Дело № 2-114/2023
УИД: 44RS0014-01-2023-000018-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Островское 20 февраля 2023 года
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Сапоговой Т.В.,
при секретаре Мартынове Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Администрация Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области обратилась в Островский районный суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - подвесной пешеходный мост через р.Мера, протяженностью 40м., находящийся между населенными пунктами п.Красная Поляна и д.Ивахово, кадастровый №.
Требования мотивированы тем, что 06.10.2021г. по заявлению администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области 06.10.2021г. объект недвижимого имущества – подвесной пешеходный мост через р. Мера, назначение объекта – иное сооружение (мостовое сооружение), протяженностью 40 м. между населенными пунктами п. Красная Поляна и д.Ивахово было принято на учет Управлением Росреестра по Костромской области как бесхозяйное имущество.
До постановки на учет объекта как бесхозяйного администрацией Островского сельского поселения направлялись запросы о наличии (отсутствии) данного имущества: в МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях, которое ведет учет имущества, находящегося в федеральной собственности; в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, который ведет учет имущества, находящегося в собственности Костромской области, в администрацию Островского муниципального района Костромской области, которая ведет учет имущества, находящегося в муниципальной собственности района. Получены ответы об отсутствии данного имущества в реестрах недвижимости.
В силу закона по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя и поддержании требований. Ранее в судебном заседании заместитель главы администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области ФИО2 поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд признать за муниципальным образованием Островское сельское поселение Островского муниципаль- ного района Костромской области право муниципальной собственности на объект недвижимости - подвесной пешеходный мост через р.Мера, протяженностью 40м., расположенный между населенными пунктами п.Красная Поляна и д.Ивахово, кадастровый №. В отношении данного объекта были проведены кадастровые работы, объект был поставлен на учет на основании решения Островского районного суда Костромской области. Данный мост в большей его части находится в границах территории населенного пункта п.Красная Поляна. Сведениями о том, кем фактически был построен мост, администрация поселения не располагает. В д. Ивахово в настоящее время никто из жителей не проживает. Периодически данным подвесным пешеходным мостом пользуются работники Россетей для облуживания электроподстанции. Администрация поселения обратилась с заявлением в суд о признании права муниципальной собственности, чтобы осуществлять его надлежащее обслуживание и решения вопросов прав собственника.
Заинтересованное лицо- администрация Островского муниципального района Костромской области извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. В отзыве на заявление представитель заинтересованного лица указал, что не имеется возражений относительно удовлетворения требований заявителя, администрация Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области является уполномоченным лицом, обладающим правом на обращение в суд с заявлением о признании права собственности на подвесной пешеходный мост через р.Мера, протяженностью 40 м., находящийся между населенными пунктами п. Красная Поляна и д. Ивахово. Спор о праве отсутствует.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. В отзыве представитель Управления Росреестра по Костромской области указал, что принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. В настоящее время в ЕГРН имеется регистрационная запись № от 06.10.2021г. о принятии на учет бесхозяйного имущества по адресу: Костромская область, Островский район, между населенными пунктами п. Красная Поляна и д. Ивахово. В соответствии с абз. 2 п.2 ст. 225 Гражданского кодекса РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Под бесхозяйной вещью в соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ понимается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Согласно ст.1 Закона Костромской области от 04.12.2015 N 38-6-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения" На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепить за сельскими поселениями Костромской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 24, 26, 31, 33.1, 33.2, 34, 37 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пп.4 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Островское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В судебном заседании установлено, что решением Островского районного суда Костромской области от 21.05.2021г. по делу №2-108/2021. (вступило в законную силу 29.06.2021г.) на администрацию Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области возложена обязанность принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйных объектов, расположенных на территории Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, в том числе в отношении подвесного пешеходного моста через р. Мера по адресу: Костромская область, Островский район, между населенными пунктами п. Красная Поляна и д. Ивахово.
Судом установлено, что Решением Совета депутатов Островского сельского поселения от 12.12.2010г. № 32 (в ред. от 24.08.2022 № 213) утверждено Положение о порядке оформления бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, согласно которому установлен порядок оформления в муниципальную собственность Островского сельского поселения бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории поселения.
Согласно п. 3 данного Положения муниципальное имущество Островского сельского поселения предназначено для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Основания приобретения и прекращения муниципальной собственности Островского сельского поселения устанавливаются действующим федеральным законодательством (п. 10 Положения).
Фактически бесхозность недвижимого имущества - и отсутствие на него прав других лиц подтверждается следующими письменными доказательствами:
-выпиской от 13.02.2023г. № КУВИ -№ из Единого государственного реестра недвижимости, ведение которого осуществляет Филиала ППК Роскадастра по Костромской области;
-информацией МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях согласно которой в реестре государственного имущества в реестре Федерального агентства по управлению государственным имуществом данный объект отсутствует;
-информацией Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, согласно которой в реестре государственного имущества Костромской области данный объект отсутствует;
- информацией администрации Островского муниципального района от года, согласно которой мост через реку Мера, между населенными пунктами п.Красная Поляна и д.Ивахово, кадастровый № в реестре муниципального имущества Островского муниципального района отсутствует;
- информацией Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, согласно которой данный объект в реестре муниципального имущества Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области отсутствует.
Согласно п.5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 9 и п.11 данного Приказа учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно Уведомлению Управления Росреестра по Костромской области от 06.10.2021г. № КУВД-001/2021-38525028 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись № о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества: иное сооружение (мостовое сооружение) подвесной пешеходный подвесной мост через реку Мера, протяженностью 40м., расположенный по адресу: Костромская область, Островский район, между населенными пунктами п. Красная Поляна и д. Ивахово на основании заявления администрации Островского сельского поселения от 06.10.2021г.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что в течение года с момента постановки объекта на учет бесхозяйного имущества никто своих прав на данный объект не заявил, спор о праве отсутствует.
Согласно выписки из ЕГРН от 13.02.2023г. иное сооружение (мостовое сооружение) подвесной пешеходный подвесной мост через р.Мера, протяженностью 40м., расположенный по адресу: Костромская область, Островский район, между населенными пунктами п. Красная Поляна и д. Ивахово, кадастровый № принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости по заявлению администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области 06.10.2021г., в ЕГРН отсутствуют сведения о заявленных в судебном порядке прав требований, ограничений прав и обременений, государственной регистрации сделки, ограничения права.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что заявление администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – иное сооружение (мостовое сооружение) подвесной пешеходный подвесной мост через реку Мера, протяженностью 40м., расположенный по адресу: Костромская область, Островский район, между населенными пунктами п. Красная Поляна и д.Ивахово, кадастровый № обосновано и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 293, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области.
Признать за муниципальным образованием Островское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь- иное сооружение (мостовое сооружение), подвесной пешеходный мост через р. Мера, протяженностью 40 м., расположенный по адресу: Костромская область, Островский район, между населенными пунктами п. Красная Поляна и д. Ивахово, кадастровый №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Сапогова Т.В.