Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-615/2023 (2-2152/2022;) ~ М-1569/2022 от 07.10.2022

Дело № 2-615/2023

24RS0004-01-2022-002049-26

        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Березовка                               19 октября 2023 года                             

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Тоночакова И.В.,

при секретаре Потапчик О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края, Чеботникову А.А о признании договоров аренды недействительным, применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Березовского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края, Чеботникову А.А о признании договора аренды недействительным, применении последствий недействительности сделки. Требования мотивированы тем, что постановлением администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края <дата> без проведения торгов Чеботникову А.А. предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 24:04: 341 853 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. » . В качестве оснований для предоставления земельного участка в постановлении приведены пп. 19 п. 2 ст. 39.6, пп. 17 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ. В нарушение п. 3 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» земельный участок, предоставленный Чеботникову А.А., значительно превышает максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Кроме того, согласно ст. 60 Правил землепользования и застройки п. Березовка, определяющей виды разращённого и условно-разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне «СХ-1» «Зона сельскохозяйственных угодий», не предусмотрено предоставление земельных участков для культивирования сельскохозяйственной продукции. Также в нарушение требований ст. 39.18 ЗК РФ, администраций п. Березовка извещение о предоставлении земельного участка не публиковалось, чем нарушены права неопределенного круга лиц на возможность направления в орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка. Прокурор полагает, что постановление администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края от 23.07.2020 210 года № 210 нарушает требования закона, посягает на публичные интересы, в связи с чем подлежит признанию недействительным в силу ничтожности. На основании вышеизложенного, прокурор Березовского района Красноярского края просит признать незаконным и отменить постановление администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края от 23.07.2020 года «О предоставлении Чеботникову А.А. земельного участка с кадастровым номером 24<адрес>»; признать недействительным и расторгнуть договор аренды от <дата> земельного участка с кадастровым номером 24: заключенный между администрацией п. Березовка <адрес> Красноярского края и Чеботникову А.А; применить последствия недействительности ничтожной сделки и обязать Чеботникова А.А. возвратить земельный участок с кадастровым номером: 24:, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. <адрес>» , администрации п. Березовка <адрес> Красноярского края.

В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора Березовского района Красноярского края Гриднев С.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края, ответчик Чеботников А.А., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

Дело слушается в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ, против которого помощник прокурора Березовского района Красноярского края не возражал.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1 и 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, прокурору предоставлено право на обращение в суд с исковым заявлением в случае выявления нарушений требований законодательства, допущенных органами местного самоуправления. Из искового заявления прокурора следует, что он обратился в суд в целях защиты интересов общества и государства, то есть неопределенного круга лиц.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс РФ.

В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Одновременно в п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, должна осуществляться, соответственно, способами, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

Согласно положениям статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено право граждан на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности, без проведения торгов в соответствии с установленным порядком.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов при предоставлении земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает установленные данной статьей действия, в том числе, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение, в том числе о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1) и населенных пунктов (подпункт 2).

Из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1, статьи 7, пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, градостроительных регламентов и требованиями законодательства.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частями 1, 9, 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), и зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно Приказу Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 (ред. от 23.06.2022) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 № 61482) земли сельскохозяйственного назначения предназначены для ведения сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе животноводство (1.7), которые являются видами сельскохозяйственного использования земельных участков. Животноводство - осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.8 - 1.11, 1.15, 1.19, 1.20.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства регулируются в частности, Федеральным законом от 7 июля 2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в соответствии с которым личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (часть 1 статьи 2). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (часть 2 статьи 2).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2).

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3).

В силу п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

С учетом изложенного, земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, могут относиться либо к категории земель населенных пунктов (приусадебный участок), либо земель сельскохозяйственного назначения (полевой участок).

Таким образом, федеральным законодателем определен различный правовой режим в отношении земельных участков в зависимости от их расположения в границах населенного пункта либо за пределами населенного пункта.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (часть 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве).

В силу п. 3 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.

Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам (пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.

Судом установлено, что 07.07.2023 года Чеботников А.А. обратился с заявлением о продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:04:0107001:2089.

Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от <дата> в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6, пп. 12 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ Чеботникову А.А. предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, 3 км. на <адрес>» . площадью 341 853 кв.м., с кадастровым номером 24:, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – культивирование сельскохозяйственной продукции.

На основании указанного постановления <дата> между администрацией п. Березовка <адрес> и Чеботникову А.А заключен договор аренды земельного участка , согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на три года земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, 3 км. на юг от 848 км а/в дороги М-53 «Байкал» . площадью 341 853 кв.м., с кадастровым номером 24:04:0107001:2089, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – культивирование сельскохозяйственной продукции.

Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке <дата>.

Земельный участок, предоставленный Чеботникову А.А., значительно превышает предусмотренный максимальный размер. Так, площадь спорного земельного участка составляет 341 853 кв.м., что в разы превышает потребность для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе с целью культивирования сельскохозяйственной продукции, который осуществляется не в целях предпринимательской деятельности.

Таким образом, в рассматриваемом случае судом установлено, что после поступления заявления о предоставлении земельного участка от Чеботникову А.А, администрацией предоставлен земельный участок, превышающей установленный законом максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> сформулирована правовая позиция, согласно которой подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ в системе действующего правового регулирования предусматривает исключение из общего правила о предоставлении на торгах права аренды определенных видов земельных участков. В свою очередь, положения пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (о максимальном размере площади земельных участков, которые могут находиться у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) устанавливают гарантии для справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах. Предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. Соответствующие полномочия в данной сфере регулирования в силу статей 72 (пункты «в», «к» части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации предоставлены субъектам Российской Федерации (определения от 24 сентября 2012 года N 1584-0, от 17 февраля 2015 года N 366-0 и от 19 июля 2016 года N 1549-0).

Таким образом, с учетом сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации позиции о применении к правоотношениям по заключению без торгов договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, положений Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», суд полагает основанными на ошибочном понимании норм материального права доводы ответчика об отсутствии в действующем законодательстве ограничений площади земельного участка, предоставляемого гражданину в соответствующих целях.

Кроме того, судом учтено, что статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регламентированы предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Таким образом, установление предельных размеров земельных участков для сельскохозяйственных нужд отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и регулируется региональным законодательством.

В силу ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено предоставление гражданам земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, которым предусмотрено, что гражданам, указанная категория земель, предоставляется для ведения личного подсобного хозяйства. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются органами местного самоуправления (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков с обязательным предварительным опубликованием соответствующих извещений и проведением в последующем торгов, обеспечивает эффективное использование публичной собственности, гарантирует справедливое и открытое распределение таких земель, направлено на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключение необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим.

Процедура предоставления земельных участков должна обеспечивать справедливость, публичность, открытость и прозрачность, исключать предоставление необоснованных преимуществ.

Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.

Оценив вышеизложенные положения и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для принятия постановления администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края от 32.07.2020 года № 210 и заключения договора аренды с использованием льготного порядка, предусмотренного подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось.

Так, из материалов дела следует, что Чеботников А.А. подавал заявление на предоставление земельного участка как гражданин, что предусматривает ведение личного подсобного хозяйства, спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Земельный участок должен был быть предоставлен для личного пользования арендатора, а не в значительном объеме и на больших площадях, что характерно для коммерческой деятельности. При этом, при заключении оспариваемого договора аренды земельного участка в нарушение требований земельного законодательства, извещение о предоставлении Чеботникову А.А. земельного участка органами местного самоуправления не опубликовывалось, аукцион не проводился. В рассматриваемом случае, земельный участок такой площади не мог быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства без проведения конкурентных процедур.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 постановления Пленума N 25).

Поскольку постановление администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края от 23.07.2020 года принято и оспариваемый договор аренды заключен в нарушение требований закона, при этом неправомерные действия по распоряжению земельным участком нарушают права государства (Российской Федерации), установленный правопорядок, а также права неопределенного круга лиц, которые могут претендовать на предоставление им участка на основании закона, то оспариваемый договор аренды квалифицируется как ничтожная сделка, для оспаривания которой в интересах неопределенного круга лиц вправе обратиться прокурор на основании ст. 45 ГПК РФ.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (п. 2 ст. 167 ГК РФ).

Учитывая вышеизложенное, суд, руководствуясь положениями статей 7, 39.6, 39.11, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Закона Красноярского края от 04.12.2008 №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что постановление администрации п. Березовка <адрес> Красноярского края от <дата> и договор аренды от <дата> земельного участка с кадастровым номером 24:04:0107001:2089, заключенный между администрацией п. Березовка <адрес> Красноярского края и Чеботниковым А.А., не соответствует требованиям пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушает установленный статьями 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок распоряжения земельными участками, посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, и в соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недействительными в силу ничтожности, а полученный земельный участок подлежит возврату арендодателю администрации Березовского района Красноярского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края, Чеботникову А.А о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки удовлетворить.

Признать недействительным и отменить постановление администрации п. Березовка <адрес> Красноярского края от <дата> «О предоставлении Чеботникову А.А земельного участка с кадастровым номером 24:04:, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, пгт. Березовка, 3 км на юг от 848 км а/в дороги М-53 «Байкал», в аренду сроком на три года».

Признать недействительным договор аренды земельного участка от <дата> с кадастровым номером 24:04, заключенный между администрацией п. Березовка Березовского района Красноярского края и Чеботникову А.А.

Возложить обязанность на Чеботникову А.А возвратить земельный участок с кадастровым номером: 24:04:, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, пгт. Березовка, 3 <адрес> в распоряжение администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                            И.В. Тоночаков

Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2023 года.

Копия верна

Судья                                        И.В. Тоночаков

2-615/2023 (2-2152/2022;) ~ М-1569/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Березовского района
Ответчики
Администарция п.Березовка
Чеботников Антон Александрович
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Суд
Березовский районный суд Красноярского края
Судья
Тоночаков И.В
Дело на странице суда
berez--krk.sudrf.ru
07.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2022Передача материалов судье
11.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.01.2023Предварительное судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
21.06.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
19.10.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее