дело № 2-2457/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2023 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Рейф Н.А.,
при секретаре Бутыркиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области к публичному акционерному обществу «Сбербанк России», Иванову С.А. о взыскании излишне перечисленных страховых выплат,
установил:
ОСФР по Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в период работы в опытно-производственном хозяйстве «Тоцкое» в результате несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ., Иванову А.С. по заключению ВТЭК от 25.11.1991 г. установлена утрата профессиональной трудоспособности 50% - бессрочно. Приказом ГУ – Оренбургского регионального отделения социального страхования РФ № от 11.02.2000 г. Иванову А.С. была назначена ежемесячная страховая выплата в сумме 538,57 рублей. В соответствии с приказом отделения Фонда от 02.12.2009 г. №-В, на основании заявления Иванова А.С. страховые выплаты перечислялись на лицевой счет № в Сорочинском отделение № ПАО Сбербанк на имя Иванова А.С. С учетом ежегодных индексаций проводимых в соответствии с п.11 ст.12 ФЗ №125-ФЗ и согласно приказа отделения Фонда от 10.02.2022 г. №-В размер ежемесячных страховых выплат, назначенных Иванову А.С. в период с 01.02.2022 г. – бессрочно составил 10 234,50 рублей. Согласно записи акта о смерти № от 27.12.2022 г. размещенной отделом записи актов гражданского состояния отделом ЗАГС администрации МО г. Новотроицка в Оренбургской области в Едином государственном реестре актов гражданского состояния, застрахованный Иванов А.С. умер 22.12.2022 г. В связи с чем, на основании приказа отделения Фонда от 12.01.2023 г. №-В, ежемесячные страховые выплаты Иванову А.С. были прекращены с 01.01.2023 г. Отделением Фонда были излишне перечислены страховые выплаты Иванову А.С. на лицевой счет № за январь 2023 г. в сумме 10 234,50 рублей - платежное поручение № от 27.12.2022 г. 18.01.2023 г. отделение Фонда направило в Оренбургское отделение № ПАО Сбербанк России письмо за № с просьбой о возврате излишне перечисленных сумм страховых выплат со счета Иванова А.С. Однако на указанное письмо ПАО Сбербанк ответил отказом, порекомендовав обратиться за возвратом денежных средств к наследникам Иванова А.С.
Просит обязать ответчика ПАО Сбербанк, списать в пользу истца ошибочно перечисленные ежемесячные страховые выплаты в сумме 10 234,50 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен Иванов С.А.
В судебное заседание представитель истца ОСФР по Оренбургской области не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика ПАО Сбербанк в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела. В представленном письменном отзыве просил в удовлетворении требований к ПАО Сбербанк отказать, так как право распоряжаться денежными средствами, зачисленными на счет лица, открывшего счет, принадлежит наследникам умершего вкладчика.
Ответчик Иванов С.А. в судебное заседание не явился, о дне, месте времени проведения судебного заседания извещался, причину неявки не сообщил.
В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Поскольку стороны не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Огласив исковое заявление, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (до 01.01.2023 года ГУ – Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» № 236 - ФЗ от 14.07.2022 года) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является единым страховщиком по обязательному социальному страхованию и осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что является видом социального страхования и предусматривает: возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона застрахованный - это физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности. Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованным в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности (пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 указанного Закона ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.
На основании части 2 статьи 20 Федерального закона № 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.
Управление указанными средствами осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в лице его территориальных органов, средства Фонда расходуются строго по целевому назначению.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что с 11.02.2000 года Иванов А.С. являлся получателем ежемесячной страховой выплаты в связи с травмой на производстве, пришедшей к утрате 50% профессиональной трудоспособности, на основании приказа от 11.02.2000 года №.
02 декабря 2009 года между ОАО Сбербанк и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ранее ГУ - ОРО ФСС РФ) был заключен договор о зачислении денежных средств на счета по вкладам, по условиям которого банк по поручению и за счет клиента осуществляет зачисление денежных средств физическим лицам на счета по вкладам в соответствии с расчетными документами фонда.
В силу волеизъявления застрахованного лица и на основании приказа от 02.12.2009 года №-В денежные средства фондом выплачивались Иванову А.С. посредством перечисления на лицевой счет №, открытый в Сорочинском отделении № на имя Иванова А.С.
С учетом ежегодных индексаций, проводимых в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального Закона №125-ФЗ и согласно приказу отделения фонда от 10.02.2022 года №-В размер ежемесячных страховых выплат, назначенных Иванову А.С. в период с 01.02.2022 года – бессрочно, составлял 10234,50 рублей.
Согласно поступившим сведениям Управления ЗАГС администрации г. Оренбурга застрахованный Иванов А.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись акта о смерти № II-Ра №.
В связи с получением сведений о смерти застрахованного лица ГУ - ОРО ФСС РФ издан приказ от 12.01.2023 года № № о прекращении ежемесячной выплаты Иванову А.С. с 01.01.2023 года.
Вместе с тем за январь 2023 на счет Иванова А.С. были произведены страховые выплаты в общем размере 10234,50 рублей, что подтверждается платежным поручением от 27.12.2022 года №, а также отражено в выписке по счету ПАО Сбербанк.
В связи с тем, что право на получение страховых выплат Иванова А.С. было утрачено, отделение фонда направило в ПАО Сбербанк письмо с требованием о возврате излишне перечисленных денежных средств со счета Иванова А.С., которое оставлено банком без удовлетворения ввиду невозможности распоряжаться денежными средствами, хранящимися на счете умершего лица, и рекомендовано обратиться к его наследникам.
На основании пункта 1 статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации временем (днем) открытия наследства является день смерти гражданина.
На основании статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно материалам наследственного дела, заведенного нотариусом Тоцкого городского округа Оренбургской области ФИО3., после смерти Иванова А.С. наследником по закону, принявшим наследство в установленном законом порядке, является его сын Иванов С.А.
Наследник Иванов В.А. на основании поданного заявления отказался от наследства в пользу Иванова С.А.
Сведений об иных наследниках материалы наследственного дела не содержат.
Таким образом, Иванов С.А. является единственным наследником после смерти своего отца Иванова А.С.
В силу статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью.
Согласно статье 383 Гражданского кодекса Российской Федерации переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.
Положениями пункта 2 статьи 418 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора.
Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно пункту 2 указанной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также, если их переход в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами (статья 418, пункт 2 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенных положений следует, что в состав наследственного имущества входят вещи и иное имущество, принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства (то есть на день смерти гражданина). При этом в состав наследства не входят личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Таким образом, для признания того или иного имущества подлежащим наследованию необходимо определить, что данное имущество принадлежало наследодателю на день смерти и не было связано с его личными неимущественными правами.
Право гражданина на страховое обеспечение в связи с утратой им профессиональной трудоспособности в результате производственной травмы относится к его личным неимущественным правам и не входит в состав наследства. Это означает, что наследованию не подлежит право гражданина на обеспечение по социальному страхованию, прекратившееся вследствие его смерти.
Как усматривается из материалов дела, являющиеся предметом настоящего правового спора денежные средства в размере 10 234,50 рублей являются страховыми выплатами, начисленными и перечисленными на счет Иванова А.С. за период после его смерти, то есть данные выплаты наследникам ко дню открытия наследства не принадлежали.
Зачисленная на счет застрахованного лица в банке сумма страховых выплат за конкретный период не относится к его личным неимущественным правам, а приобретает статус имущества. В данном случае речь идет не о самом праве на получение возмещения вреда, а о праве на конкретную сумму, выплаченную в качестве возмещения вреда, то есть не о субъективном праве на получение средств определенного рода, а о реализованном субъективном праве в отношении конкретной выплаченной суммы.
При этом объем наследственного имущества, полагающегося передаче наследникам, формируется в момент смерти наследодателя, а потому все имеющиеся денежные средства на счете умершего Иванова А.С. на момент признания его умершим входят в состав наследства и подлежат передаче наследнику.
Следовательно, перечисленные после 22.12.2022 года страховые выплаты в сумме 10 234,50 рублей не могли принадлежать умершему, а следовательно, не могут входить в состав наследственной массы, так как основаниям для прекращения выплат является смерть пострадавшего (пункт 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, смерть Иванова А.С. является юридическим фактом, прекращающим обязанность фонда производить ежемесячные страховые выплаты.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве являются федеральной собственностью.
Таким образом, спорные денежные средства являются федеральной собственностью и находятся в его оперативном управлении.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года разъяснено, что в соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации наследованию не подлежат и исключаются из наследственной массы суммы ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, ошибочно перечисленные после смерти их получателя.
В силу вышеприведенных норм закона, поскольку согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, перечисленные истцом на счет Иванова А.С. ежемесячные страховые выплаты в размере 10 234,50 рублей были выплачены фондом социального страхования излишне, находились на банковском счете наследодателя, распоряжаться которым правомочны наследники, вступившие в права наследования, а именно наследник Иванов С.А., в связи с чем суд находит предъявленные к нему требования обоснованными и взыскивает с ответчика в пользу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области денежные средства в сумме 10 234,50 рублей.
Рассматривая требования, предъявленные к ПАО Сбербанк, суд не находит оснований для их удовлетворения в связи со следующим.
Согласно положениям статей 834, 845, 854, 848, 858 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 36, 37 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с момента зачисления денежных средств на вклад, право распоряжения ими принадлежит клиенту - владельцу вклада или уполномоченным им лицам, и может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законом, и банк не вправе определять и контролировать направление использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором ограничения его права распоряжения денежными средствами, и при наступлении смерти вкладчика право распоряжаться денежными средствами на счете переходит к наследникам умершего согласно презумпции универсального правопреемства, предусмотренной статьей 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, то суд приходит к выводу, что ПАО Сбербанк не является участником правоотношений по выплате ИвановуА.С. страховых выплат, а только производит зачисление денежных средств на его лицевой счет на основании выставленных Фондом платежных поручений, и у банка, являющегося расчетно-кредитным учреждением, отсутствуют законные основания для списания денежных средств, необоснованно выплаченных страховщиком и зачисленных на счет умершего гражданина по распоряжению Фонда, и в удовлетворении исковых требований к ПАО Сбербанк суд отказывает.
При этом, суд также учитывает, что денежные средства, которые были перечислены Фондом на счет Иванова А.С. после смерти последнего, на момент рассмотрения дела судом на данном счете отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199,233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области к публичному акционерному обществу «Сбербанк России», Иванову С.А. о взыскании излишне перечисленных страховых выплат удовлетворить частично.
Взыскать с Иванова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, в пользу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, ОГРН 1035605500810, неосновательное обогащение в виде излишне перечисленных на счет Иванова А.С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, страховых выплат в размере 10 234,50 рублей.
В удовлетворении требований предъявленных к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию Оренбургского областного суда через Центральный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья Н.А. Рейф
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2023 года.