 13-19).
В настоящее время Обществом предприняты меры по возведению периметрового ограждения гражданского сектора аэродрома, а с внутренней стороны ограждения гражданского сектора аэродрома проложена дорога с искусственным покрытием, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 01.12.2023. В остальной части требования представления об устранении нарушений не исполнены.
В соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) под авиационной безопасностью признается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (пункт 1), она обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (абзац первый пункта 2).
Пунктом 2 статьи 84 ВК РФ установлено, что авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьей 85 этого кодекса; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов; исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.
В целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства принят Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон №16-ФЗ).
Исходя из положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона №16-ФЗ обязанность обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (пункт 3 статьи 4 Федерального закона №16-ФЗ).
К объектам транспортной инфраструктуры отнесен технологический комплекс, включающий в себя аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств (подпункт «ж» пункта 5 статьи 1 закона).
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона №16-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона №16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона №16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, а также для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством РФ и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (далее - Требования).
Согласно подпункту 30 пункта 6 Требований №1605, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны в соответствии с планом обеспечения безопасности установить технические средства обеспечения транспортной безопасности, предусмотренные частью 8 статьи 12.2 Федерального закона №16-ФЗ.
При этом субъекты транспортной инфраструктуры на основании подпункта 38 пункта 6 Требований №1605 обязаны с использованием сертифицированных в соответствии с частью 8 статьи 12.2 Федерального закона №16-ФЗ технических систем и средств досмотра, установленных на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) ее части, обеспечить обнаружение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, не допускать их перевозку, а также перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть, за исключением случаев, предусмотренных настоящим документом и правилами проведения досмотра.
Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры (аэропортов, объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного транспорта) III категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа, обязаны оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими, в том числе видеообнаружение в секторе свободного доступа и технологическом секторе; видеомониторинг в технологическом секторе зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и на периметре; передачу данных с систем видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих для этого необходимые конструктивные возможности, в течение одного месяца; выявление нарушителя в реальном времени на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; а также выявлять нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства путем непрерывного контроля работником (работниками) сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности (подп. 1 и 3 пункта 13 Требований).
Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с частью 8 статьи 12.2 Федерального закона №16-ФЗ утверждены постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 №969.
Сбор и передача данных о пассажирах является одной из мер, направленных на защиту воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства. Данная процедура осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры (аэропортами) и перевозчиками (авиакомпаниями) во взаимодействии с уполномоченными государственными органами.
В силу пункта 1 части 3 статьи 11 Федерального закона № 16-ФЗ автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (далее - АЦБПДП), а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.
Во исполнение вышеуказанной нормы приказом Минтранса России от 19.07.2012 № 243 утвержден Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных» (далее - Порядок).
В силу пункта 11 Порядка, участниками информационного взаимодействия при формировании и ведении АЦБПДП являются поставщики (перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры) и потребители информации о пассажирских перевозках, а также оператор ЕГИС ОТБ.
Субъекты транспортной инфраструктуры должны быть зарегистрированы в реестре поставщиков информации автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств.
При этом в соответствии с пунктом 18 Порядка информационное взаимодействие поставщиков информации и оператора ЕГИС ОТБ, а также оператора ЕГИС ОТБ и потребителей осуществляется на основании соглашений.
В нарушение указанных норм закона субъект транспортной инфраструктуры ООО «Псковский международный аэропорт «Княгиня Ольга» не оснастил аэропорт (объект транспортной инфраструктуры) сертифицированными в соответствии с Требованиями к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности).
В ходе рассмотрения дела также установлено, что Общество не предоставляет информацию в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по рейсам, выполняемым из аэропорта Псков (Кресты). Соглашение между Обществом и ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о передаче в установленном порядке АЦБПДП персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств не заключено.
Согласно сведениям, предоставленным по запросу суда ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» от ДД.ММ.ГГГГ2023 №2-3814/2023, ООО «Псковский международный аэропорт «Княгиня Ольга» в реестре поставщиков информации АЦБПДП не зарегистрировано, информационное взаимодействие с оператором ЕГИС ОТБ на основании соглашения в соответствии с требованиями п. 18 вышеназванного Порядка Обществом не организовано. Оператором ЕГИС ОТБ идентификатор поставщика информации Обществу не присваивался.
Согласно пункту 5 Требований, данный документ содержит императивные нормы, обязательные для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Таким образом, на ООО «Псковский международный аэропорт «Княгиня Ольга», являющимся субъектом транспортной инфраструктуры, возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – аэропорта «Псков» (категория объекта III) в соответствии с действующими Требованиями и законодательными нормами.
Действующим законодательством в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства предусмотрено наличие конкретных технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также информационное взаимодействие при формировании и ведении АЦБПДП, его отсутствие является нарушением установленных законодательством правил.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставление информации в АЦБПДП нецелесообразно, поскольку необходимая информация поступает в ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» от перевозчиков, судом во внимание не принимаются ввиду несостоятельности, поскольку данная обязанность возложена законом как на субъекта транспортной инфраструктуры, так и на перевозчика.
По указанным основаниям суд полагает довод о недостаточности финансовых средств для обеспечения необходимым оборудованием в настоящее время также необоснованным.
По совокупности указанного, основываясь на приведенных нормоположениях, а также, учитывая, что ответчиком не оспаривались установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
На основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход муниципального образования «Город Псков» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд в соответствии со ст. 206 ГПК РФ считает возможным установить срок исполнения обязанности до ФИО62024, находя его разумным и позволяющим ответчику исполнить решение суда.
Руководствуясь статьями 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Псковского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Псковский международный аэропорт «Княгиня Ольга» в срок до ДД.ММ.ГГГГ2024:
- обеспечить предоставление информации в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по рейсам, выполняемым из аэропорта Псков (Кресты) в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», на основании соглашения, заключенного с оператором ЕГИС ОТБ в соответствии с требованиями п. 18 «Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных», утверждённого приказом Минтранса России от 19.07.2012 №243;
- обеспечить оснащение объекта транспортной инфраструктуры аэропорта «Псков» сертифицированными в соответствии
с Требованиями к функциональным свойствам технических средств
обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением
Правительства, Российской Федерации от 26.09.2016 № 969, техническими
средствами обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио-
и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи
информации, предназначенные для использования на объектах транспортной
инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Псковский международный аэропорт «Княгиня Ольга» в доход муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Лугина Р.Н.
Мотивированное решение составлено 28.12.2023.